• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Практика анализа образовательной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Корешникова Юлия Николаевна, Фрумин Исак Давидович
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Никакой пользы от того, что в мире появится еще несколько десятков человек, знающих, разные определения того, что такое образовательная политика, не будет. Нужно научиться анализировать образовательную среду . Курс включает два блока: концептуальный – анализ документов образовательной политики, формирование базовых представлений и навыков анализа. проектный – разработка стратегий развития образования в регионе, направленной на решение конкретных проблем, учитывающая общий вектор развития сферы образования в стране и мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • анализировать образовательную политику на различных уровнях и в различных аспектах
  • применять полученные знания в собственной управленческой практике для разработки и управления проектами, реализуемыми на различных уровнях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные характеристики, уровни, аспекты образовательной политики
  • выделять субъектов образовательной политики, различать их позиции (цели, интересы);
  • анализировать образовательную политику как принятие решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» в определенных социально-политическом, экономическому и культурном контекстах
  • критически анализировать и оценивать предложения (идеи, замыслы, проекты, программы) по реформированию образования, связанные с изменениями образовательной среды;
  • определять и сравнивать возможные варианты политических решений существующих проблем образования, разрабатывать альтернативные подходы, сценарии проведения политики, реформ;
  • уметь определять тенденции и делать прогнозы относительно перспектив развития (будущего) образования
  • владеть навыками проведения экспертизы стратегий, проектов, программ развития образования
  • владеть навыками ведения публичных дискуссий по вопросам образовательной политики
  • владеть способностью к анализу реализации конкретной политики, реформы, программы, оценке эффектов и последствий
  • владеть навыками применения модели и понятия анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций (систем)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • МОДУЛЬ 1 политика и образование в целом.
    Тема 1. Введение Цели, задачи, основные вопросы курса. Предмет образовательной политики. Образование как предмет политических дискуссий. Различия политики как борьбы интересов и политики как стратегирования. Подходы к анализу образовательной политики. Тема 2. Политическая позиция в области образования Изменения в образовании и их движущие силы. Откуда берутся идеи для образовательной политики. Барьеры для восприятия и продвижения новых идей. «Прошлое» в образовательной политике: «наследие» или «груз»? Консервативная позиция в образовательной политике. Либеральная позиция в образовательной политике. Технократическая позиция в образовательной политике. «Радикализм» в образовательной политике.
  • МОДУЛЬ 2. политика и образование, углубленно.
    Тема 3. Субъекты образовательной политики Многообразие субъектов образовательной политики. Интересы и формы активности конфессий как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности родительского сообщества как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности профессионального сообщества как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности профессионального сообщества как субъекта образовательной политики. Дифференциация экспертного сообщества. Лоббистские группы в образовательной политике. Тема 4. Политические и аналитические документы в области образовательной политики Типы политических документов: государственные декларации и программные документы, законы. Отличие политического документа от научного. Анализ как этап разработки, реализации и корректировки политики. Задачи аналитических документов. Объект и предмет анализа и постановка вопросов. Типы аналитических документов: оценочные доклады, исследования по идентификации проблем, анализ реализации образовательной политики. Тема 5. Основания выработки образовательной политики Ожидания и потребности различных групп. Общественный заказ на образование. Идеалы и ценности в образовательной политике. Проблемы текущего состояния системы образования как основания для выработки образовательной политики. Внешние тренды, влияющие на развитие образования. Роль идеологии в выработке и реализации образовательной политики. Роль публичной дискуссии и анализа в выработке и реализации образовательной политики. Тема 6. Цели образовательной политики Выбор ограниченного числа (ключевых) целей — приоритетов. Основания для формулирования целей. Контекстуализация целей и дифференциация средств.Тема 7. Реализация и анализ реализации образовательной политики Проблемы реализации образовательной реальным изменениям. Инструменты реализации образовательной политики. «Драйверы» образовательной политики. Результаты и эффекты реализации политики. Возможные индикаторы эффективности программ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольное мероприятие 1
    Прочитать статьи М.Фуллана, А.Г. Асмолова. Ответить на вопросы.
  • неблокирующий Контрольное мероприятие 2
    Контрольное мероприятие 2. 1. Проанализировать текст доклада. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования No1, 2012». Ответить на вопросы. 2. Проанализировать тексты докладов «Trends Shaping Education 2016» и «Educational ecosystems for societal transformations. Global Education Futures». Ответить на вопросы.
  • неблокирующий контрольное мероприятие 3
    Контрольное мероприятие 3. 1. Проанализировать тексты Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2020 годы и доклада «Ставка на новое поколение: предложения по модернизации образования 2018-2024». Ответить на вопросы. 2. Подготовить аналитическую записку с анализом программы развития образования в вашем регионе. 3. Подготовить предложения по стратегии развития образования в регионе до 2024 года.
  • блокирующий итоговый контроль
    Итоговый контроль предполагает зачетную оценку за разработку групповой региональной стратегии развития образования и за рецензию на стратегию другой группы, как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 14 дней.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * итоговый контроль + 0.1 * Контрольное мероприятие 1 + 0.1 * Контрольное мероприятие 2 + 0.1 * контрольное мероприятие 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гохберг Л. М., & Кузнецова Т. Е. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Foresight-Russia Форсайт, (4), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013126.14605173
  • Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
  • Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нет. (2013). Medium - Term Development of Education and Socialization in the Russian Federation. An expert group report ; Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF83B736