• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Тестирование в когнитивной сфере

Статус: Курс по выбору (Измерения в психологии и образовании)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Измерения в психологии и образовании
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Измерения в когнитивной сфере» рассчитан на студентов, которые интересуются когнитивной психологией и психометрикой, и хотят расширить свои знания в области методов измерений различных когнитивных функций. В ходе курса будут обсуждаться основные подходы и принципы измерения когнитивных процессов, различия в измерении когнитивных функций в рамках образовательного и когнитивного тестирования, рассмотрены основные показатели, используемые в когнитивных исследованиях, такие как точность и время реакции. Слушатели курса получат представление об особенностях организации измерений когнитивных процессов в зависимости от целей проведения тестирования и специфики различных когнитивных процессов, а также смогут обсудить существующие барьеры для более тесного сотрудничества когнитивных психологов и психометриков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Тестирование в когнитивной сфере» являются овладение студентами основными концепциями когнитивной психологии и представлениями о способах применения и ограничений тестирования для измерения когнитивных процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает существующие концепции и модели организации когнитивных и регуляторных познавательных функций (восприятие, память, внимание, мышление, когнитивный контроль и исполнительская функция), лежащие в основе разработки измерительных инструментов
  • Знает основные принципы организации исследований и поведенческих измерений в когнитивной психологии.
  • Умеет выбирать методы измерения когнитивных конструктов в зависимости от исследовательских вопросов и задач
  • Владеет навыками работы с существующими методиками для измерения когнитивных конструктов
  • Владеет навыками обработки и анализа результатов с применением существующих методик для измерения когнитивных конструктов
  • Умеет предлагать способы улучшения существующих тестовых процедур по измерению когнитивных конструктов
  • Знает основные подходы к измерению когнитивных конструктов. Различные исследовательские дизайны и измеряемые индикаторы. Отличия от измерения психологических конструктов и образовательных достижений
  • Знает основные теории, касающиеся развития когнитивных функций в процессе раз-вития и образования
  • Знать современные представления о когнитивных предикторах академических достижений (domain-specific и domain-general)
  • Знать наиболее популярные инструменты для измерения когнитивных конструктов. Условия использования, возможности и ограничения
  • Самостоятельно планировать и организовывать исследования с применением методик для измерения когнитивных конструктов
  • Владеет навыками реализации самостоятельных проектов по анализу данных
  • Владеет навыками написания академических текстов с применением результатов анализа данных
  • Владеет навыками работы с исследовательскими текстами и анализа выбранных методов для измерения когнитивных конструктов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Принципы измерения и подходы к организации исследования в когнитивной психологии.
    История развития измерений в когнитивной психологии: психофизика, психофизиология и психометрика. Психофизиологические и поведенческие исследования, взаимосвязь и различия. Принципы построения экспериментов, кросс-секционные и лонгитюдные ис-следования. Способы и особенности контроля условий в когнитивных исследованиях. Место когнитивных исследований в исследовании образования. Основные показатели, используемые в когнитивной психологии: время реакции, точность и другие. Взаимосвязь скорости и точности в рамках разных подходов к измерению: information-processing approach and educational testing approach.
  • Тема 3. Внимание и когнитивный контроль
    Виды внимания. Селективное и распределенное внимание. Произвольное и непроизволь-ное внимание. Внимание и когнитивный контроль. Модели организации внимания (Fea-tures integration theory, similarity theory, attenuation model, late selection model, perceptual loading model). Методы и подходы к измерению различны параметров внимания и когнитивного контроля: Stroop test (effect), Flanker test, Simon effect, Go-no Go tasks. Исследования внимания и когнитивного контроля в исследованиях предикторов образовательных достижений.
