• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Правительство и государственная политика в эпоху цифровых технологий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Туробов Алексей Владимирович
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровые технологии оказывают существенное влияние на национальные экономики, социальную, культурную и политическую жизнь, в связи с чем государства (более 18 стран) провозглашают стратегии и реализуют комплексные национальные программы, участниками которых являются политические акторы, бизнес и общество. 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию объявил о включении Российской Федерации в международный ландшафт развития цифровых технологий на государственном уровне (в части, например, необходимости разработки и создания национальной программы по искусственному интеллекту). Технологические инновации открывают новые возможности для трансформации разных сфер жизни общества и государства. Научно-технический процесс, стремительное развитие вычислительных мощностей, цифровых технологий не избежало внимания государств, политических институтов и акторов [Cornish 2010]. Процесс взаимодействия достижений научно-технического прогресса (техники, методики и т.д.) и политической сферы является отдельным объектом исследовательского интереса политической науки [Tufekci 2014; Wanna 2018; Hecker, Haklay и др. 2018]. Значительное влияние IT технологий на общество и государства стали вывозом для политических институтов и акторов. Реакцией на данный вызов стало политическое решение - формирование политик (policies) цифровизации и автоматизации процессов в государственном управлении и, шире, в сфере политики. Учитывая, что цифровые инструменты, такие как математические и статистические алгоритмы науки о данных, используются в различных областях (финансы, управление, национальная безопасность), власти разных стран принимают нормативно-правовые акты, стратегии и программы, устанавливающие правовые основания реализации политики цифровизации. Как выражение политического акта, такие нормы фактически легитимизируют информационно-технологическую сферу в области управления. Необходимо понимать, что в данном дискурсе цифровые технологии выступают как: Продукт политики - формирование, развитие, стимулирование, разворачивание технологических процессов основывается на политико-правовом регулировании и реализации политических решений (совершенно точно – на уровне целеполагания) Элемент государственной состоятельности (state capacity [Roy, Shah, Srikisha 2018; Peetersa, Widlak 2018]), в связи с чем наличие необходимой квалификации для понимания технологических тенденций является актуальным для политических акторов всех уровней Современный результативный инструмент управления на всех уровнях Цифровые технологии и алгоритмы (в масс медиа - искусственный интеллект) являются инновационной тенденцией - вызовом для политических и социальных институтов. Формирование соразмерного и адекватного ответа на технологические вызовы - задача, в первую очередь, политических акторов Развитие технологического потенциала и технологическая “вовлеченность” в общественно-политические сферы является объективным фактором силы и влияния на международной арене Таким образом, формирование компетенций у студентов, изучающих политические науки, в сфере регламентации, имплементации и реализации цифровых технологий в государственной политике, политических процессах и политических технологиях, является актуальной задачей образовательной программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Правительство и государственная политика в эпоху цифровых технологий» - формирование у студентов знаний и навыков, необходимых для самостоятельной выработки, построения и подготовки стратегий применения цифровых технологий в политике на основе полученных теоретических (аналитических) и практических компетенций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • знать особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления;
  • знать: особенности реализации стратегий цифровизации (международный и отечественный опыт), концепций электронного правительства и электронного управления; специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: оценивать тенденции и практики применения цифровых технологий в политических процессах;
  • знать: специфику работы с данными в социо-политической сфере, транспарентность и суверенность данных в государственной политике; архитектуру и инфраструктуру цифровых технологий; уметь: решать морально-этические проблемы (в т.ч. вызовы конфиденциальности) при применении цифровых технологий в социо-политической сфере и при формировании государственной политики цифровизации;
  • уметь: применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (в рамках цифровой трансформации); самостоятельно разрабатывать проекты и стратегии применения цифровых технологий в политических процессах. владеть навыками применения цифровых технологий по отношению к политическим процессам с использованием современного программного обеспечения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 3. Типы цифровых технологий. Практикум: анализ взаимосвязи технологий при помощи сетевого анализа.
