Магистратура
2020/2021
Введение в психологию
Статус:
Курс адаптационный (Измерения в психологии и образовании)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Куликова (Пономарева) Алена Александровна
Прогр. обучения:
Измерения в психологии и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса будет рассмотрено становление психологии как науки и даны основные положения наиболее значимых психологических школ XIX – XX веков. Будут рассмотрены основные психические процессы, такие как память, мышление, эмоции, мотивация и др.. В ходе курса будут затронуты основные положения психологии развития и педагогической психологии. Часть курса будет посвящена основным теориям личности и базовым понятиям социальной психологии. В ходе курса будет уделено внимание особенностям измерений в психологии.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные направления теоретической и практической психологии
- Уметь понимать отличие житейской и научной психологии
- Знать основные направление психологических исследований
- Знать методы изучения психологических явлений, феноменов и процессов
- Знать примеры классических исследований и экспериментов в психологии
- Знать основные понятия, закономерности и явления психологии когнитивных процессов
- Владеть навыками анализа и интерпретации источников литературы по психологии
- Знать подходы к пониманию личности в разных психологических школах
- Понимать различие понятий индивид и личность
- Знать основные подходы к определению темперамента
- Уметь различать различные акцентуации характера
- Знать основные возрастные периодизации
- Уметь обосновывать специфику психологического знания, использую современный культурный и научный контекст развития психологии
- Владеть навыками обучения и расширения собственного знания
- Знать о роли семьи и школы в процессе развития человека
- Знать различные теории мотивации и эмоций
- Уметь работать с учебной мотивацией, искать способы повышения мотивации
- Владеть техниками развития социальных и эмоциональных навыков
- Знать различные подходы к оценке психологических конструктов
- Уметь интерпретировать результаты психологических методик
- Уметь определять качество оценочного инструментария
- Знать основные эксперименты социальной психологии
- Уметь использовать знания в области социальной психологии для решения конфликтных ситуаций, коммуникации и работы в группе
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук. Основные направления психологии XIX-XX вПредмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научно-го знания. Основные отрасли современной психологии. Основные теоретические подходы в психологии: ассоцианизм, бихевиоризм, психодина-мический подход, гуманистический подход, когнитивная психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
- Тема 2. Когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия. Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям.
- Тема 3. Индивид и личность: понятия темперамента, характера и личности. Основные теории личности.Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные по-требности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности. Экзистенциальная пси-хология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности. Творческая личность.
- Тема 4. Психология развития. Возрастная и педагогическая психология.Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
- Тема 5. Психология эмоций и общее представление о мотивации.Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания. Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
- Тема 6. Психологическая диагностика: основные модели и методики.Измерение индивидуальных особенностей когнитивных процессов, характеристик темпе-рамента, личностных черт, способностей. Основные понятия психодиагностики: валидность и надежность. Критерии качества измерительных инструментов. Проблема тестирования в психологии. Психодиагностика как практический инструмент.
- Тема 7. Основные понятия социальной психологии.Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Тест + 0.3 * Фронтальные опросы студентов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2002
- Психология развития, Крайг, Г., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
- Гиппенрейтер, Ю. (2011). Уроки Общения С Ребенком. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D9D9753
- Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2005