• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Качественные и количественные методы исследований в психологии

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психология в бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» являются: формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:  основные психологические методы анализа и измерения в психологии, их возможности и ограничения;  основы и особенности проведения психологических исследований;  специфику обработки данных, полученных при помощи качественных и количественных методов сбора информации;  основные источники и возможности появления ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, деятельности, группы, организации, системы управления, пути и способы их недопущения и компенсации. Уметь:  ориентироваться в современных научных концепциях и исследованиях, самостоятельно анализировать их методологические и теоретические основы в целях определения и выбора адекватных методов и методик для конкретного психологического исследования проблемы;  организовать и провести психологическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, используя качественные и количественные методы получения эмпирических данных;  применять стандартные исследовательские методики;  использовать статистические программы для обработки данных. Владеть навыками:  планирования, организации и проведения психологического исследования;  оптимального выбора и разработки психологических измерительных процедур;  статистического анализа данных, включающего использование современного программного обеспечения;  разработки психологически обоснованных рекомендаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уметь создавать дизайн прикладного исследования
  • Уметь пользоваться качественными методами исследования для прикладных задач
  • Овладеть основами количественного анализа данных
  • Овладеть навыком делать прикладные выводы из данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет формулировать исследовательские вопросы и выполнять поиск литературы, знает этические принципы психологических исследований.
  • Знает основные источники психологических данных, умеет выбирать стратегию построения выборки.
  • Знает основные положения классической тестовой теории, умеет планировать исследования по валидизации психометрических инструментов.
  • Знает критерии валидности качественных данных и основные качественные методы, умеет проводить интерпретативный феноменологический анализ.
  • Знать: критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных; основные принципы интерпретации данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
  • Навык составления сценария интервью
  • Навык разработки анкет и опросников
  • Владение методом семантического дифференциала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Планирование исследования: постановка проблемы, обзор литературы, этические стандарты
  • Источники психологических данных и стратегии построения выборки
  • Проблемы измерения в психологии: надежность и валидность измерений
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
    Этические принципы работы с респондентами-людьми и средства их реализации в научных исследованиях: процедуры информированного согласия, дебрифинг, обеспечение конфиденци- альности. Этические стандарты в психодиагностике: принципы International Test Commission. Этические стандарты научных исследований и научных публикаций и виды их нарушений: пла- гиат, самоплагиат (двойная публикация), избирательная публикация, фабрикация данных, нарушение чужих авторских прав, сокрытие истинного авторства. Этические стандарты Амери- канской психологической ассоциации.
  • Тема 5. Источники психологических данных
    Понятия переменной, случая/наблюдения (case), латентного конструкта и его операционализации. Виды переменных по отношению к гипотезам. Общее представление об основных методах сбора данных в психологии и их разновидностях: наблюдение, беседа (интервью и фокус- группы), анкетирование, архивный метод, измерение (объективные измерения, психофизика и психометрика). Выборки. Понятия выборки и генеральной совокупности. Понятие распределения. Общее представление о законе больших чисел. Нормальное распределение как параметрическое распределение: понятия среднего, дисперсии и стандартного отклонения. Свойства теоретического нормального распределения, расчёт вероятности получения индивидуального значения на основе параметров нормального распределения. Связь объёма выборки с точностью выборочных оценок на примере стандартной ошибки среднего. Общие требования к объёму выборок. Репрезентативность выборки и эффект выборки (sampling bias). Стратегии формирования выборок: случайный отбор, стратометрический (стратифицированный отбор), кластерный отбор, смешанные стратегии, методы «снежного кома», удобной выборки (convenience sample), самоотбора. Особенности добровольцев. Исследования в сети Интернет: возможности и ограничения, проблемы репрезентативности, полезные ресурсы для проведения исследований.
  • Метод опроса и техника семантического дифференциала
    Общая характеристика, история и место опроса среди других методов сбора первичных данных. Виды опроса – очный (интервью) и заочный (анкета). Возможности анкетирования в социально-психологическом исследовании. Типология видов анкетирования, их преимущества и недостатки. Способы распространения и сбора анкет. Проблема анализа анкетной информации. Составление опросника. Общий план опросника. Программный вопрос исследования. Последовательность этапов разработки опросника. Факторы, определяющие очередность и количество вопросов, их форму, стиль и язык формулирования и т.д. Виды вопросов: по содержанию (выявляющие факты поведения, мнения и отношения, интенсивность отношений или оценок); по характеру (прямые и косвенные, открытые и закрытые); по функции (вводные, основные, переходные, фильтры, контрольные). Правила формулирования вопросов. Требования к формулированию вариантов ответа. Типы мотивации респондентов к участию в опросе, их установки на ситуацию опроса в целом и ее отдельные элементы. Установление психологического контакта в опросе, средства его достижения. Технология семантического дифференциала (СД) как вида опросника. Принципы разработки шкал для СД, правила составления инструкции, технология обработки результатов СД.
