• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология и нейрофизиология восприятия и внимания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Уточкин Игорь Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины планируется знакомство с фундаментальными механизмами кодирования и репрезентации информации в зрительной и слуховой системах. Затем на их основе мы рассмотрим механизмы формирования осознанных перцептивных образов предметов и сцен и сохранении их в память, попытаемся разобраться в том, какие “вычисления” за этим могут стоять. Мы также рассмотрим систему внимания в качестве регулятора процессов, происходящих в перцептивной системе и обьеспечивающих эффективную ориентировку и целенаправленное поведение в окружающем мире, переполненном ощущениями. Мы разберем ключевые методы изучения восприятия и внимания, а также стоящие за ними содержательные психологические и нейрофизиологические модели, которые применимы к другим областям когнитивной науки и практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний в области психологии ощущения, восприятия и внимания
  • Ознакомление с нейронными коррелятами процессов ощущения, восприятия и внимания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение основных терминов из области восприятия и внимания, знает и умеет описать восприятие и внимание как функциональные системы, знает специфику и ограничения сенсорной обработки информации
  • Знаком с устройством зрительной и слуховой систем, может описать и пояснить основные принципы обработки информации в зрительном и слуховом анализаторах
  • Знает суть психофизических методов, сферу их применения и принципы функционирования нервной системы, на которых строятся данные методы; знаком с процессом психофизического моделирования
  • Знает механизмы восприятия пространства в слуховой и зрительной модальностях; знает про явление константности и возможные объяснения ее причин; ориентируется в функциональных зонах мозга, отвечающих за перемасштабирование размера
  • Знает принципы перцептивной организации в слуховом и зрительном восприятии, а также их нейронные корреляты; знаком с механизмами интеграции ощущений в целостный образ
  • Знает понятия пространственного, признакового и объектного внимания, их мозговые корреляты и поведенческие эффекты; знаком с влиянием внимания на построение репрезентаций стимулов
  • Знает принципиальные различия, специфику и основные механизмы восходящих и нисходящих процессов во внимании; знаком с нейрофизиологическими коррелятами нисходящих и восходящих процессов
  • Знает и способен описать суть проблемы разделения внимания и сознания; знаком с научными представлениями о диссоциации внимания и сознания; ориентируется в теориях глобального рабочего пространства, обратной иерархии и повторно входящей обработки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Восприятие и внимание как функциональная система
    Проблема объективности, полноты и стабильности чувственного познания. Понятия ощущения и восприятия. Поверхностная (сенсорная) и глубокая (перцептивная) обработка и их биологические ограничения. Необходимость механизма внимания как следствие биологических ограничений глубокой обработки информации. Великая иллюзия сознания и ее проявления. Восприятие и опознание как байесовский вывод и как предсказательное кодирование.
  • Структура и принципы работы зрительной и слуховой систем.
    Общий обзор структуры зрительного анализатора. Функциональная архитектура ЛКТ и зрительной коры. Корковое увеличение. Модульная организация зрительных ощущений и восприятия: селективные нейроны базовых признаков, естественных категорий и уникальных объектов (“нейрон бабушки”). Критика модулярности (многофункциональные нейроны). Рецептивные поля и настроечные функции зрительных нейронов. Популяционное кодирование сенсорных признаков. Нейронная адаптация как изменение популяционного ответа. Принципы декодирования стимула из популяционного ответа: winner-takes-all (WTA), сумма векторов, вероятностное декодирование. Моделирование популяционного ответа нейронов. Звук, его физические и психологические характеристики. Структура слухового анализатора. Тонотопическая организация слуховых рецепторов (волосковых клеток) и слуховой коры. Теории восприятия высоты звука.
