• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психологический практикум: Разрешение конфликтов

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины студент знакомится с практическими основами разрешения конфликтов, изучает конкретные техники, приемы эффективного поведения в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные модели разрешения конфликтов, а также методики диагностики различных аспектов конфликтного взаимодействия. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать основные стратегии поведения в конфликтном взаимодействии, иметь навыки их использования на практике. 2. Знать особенности поведения конфликтных личностей, владеть навыками и приемами успешного взаимодействия с «трудными» людьми. 3. Знать особенности возникновения и развития стресса в конфликте, владеть методами диагностики и оптимизации уровня стресса, способами самопомощи 4. Знать подходы различных авторов к определению толерантности и ее основные характеристики, понимать значение толерантности для ситуации развития конфликта, владеть навыками толерантного поведения 5. Знать психологические основы переговорного процесса как главного способа разрешения конфликтов, осуществлять успешного ведения переговоров. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Социальная психология. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. Знания базовых психологических теорий и направлений. 2. Знание социально-психологических методов исследования. 3. Знание сторон, видов, особенностей общения. 4. Знание специфики группового взаимодействия и функций лидера. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Кросскультурная и этническая психология. 2. Обучение и развитие персонала. 3. Психология агрессии. 4. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными стратегиями поведения в конфликте, овладение навыками выбора стратегии в зависимости от особенностей ситуации конфликта и реализации ее на практике
  • Ознакомление студентов с личностными причинами возникновения конфликтов, овладение навыками успешного взаимодействия с «трудными» другими
  • Ознакомление студентов с проявлениями и динамикой стресса в конфликте, методиками диагностики стрессоустойчивости, овладение методами оптимизации состояния стресса, способами самопомощи
  • Ознакомление студентов с понятием толерантности с позиции предупреждения и разрешения конфликтов, овладение навыками толерантного поведения в конфликтных отношениях
  • Ознакомление студентов с психологическими основами переговорного процесса как главного способа разрешения конфликтов, овладение технологией успешного ведения переговоров
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает характеристики основных стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, способен использовать на практике стратегии соперничества, сотрудничества, ухода, компромисса и уступки
  • Студент знает основные классификации акцентуации характера, особенности поведения личности с различными акцентуациями характера в конфликте, владеет навыками и приемами успешного взаимодействия с «трудными» людьми
  • Студент знает формы проявления стресса, причины его возникновения и механизмы развития, способен анализировать динамику стрессовых состояний, владеет методиками диагностики и методами оптимизации уровня стресса, способами самопомощи
  • Студент знает подходы различных авторов к пониманию толерантности и ее основные характеристики, способен оценить значение толерантности для развития ситуации конфликта, владеет навыками толерантного поведения, методиками диагностики толерантности личности
  • Студент знает функции, этапы и содержание переговорного процесса, владеет стратегиями, тактиками, приемами переговоров, методами убеждения, способен осуществлять контрманимуляцию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегии поведения в конфликте
    Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена. Характеристика основных стратегий поведения. Способы реализации стратегии. Рекомендации по использованию стратегий соперничества, сотрудничества, ухода, компромисса и уступки в различных ситуациях. Анализ кейсов.
  • Конфликтные личности
    Личностные причины возникновения конфликтов. Трудные характеры. Классификации акцентуаций характера. Акцентуации характера: норма или патология. Диагностические методики. Правила успешного взаимодействия. Оценка поведения другого как недопустимого. Низкий уровень конфликтологической компетентности. Завышенный или заниженный уровень притязаний. Анализ психологических портретов и кейсов.
  • Развитие стресса в процессе и результате конфликта. Психологические защиты
    Понятие и формы проявления стресса. Динамика стрессовых состояний. Виды стресса. Причины возникновения психологического стресса. Отличия психологического от биологического стресса. Индивидуальная чувствительность к стрессу. Диагностика уровня стрессоустойчивости. Факторы стрессоустойчивости. Методы оптимизации состояния стресса. Способы самопомощи. Психологические защиты. Критерии эффективности, последствия, виды и основные характеристики психологических защит.
  • Толерантность в конфликтном взаимодействии
    Понятия «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности». Толерантность как фактор предупреждения и разрешения конфликта. Границы и основной парадокс толерантности. Интолерантность. Объяснительные модели толерантности. Диагностика толерантности личности. Толерантность по отношению к себе и другим. Развитие доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Тренинг толерантности.
  • Разрешение конфликта: переговоры
    Основные подходы к изучению переговоров в современной психологии. Функции и содержание переговорного процесса. Этапы переговорного процесса. Характеристика основных стратегий в переговорных процессах. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Тактики и приемы. Игра «Переговорный процесс». Манипуляции в конфликте. Понятие «манипуляция» и ее виды. Характеристики манипуляций. Издержки манипулятивных отношений. Защита от манипулирования. Пассивная защита. Активная защита. Контрманипуляция. Типы манипуляторов. Психологические особенности манипулятора «жертвы».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа 1. Описание конфликтных ситуаций и стратегий поведения
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2. Методика преодоления негативного состояния, возникшего в конфликте
  • неблокирующий Работа на практических занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Студент освобождается от экзамена (прохождения теста), получивший оценку «отлично» (8, 9, 10). Высчитывается путем сложения баллов за активность на практических занятиях, за самостоятельные работы 1 и 2. Сумма делится на три. Для всех студентов, сдающих экзамен, итоговая оценка рассчитывается по формуле.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на практических занятиях + 0.1 * Самостоятельная работа 1. Описание конфликтных ситуаций и стратегий поведения + 0.1 * Самостоятельная работа 2. Методика преодоления негативного состояния, возникшего в конфликте + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19675-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30776
  • Психология конфликта, Гришина, Н. В., 2006
  • Социальная психология толерантности, Бардиер, Г. Л., 2005
  • Цветков В.Л. - Конфликтология. (Бакалавриат) - Юстиция - 2019 - 183с. - ISBN: 978-5-4365-3117-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931787

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бакулина, С. Д. Толерантность : от истории понятия к современным социокультурным смыслам [Электронный ресурс] : учебное пособие/ С. Д. Бакулина. - 4-е изд.. стер. - Москва : ФЛИНТА, 2017.-112 с. – ISBN 978-5-9765-1157-6. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047454 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047454
  • Водопьянова Н. Е. - СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 283с. - ISBN: 978-5-534-06475-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stress-menedzhment-453399
  • Гоулстон М., Уллмен Д. - Искусство влияния. Убеждение без манипуляций - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-753-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62223
  • Е.Стацевич,К.Гуленков,М.Сорокина - Манипуляции в деловых переговорах: Практика противодействия. - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961424270 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/289
  • Защита от стресса : физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ), Сандомирский, М. Е., 2001
  • Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2007
  • Практическая психология конфликта : учеб. пособие, Ложкин, Г. В., 2002
  • Психология личности в конфликте : учеб. пособие, Богданов, Е. Н., 2004
  • Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие для вузов, Щербатых, Ю. В., 2006
  • Сплоченность и толерантность в группе : психологические игры и упражнения, Фопель, К., 2005
  • Стрессоустойчивость : как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях, Мельник, Ш., 2015
  • Толерантность (введение в проблему) : учеб. - метод. пособие, Бондырева, С. К., 2011