Магистратура
2020/2021
Практика анализа образовательной политики
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Никакой пользы от того, что в мире появится еще несколько десятков человек, знающих, разные определения того, что такое образовательная политика, не будет. Нужно научиться анализировать образовательную среду . Курс включает два блока: концептуальный – анализ документов образовательной политики, формирование базовых представлений и навыков анализа. проектный – разработка стратегий развития образования в регионе, направленной на решение конкретных проблем, учитывающая общий вектор развития сферы образования в стране и мире.
Цель освоения дисциплины
- анализировать образовательную политику на различных уровнях и в различных аспектах
- применять полученные знания в собственной управленческой практике для разработки и управления проектами, реализуемыми на различных уровнях.
Планируемые результаты обучения
- знать основные характеристики, уровни, аспекты образовательной политики
- выделять субъектов образовательной политики, различать их позиции (цели, интересы);
- анализировать образовательную политику как принятие решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» в определенных социально-политическом, экономическому и культурном контекстах
- критически анализировать и оценивать предложения (идеи, замыслы, проекты, программы) по реформированию образования, связанные с изменениями образовательной среды;
- определять и сравнивать возможные варианты политических решений существующих проблем образования, разрабатывать альтернативные подходы, сценарии проведения политики, реформ;
- уметь определять тенденции и делать прогнозы относительно перспектив развития (будущего) образования
- владеть навыками проведения экспертизы стратегий, проектов, программ развития образования
- владеть навыками ведения публичных дискуссий по вопросам образовательной политики
- владеть способностью к анализу реализации конкретной политики, реформы, программы, оценке эффектов и последствий
- владеть навыками применения модели и понятия анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций (систем)
Содержание учебной дисциплины
- МОДУЛЬ 1 политика и образование в целом.Тема 1. Введение Цели, задачи, основные вопросы курса. Предмет образовательной политики. Образование как предмет политических дискуссий. Различия политики как борьбы интересов и политики как стратегирования. Подходы к анализу образовательной политики. Тема 2. Политическая позиция в области образования Изменения в образовании и их движущие силы. Откуда берутся идеи для образовательной политики. Барьеры для восприятия и продвижения новых идей. «Прошлое» в образовательной политике: «наследие» или «груз»? Консервативная позиция в образовательной политике. Либеральная позиция в образовательной политике. Технократическая позиция в образовательной политике. «Радикализм» в образовательной политике.
- МОДУЛЬ 2. политика и образование, углубленно.Тема 3. Субъекты образовательной политики Многообразие субъектов образовательной политики. Интересы и формы активности конфессий как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности родительского сообщества как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности профессионального сообщества как субъекта образовательной политики. Интересы и формы активности профессионального сообщества как субъекта образовательной политики. Дифференциация экспертного сообщества. Лоббистские группы в образовательной политике. Тема 4. Политические и аналитические документы в области образовательной политики Типы политических документов: государственные декларации и программные документы, законы. Отличие политического документа от научного. Анализ как этап разработки, реализации и корректировки политики. Задачи аналитических документов. Объект и предмет анализа и постановка вопросов. Типы аналитических документов: оценочные доклады, исследования по идентификации проблем, анализ реализации образовательной политики. Тема 5. Основания выработки образовательной политики Ожидания и потребности различных групп. Общественный заказ на образование. Идеалы и ценности в образовательной политике. Проблемы текущего состояния системы образования как основания для выработки образовательной политики. Внешние тренды, влияющие на развитие образования. Роль идеологии в выработке и реализации образовательной политики. Роль публичной дискуссии и анализа в выработке и реализации образовательной политики. Тема 6. Цели образовательной политики Выбор ограниченного числа (ключевых) целей — приоритетов. Основания для формулирования целей. Контекстуализация целей и дифференциация средств.Тема 7. Реализация и анализ реализации образовательной политики Проблемы реализации образовательной реальным изменениям. Инструменты реализации образовательной политики. «Драйверы» образовательной политики. Результаты и эффекты реализации политики. Возможные индикаторы эффективности программ.
Элементы контроля
- Контрольное мероприятие 1Прочитать статьи М.Фуллана, А.Г. Асмолова. Ответить на вопросы.
- Контрольное мероприятие 2Контрольное мероприятие 2. 1. Проанализировать текст доклада. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования No1, 2012». Ответить на вопросы. 2. Проанализировать тексты докладов «Trends Shaping Education 2016» и «Educational ecosystems for societal transformations. Global Education Futures». Ответить на вопросы.
- контрольное мероприятие 3Контрольное мероприятие 3. 1. Проанализировать тексты Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2020 годы и доклада «Ставка на новое поколение: предложения по модернизации образования 2018-2024». Ответить на вопросы. 2. Подготовить аналитическую записку с анализом программы развития образования в вашем регионе. 3. Подготовить предложения по стратегии развития образования в регионе до 2024 года.
- итоговый контрольИтоговый контроль предполагает зачетную оценку за разработку групповой региональной стратегии развития образования и за рецензию на стратегию другой группы, как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 14 дней.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.7 * итоговый контроль + 0.1 * Контрольное мероприятие 1 + 0.1 * Контрольное мероприятие 2 + 0.1 * контрольное мероприятие 3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гохберг Л. М., & Кузнецова Т. Е. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Foresight-Russia Форсайт, (4), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013126.14605173
- Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
- Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нет. (2013). Medium - Term Development of Education and Socialization in the Russian Federation. An expert group report ; Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF83B736