  • Методы измерения и моделирования восприятия и внимания
    Психофизика, ее основные понятия и “аксиомы”. Разновидности сенсорного шума: аддитивный и мультипликативный, ранний и поздний. Закон Вебера. Классические психофизические методы: методы констант и средней ошибки; их преимущества и недостатки. Психофизика обнаружения сигнала: методы «да-нет» и 2AFC. Связь психофизических конструктов и измерений с принципами кодирования в сенсорных системах. Психофизическое моделирование как способ предсказания нейронной активности и наоборот. Хронометрические методы. Время реакции (ВР) и пороговое время предъявления. Метод вычитания. Закон Хика-Хаймана. Моделирование времени реакции: Drift diffusion model.
  • Пространственное восприятие
    Зрительное восприятие трехмерного пространства. Мозговые корреляты восприятия глубины: нейроны бинокулярной диспаратности и принцип их работы; нейроны, чувствительные к трехмерным признакам сцены (перспектива, градиент текстуры). Слуховое восприятие пространства. Моноуральные и бинауральные признаки удаленности и относительного расположения. Нейронные корреляты стереослуха: цепь Джеффреса. Эхолокация. Константность размера. Константность цвета. Мозговые корреляты перемасштабирования размера и цвета.
  • Предметное восприятие
    Проблема сегментации сенсорного потока ("нарезание" объектов и звуков). Перцептивная организация в зрительной и слуховой модальностях. Явление амодального заполнения. Нейронные корреляты перцептивной организации. Связывание ощущений в целостный образ. Роль процессов синхронизации (гамма-диапазон). Аудиовизуальная интеграция. Эффект Мак-Гурка.
  • Пространственное, признаковое и объектное внимание. Общий обзор мозговой сети внимания.
    Пространственное внимание. Эффекты пространственного внимания на скорость обработки и феноменальные качества стимула. Мозговые корреляты перемещения пространственного внимания на уровне отдельных клеток и суммарной активности мозга (N2pc). Нарушения пространственного внимания при поражениях заднетеменной коры: одностороннее игнорирование и синдром Балинта. Пространственное внимание и движения глаз. Премоторная теория внимания, ее поведенческие и нейрофизиологические доказательства. Признаковое и объектное внимание. Роль внимания в формировании репрезентаций объектов: теория интеграции признаков vs. теория сходства. Модулирующее влияние внимания на нейронные репрезентации стимулов. Настройка vs. усиление популяционного ответа. “Предвзятое соревнование». Механизм тормозного окружения.
  • Восходящие и нисходящие процессы управления вниманием
    Общая характеристика восходящих (экзогенных) и нисходящих (эндогенных) процессов Восходящие процессы и их детерминанты. Понятие перцептивной яркости. Латеральное торможение как механизм перцептивной яркости. Модель Итти-Коха. Нисходящие процессы в управлении селекцией. Роль рабочей и долговременной памяти. Понятие “шаблона”. Управляемый зрительный поиск и его детерминанты. Нейрофизиологические корреляты зрительного поиска, управляемого восходящими и нисходящими процессами.
  • Внимание и сознание
    Проблема функционального разделения внимания, рабочей памяти и сознания. Нейрофизиологическая диссоциация внимания и сознания. Теория глобального рабочего пространства. Сознание как рекуррентная мозговая сеть. Сознание и внимание в рамках иерархической организации зрительной системы: теория обратной иерархии, теория повторно входящей обработки. «Предвнимание» как осознанное восприятие в отсутствие внимания. Распределенное внимание и критика «абсолютного» предвнимания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.35 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pitts, M. A., Lutsyshyna, L. A., & Hillyard, S. A. (2018). The relationship between attention and consciousness: an expanded taxonomy and implications for ‘no-report’ paradigms. https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0348
  • Shaul Hochstein, & Merav Ahissar. (2002). View from the Top: Hierarchies and Reverse Hierarchies in the Visual System.
  • Stevens' handbook of experimental psychology. Vol.1: Sensation and perception, , 2002
  • Мозг, познание, разум. Ч. 1: ., Баарс, Б., 2014
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
  • Ощущение и восприятие, Шиффман, Х. Р., 2003
  • Психологические измерения : теория, методы : учеб. пособие для вузов, Гусев, А. Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sensation and perception, Harris, J., 2014