Бакалавриат
2020/2021
Введение в экономику цифровых платформ
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Первое двадцатилетие XXI века стали периодом активного роста цифровых платформ. Платформы создают новые рынки и преобразуют традиционные, используя возможности, создаваемые цифровыми технологиями. Это относится как к крупнейшим диверсифицированным платформам – таким, как Microsoft, Google, Amazon, Airbnb или Alibaba, - так и к сравнительно специализированным – например, Uber. В основе бизнеса платформ – объединение разных групп пользователей, которое само по себе создаёт стоимость. При этом встреча разных групп пользователей может происходить и физически (пассажир садится в такси), и виртуально (разработчик целевой контекстной рекламы не встречается ни с аудиторией, ни с поставщиком информационного контента сайта). Платформы как создают новые рынки (например, рынок данных об индивидуальных предпочтениях), так и уничтожают традиционные бизнесы (школьники уже не знают, что такое таксопарк). Бизнес платформ ставит непростые задачи перед правовыми нормами. За качество услуг таксопарка прошлого века отвечал таксопарк, кто отвечает за качество услуг клиентам Yandex? Правда ли, что Facebook щедр по отношению к пользователям, или он в долгу перед ними, делая бизнес на основе индивидуальных данных? Задача курса – понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний. Отдельный вопрос курса – как регуляторы и законодатели разных стран пытаются отвечать на вызовы, создаваемые платформами. Курс использует модели микроэкономики, знакомство с курсом «Отраслевые рынки» (Industrial Organization) является преимуществом.
Цель освоения дисциплины
- Понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний, а также какие нерешенные вопросы возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства.
Планируемые результаты обучения
- Владеет теоретическими основами, объясняет основные компоненты функционирования цифровых платформ
- Объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами
- Объясняет закономерности входа на рынки платформ и возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты
- Анализирует влияние политики платформ на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний
- Анализирует влияние цифровых платформ на смежные рынки
- Анализирует природу вопросов, которые возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства
Содержание учебной дисциплины
- Цифровые платформы и их роль в современной экономикеКомпании, представляющие цифровые платформы. Основные характеристики цифровых платформ. Прямые и косвенные сетевые эффекты. Сетевые эффекты и издержки переключения. Рынки с односторонними и многосторонними сетевыми эффектами. Цифровые платформы и трансакционные издержки. Особенности издержек цифровых платформ.
- Ценовые решения цифровых платформ: теория и практикаСпрос в условиях одностороннего сетевого эффекта. Множественность равновесий. Спрос при многостороннем сетевом эффекте. Условие максимизации прибыли продавца на двустороннем рынке. Практика применения: «субсидируемая» и «субсидирующая» сторона платформы. Информация и ценовая политика платформ: модели ценовой дискриминации.
- Цифровые платформы: конкуренция, конкурентоспособность и ограничения входаКонкуренция за рынок. Конкуренция на рынке. Multi-homing vs single-homing. Совместимость. Lock-in эффекты и «обволакивание».
- Рост цифровых платформ: диверсификация и слиянияОграничения роста платформ. Покупать или производить: вертикальные сделки слияния платформ. Вход на смежные рынки: диверсификация бизнеса платформ. Конкуренция и горизонтальные сделки слияний платформ.
- Влияние цифровых платформ на смежные рынки: развитие экосистем платформПлатформы и их экосистемы. Взаимное влияние платформ и их экосистем на создание стоимости. Инструменты создания и перераспределения стоимости в экосистемах платформ. Бизнес-модели и управление экосистемами платформ.
- Экономико-правовые проблемы цифровых платформПроблема разделения риска и ответственности в деятельности цифровых платформ. Персональные данные и их использование. Применение законодательства о конкуренции к платформам. Платформы и развитие защиты интеллектуальной собственности.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * домашние задания + 0.25 * контрольная работа + 0.5 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Shapiro, C., & Varian, H. R. (1998). Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy. Harvard Business Review Press.
- Shapiro, C., & Varian, H. R. (1999). Information Rules : A Strategic Guide to the Network Economy (Vol. [Academic Subscription]). Boston, Mass: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798869
Рекомендуемая дополнительная литература
- Paul Belleflamme, & Martin Peitz. (2018). Platforms and network effects. Chapters, 286.