    Какие технологии «реализуют» цифровую трансформацию? Выделение основных типов цифровых технологий (на основании отчетов). Теоретико-методологические основы сетевого анализа. Формирование матрицы данных взаимосвязи технологий. Первичный сетевой анализ – построение сетей взаимосвязи с оценкой центральностей. Дискуссия о практической значимости взаимосвязи типов цифровых технологий.
  • Тема 4. Цифровое доверие. Цифровые барьеры. Цифровое неравенство. ИКТ/Цифровая безопасность.
    Понятие “цифровое доверие” и сложность его измерения. Анализ индексов цифрового доверия из международных отчетов: методологические проблемы и ограничения. Содержательные подходы к формированию цифрового доверия: политико-социальный диалог? Цифровая безопасность: содержательный дуализм, соотношение с информационной безопасностью. Значение, риски и вызовы конструкта цифровой безопасности, баланс частной и государственной (национальной). Содержательные характеристики феномена цифровых барьеров. Способы и методы преодоления цифровых барьеров, потенциальные выгоды и сопутствующие риски.
  • Тема 5. Электронное правительство. Электронное управление. Электронное участие.
    Идея электронного правительства, специфика развития, институционализация, соотношение с электронной демократией (место “теле-демократии”). Содержательная характеристика электронного правительства, сходства и различия с концепцией GovTech. Понятие электронного управления, виды. Взаимосвязь электронного правительства и электронного управления. Международный опыт, специфика измерений и анализ международных отчетов. Путь России по унификации и гармонизации концепций электронного правительства и электронного управления. Электронное участие и электронное голосование: вызовы и риски. Case-study на примере международного опыта.
  • Тема 7. Международный опыт реализации национальных программ и стратегий цифровизации
    Цифровизация (цифровая трансформация): национальные и международные подходы. Сферы “проникновения” (воздействия) цифровизации. Разбор национальных программ и стратегий по цифровизации (США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Сингапур, Австралия и пр.). Национальный проект “Цифровая экономика” РФ, программа научно-технического развития РФ и взаимосвязь цифровой повестки в национальных программах и проектах РФ.
  • Тема 7. Практикум: круглый стол стран, реализующих стратегии цифровой трансформации.
    Ролевой круглый стол - сравнение подходов правительств в регламентации и реализации цифровой трансформации. Рейтинги и показатели применения и реализации проектов по цифровой трансформации: сравнительный анализ. Системный и комплексный взгляд на реализацию цифровизации в социо-политической сфере. Вовлеченной участников процесса цифровой трансформации, потенциальные риски и выгоды.
  • Тема 8. Тренды цифровых технологий (ИИ, Интернет вещей, Блокчейн, Умные контракты, Биометрические технологии идентификации)
    Понятие и содержательная характеристика современных тенденций цифровых технологий в социо-политической сфере: - искусственный интеллект - соотношение “хайпа” и “реальности”. Стратегии по искусственному интеллекту: смена политического фокуса, обоснованность и целеполагание. Искусственный интеллект: интеллект или математические модели? - интернет вещей: развитие, прогнозы - роль политических акторов в стимулировании и развитии области; - блокчейн: многолетнее ожидание революции - проблемы и потенциальные возможности; - умные контракты: содержательная характеристика, возможности для электронного правительства и электронного управления; - биометрические технологии идентификации: угроза демократическим принципам или инструмент демократизации; - технология 5g: баланс государственных (национальных) интересов и потенциальных коммерческих выгод. Сложности и вызовы перед национальными правительствами и политическими институтами.
  • Тема 10. Концепция умного города (и умного устойчивого города). Цифровые технологии в процессе принятия политических решений.
    Концепция “Умный город”: содержание; используемые цифровые технологии и сервисы - мотивация и роль политических акторов/институтов, реализация политических решений. Рассмотрение и анализ кейсов использования алгоритмов в области городских решений. Алгоритмы гео-информационных систем - значение и влияние в политической сфере. Структура и этапы процесса принятия политических решений. Допустимость и возможности использования цифровых технологий в процессе принятия политических решений.