  • Тема 2. Основные особенности визуального восприятия и его измерений
    Организация визуального восприятия. Методы исследования визуального восприятия. Особенности визуального восприятия и их учет с точки зрения организации тестирования в образовании. Восприятие и образовательные достижения
  • Тема 4. Память
    Классификация различных видов памяти. Кратковременная и долговременная память. Модели памяти: Atkinson-Shiffrin model, dual-coding theory и др. Рабочая память: модели и подходы к измерению. Взаимосвязь кратковременной, долговременной и рабочей памяти в рамках разных моделей. Подходы к измерению памяти, используемые методы и тесты. Исследования памяти с точки зрения исследований когнитивных предикторов образовательных достижений.
  • Тема 5. Интеллект и его измерение.
    Различные подходы к операционализации интеллекта. Модель флюидного и кристализованного интеллекта. 3-уровневая модель интеллекта и когнитивных способностей. Проблемы и вопросы при измерении интеллекта. Связь интеллекта с другими когнитивными функциями. Исследования интеллекта в исследованиях образовательных достижений.
  • Тема 6. Специфичные когнитивные предикторы достижений в чтении и математике
    Подходы к выделению к специфичных когнитивных предикторов. Математика и чувство числа, математика и пространственные способности. Чтение и письмо: фонологические способности, статистическое обучение. Подходы к измерению и разработке инструментов (на примере тестов на чувство числа и фонологических способностей).
  • Тема 7. Некоторые подходы к анализу данных измерений в когнитивных исследованиях
    Разные подходы к измерению и анализу точности и времени реакции. Speed-accuracy trade-off и трудность заданий. Время реакции: проверка данных, трансформация времени реакции, работа с выбросами. Дисперсия времени ответов. Многоуровневые модели в оценке времени и точности выполнения заданий. Комбинированные показатели с учетом точности и времени реакции (скорость правильных ответов и др.). Модели принятия решений с учетом точности и времени: диффузная модель принятия решений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий lessons
    Grade (lessons) = 0,25·Grade (lesson discussion) + 0,25·Grade (tests) + 0,5·Grade (essay)
  • неблокирующий exam
    Grade(final)= 0,7* Grade (lessons) + 0,3* Grade(exam) . Final test contains several dichotomous questions (yes/no) and several open questions. Grades may vary from 0 to 10 scores.
  • неблокирующий Текущий контроль
    Текущий контроль = 0,25·Осеминары + 0,25·Отесты + 0,5·Оэссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Текущий контроль + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Goldstein, E. B., & Hooff, J. van. (2018). Cognitive Psychology: Vol. 1st EMEA edition. Cengage Learning.
  • Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.
  • Squire, L. R. (2008). Fundamental Neuroscience: Vol. 3rd ed. Academic Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baddeley, A. (2003). Working memory: looking back and looking forward. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829–839. https://doi.org/10.1038/nrn1201
  • Engle, R. W. (2002). Working Memory Capacity as Executive Attention. Current Directions in Psychological Science, 11(1), 19. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160
  • Fergus I. M. Craik, Raymond Klein, & Mythili Viswanathan. (2004). Bilingualism, aging, and cognitive control: Evidence from the Simon task.
  • Frischkorn, G. T., & Schubert, A.-L. (2018). Cognitive Models in Intelligence Research: Advantages and Recommendations for Their Application. https://doi.org/10.3390/jintelligence6030034
  • Gary L. Canivez, Timothy R. Konold, Jason M. Collins, & Greg Wilson. (n.d.). Construct Validity of the Wechsler Abbreviated Scale of Intelligence and Wide Range Intelligence Test: Convergent and Structural Validity.
  • Jones, G., & Macken, W. J. (2015). Questioning short-term memory and its measurement: why digit span measures long-term associative learning. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2015.07.009
  • Luis Morís Fernández, & Miguel A. Vadillo. (2020). Flexibility in reaction time analysis: many roads to a false positive? Royal Society Open Science, 7(2). https://doi.org/10.1098/rsos.190831
  • Raymond Bruyer, & Marc Brysbaert. (2011). Combining Speed and Accuracy in Cognitive Psychology: Is the Inverse Efficiency Score (IES) a Better Dependent Variable than the Mean Reaction Time (RT) and the Percentage Of Errors (PE)? https://doi.org/10.5334/pb-51-1-5