  • Метод наблюдения и анализа документов
    Место наблюдения в комплексном социально-психологическом исследовании. Признаки научного наблюдения. Наблюдение как метод и методика. Виды наблюдения. Свободное и целенаправленное наблюдение. Систематическое наблюдение. Внешнее и включенное наблюдение. Открытое и скрытое наблюдение. Полевое и лабораторное наблюдение. Объект и предмет наблюдения. Предмет социально-психологического наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы людей в определенной социальной среде или ситуации. Организация наблюдения. Проблема выбора «единицы наблюдения». Единицы наблюдения и категории языка описания наблюдаемого. Построение сетки наблюдения, определение качественных и количественных единиц фиксации данных наблюдения. Технология создания протокола наблюдения Анализ документов как разновидность общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. Документы как специально созданные человеком предметы, предназначенные для передачи или хранения информации и их анализ в социально-психологическом исследовании. Виды документов: по способу фиксации данных (письменные, иконографические, фонетические, аудиовизуальные); по статусу источника (официальные и неофициальные); по степени персонификации (личные и общественные); по характеру информации (первичные и вторичные) и т.д. Традиционные и формализованные методы анализа документов. Контент-анализ как формализованный количественный метод анализа документов. История возникновения и развития контент-анализа. Понятия, процедуры и этапы контент-аналитического исследования. Единицы контент-анализа. Категории и подкатегории как качественные (смысловые) единицы контент-анализа. Требования к выделению категорий контент-анализа. Индикаторы категорий. Количественные единицы контент-анализа: единицы контекста и единицы счета. Кодировочная инструкция, требования к ее составлению. Словарь индикаторов категорий. Пилотажная кодировка текста. Статистическая обработка данных контент-анализа. Процентные и частотные распределения. Методика Ч. Осгуда оценки зависимости между элементами содержания текста. Интерпретация полученных в контент-анализе количественных данных. Основные принципы интент-анализа, когнитивного картирования и ивент-анализа как видов анализа документов.
  • Качественные методы сбора и анализа данных
  • Метод эксперимента и квазиэксперимента
    Роль эксперимента в выделении социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины, наиболее значимые в истории социальной психологии эксперименты и их результаты. Эксперимент как средство проверки каузальных гипотез. Типы причинно-следственных связей в социальной психологии. Эксперимент как научно-исследовательская деятельность. Этапы экспериментального исследования: теоретический (постановка проблемы); методический (разработка экспериментального плана); собственно экспериментальный; аналитический (обработка и интерпретация результатов). Параметры экспериментальной процедуры, экспериментальные переменные. Различные экспериментальные схемы в социальной психологии, их достоинства и недостатки. Проблема качества социально-психологического эксперимента, основные понятия и критерии оценки.
  • Частотный анализ (описательные статистики)
    Обнаружение ошибок ввода. Коробчатая диаграмма. Способы и средства графического представления данных.
  • Корреляционный анализ
    Особенности корреляционного исследования. Задачи, решаемые с помощью корреляций. Задачи, не решаемые с помощью корреляционного отношения. Коэффициент корреляции Пирсона. Ранговый коэффициент корреляции Спирмана. Коэффициент «Тау» Кенделла. Частный корреляционный коэффициент. Проверка значимости корреляционной связи.
  • Сравнение средних
    Задачи, решаемые с помощью метода сравнения средних. Сравнение двух независимых выборок (t-тест Стьюдента для независимых выборок). Сравнение двух зависимых выборок (t-тест Стьюдента для зависимых выборок). Сравнение более двух независимых выборок (одно-факторный дисперсионный анализ). Сравнение более двух зависимых выборок (однофакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями). Непараметрические критерии: критерий U-тест Манна-Уитни, W-тест Уилкоксона, H-тест Краскела-Уоллиса как непараметрический аналог дисперсионного анализа для независимых выборок, тест Фридмана как непараметрический аналог дисперсионного анализа для зависимых совокупностей.
  • Факторный анализ
    Область применения факторного анализа в психологических исследованиях. Задачи, ре-шаемые с помощью факторного анализа. Эксплораторный факторный анализ. Конфирматорный факторный анализ. Особенности факторноаналитического исследования. Факторизация. Задача вращения. Факторные нагрузки. Интерпретация факторов.
  • Подготовка отчета об исследовании
    Основные виды научных публикаций, содержащих результаты исследований: статья, монография, выпускная квалификационная работа, диссертация, тезисы. Особенности статьи как основной формы представления результатов исследования. Структура статьи: заглавие, ключевые термины, аннотации, историография темы, гипотезы, инструментарий, описание объекта, описание и обсуждение результатов, выводы. Требования к формулированию заглавия. Построение основного текста. Типичные ошибки, встречающиеся в письменных текстах. Основные принципы редактирования текста. Значение вспомогательного аппарата публикации. Примечания, правила оформления. Ссылки на источники: внутритекстовые, подстрочные, затекстовые. Типы оформления ссылок. Правила оформления библиографических списков, российские и западные стандарты. Оформление таблиц, рисунков, формул. Устная презентация результатов исследования. Построение устного выступления, подготовка текста выступления. Использование демонстрационных материалов: работа с доской, раздаточный материал, мультимедийные презентации. Взаимодействие с аудиторией, контроль её внимания. Работа докладчика с вопросами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Решение задач по количественному анализу
  • неблокирующий Экзаменационная задача
    При первой пересдаче студенту необходимо решить экзаменационную задачу (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
  • неблокирующий Групповая дискуссия
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Решение задач по количественному анализу
  • неблокирующий Экзаменационная задача
    При первой пересдаче студенту необходимо решить экзаменационную задачу (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
  • неблокирующий Групповая дискуссия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.6 * Решение задач по количественному анализу + 0.2 * Экзаменационная задача
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Frost, N. (2011). Qualitative Research Methods in Psychology : Combining Core Approaches. Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=382480
  • Giles, D. (2002). Advanced Research Methods in Psychology. Hove, East Sussex: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548434
  • Robins, R. W., Fraley, R. C., & Krueger, R. F. (2007). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211290
  • Weiner, I. B., Velicer, W. F., & Schinka, J. A. (2013). Handbook of Psychology, Research Methods in Psychology (Vol. 2nd ed). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=497780
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Сарычев С. В., Логвинов И. Н. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-02913-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-v-2-ch-chast-1-444122