  • Тема 9. Морально-этические проблемы. Вызовы конфиденциальности
    Специфика работы с “историческими” данными, сложности интерпретации. Допустимость и степень делегирования политических социально значимых решений автоматизированным системам. Проблемы алгоритмов искусственного интеллекта. Влияние цифровой трансформации на политические процессы и “традиционную” политику: выгоды и риски. Соблюдение баланса частного и публичного. Разграничение частных, коммерческих и государственных интересов. Трансформация представлений о морали под влиянием цифровизации. Значимость этических кодексов в процессе цифровой трансформации. Сложности межевания “морали<>этики<>права" в вопросе применения цифровых технологий в социо- политической сфере. Данные, алгоритмы и сервисы: роль и значимость конфиденциальности. Способы сохранения конфиденциальности в цифровую эпоху.
  • Тема 11. Практикум: система поддержки принятия решений.
    Автоматизированная система поддержки принятия решений: архитектура, данные и алгоритмы. Возможности автоматизированных систем поддержки. Практическое ознакомление с DSS на примере работы с кодом системы в R. Дискуссия: вероятность исключения человеческого фактора из процесса принятия политических решений; сферы допустимости применения автоматизированных систем; распределение ответственности и обеспечение контроля над функционированием автоматизированной системы.
  • Тема 12. Цифровые технологии в сфере обеспечения безопасности.
    Комплексное понятия сферы обеспечения безопасности. Современные “цифровые” области безопасности (кибербезопасность, информационная безопасность, цифровая безопасность и пр.). Интеллектуальный анализ данных преступности и правонарушений. Профилирование и специфика работы с данными для обеспечения безопасности. Алгоритмы прогнозирования, оценки стабильности/устойчивости государств. Потенциальные выгоды и риски нарушения прав, ограничения свобод. Практикум по сравнительному анализу цифровых технологий в сфере обеспечения безопасности разных стран.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
    Оценка работы студентов на занятиях (Оаудиторная) формируется по шкале от 0 до 1 и выставляет в рабочую ведомость. При формировании оценки за каждое занятие учитывается: - участие в обсуждении дискуссионных моментов излагаемого материала; - выполнение студентами практических заданий на компьютере с использованием как общедоступного, так и специального программного обеспечения. По результатам каждого занятия активность студентов оценивается по следующим критериям: - комплексность, системность и содержательная точность комментария/ответа при обсуждении; - теоретическое и/или практическое обоснование комментария/ответа при обсуждении; - полноценность и качество выполнения практических заданий. Критерии оценивания активности на занятиях: 0 балла - не посетил занятие; 0,5 балла - средняя активность, студент несколько раз включался в работу (участие в дискуссии, обсуждении)/частичное выполнение практического задания; 1 балл - студент был максимально активен на занятии/полноценное выполнение практического занятия. По итогам всех занятий баллы за содержательные ответы (Оаудиторная) суммируются и делятся на количество занятий, таким образом формируется средне арифметическое значение. Средне арифметическое значение активности студента на занятии умножается на коэффициент “10”, таким образом формируется накопленная (текущая) оценка за дисциплину (Онакопленная): Онакопленная = (Оаудиторная1 + ... + ОаудиторнаяN) / N * 10, где: N - кол-во занятий, состоявшихся в семестре
  • неблокирующий Экзамен (Проект)
    Экзамен реализуется посредством представления проекта перед группой в виде презентации, с последующим обсуждением. Оценка за проект (Опроекта) формируется по десятибалльной шкале (критерии - см. Таблица “Критерии оценивания проектов”) из непосредственного представления и активного участия в обсуждении: ответов на вопросы от группы и преподавателя. Оэкзамена = Опроекта Перед началом работы над проектом студенты информируют преподавателя о выбранной теме, проблеме и теоретическом обосновании с целью согласования (информирование происходит посредством заполнения google sheet документа - название темы напротив ФИО студента и уведомлением преподавателя о выбранной теме посредством корпоративной электронной почты). Возможны групповые проекты (до 3-х студентов) с равнозначным распределением участия и вклада в итоговую презентацию. В случае группового участия, каждый студент оценивается отдельно. Представление проектов и их обсуждение возможно на последних трех занятиях, по предварительному согласованию с преподавателем (не позднее чем за пять дней до представления проекта перед аудиторией группы, презентация проекта высылается преподавателю на корпоративную почту). Длительность выступления студентов с проектом составляет 15 минут и 10 минут на дискуссию в аудитории.
  • неблокирующий Практикум
    Накопленная (текущая) оценка за дисциплину (Онакопленная) формируется по формуле: Онакопленная = Оаудиторная * 0.4 + Опрактикумы * 0.6 где: Оаудиторная – среднеарифметическое значение активности студента на занятии Опрактикумы – среднеарифметическая оценка за 4 практикума
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Накопленная (текущая) оценка за дисциплину (Онакопленная) формируется по формуле: Онакопленная = Оаудиторная * 0.4 + Опрактикумы * 0.6 где: Оаудиторная – среднеарифметическое значение активности студента на занятии Опрактикумы – среднеарифметическая оценка за 4 практикума Результирующая оценка (Орезультирующая) выставляется в десятибалльной шкале по следующей формуле: Орезультирующая = Онакопленная * (0,6) + Оэкзамен * (0,4)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brooke, H. (2016). Inside the Digital Revolution. Journal of International Affairs, 70(1), 29–53. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=120438199
  • CORNISH, P. (2010). Technology, strategy and counterterrorism. International Affairs, 86(4), 875–888. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2010.00917.x
  • Dean, J., Anderson, J. W., & Lovink, G. (2006). Reformatting Politics : Information Technology and Global Civil Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191040
  • Fung, A., Russon Gilman, H., & Shkabatur, J. (2013). Six Models for the Internet + Politics. International Studies Review, 15(1), 30–47. https://doi.org/10.1111/misr.12028
  • Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
  • Lum, K., & Isaac, W. (2016). To predict and serve? Significance, 13(5), 14–19. https://doi.org/10.1111/j.1740-9713.2016.00960.x
  • Mayer-Schönberger, V. (2010). Beyond Privacy, Beyond Rights-Toward a “Systems” Theory of Information Governance. California Law Review, 98(6), 1853–1885. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=59572294
  • Peter John Chen. (2013). Australian Politics in a Digital Age. Netherlands, Europe: ANU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D3E7D01
  • Susskind, J. V. (DE-588)1168502624, (DE-627)103232547X, (DE-576)511594836, aut. (2018). Future politics living together in a world transformed by tech Jamie Susskind. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.516392166

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brożek, B., & Jakubiec, M. (2017). On the legal responsibility of autonomous machines. Artificial Intelligence & Law, 25(3), 293–304. https://doi.org/10.1007/s10506-017-9207-8
  • Joyce, D. (2015). Internet Freedom and Human Rights. European Journal of International Law, 26(2), 493–514. https://doi.org/10.1093/ejil/chv021
  • Mendez, D. M., Papapanagiotou, I., & Yang, B. (2017). Internet of Things: Survey on Security and Privacy. https://doi.org/10.1080/19393555.2018.1458258
  • Nakaya, T., & Yano, K. (2010). Visualising Crime Clusters in a Space-time Cube: An Exploratory Data-analysis Approach Using Space-time Kernel Density Estimation and Scan Statistics. Transactions in GIS, 14(3), 223–239. https://doi.org/10.1111/j.1467-9671.2010.01194.x
  • Rose, J., Skiftenes Flak, L., & Sæbø, Ø. (2018). Stakeholder theory for the E-government context : Framing a value-oriented normative core. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAAA7CCD
  • Sustainable AI : An inventory of the state of knowledge of ethical, social, and legal challenges related to artificial intelligence. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.625229