Бакалавриат
2020/2021
Организационное поведение и управление человеческими ресурсами
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются основные концепции, характеризующие поведение как человека, так и групп внутри организации, формируется представление о системном подходе к управлению человеческими ресурсами, изучаются актуальные методы и инструменты УЧР
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является формирование у студентов представления об основных закономерностях поведения человека и групп в организации, общих теоретических основах управления человеческими ресурсами организации, изучение современных подходов и технологий в управлении человеческими ресурсами, понимание факторов, влияющих на эффективность управления человеческими ресурсами
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые понятия и категории современной концепции управления человеческими ресурсами
- Знает основные закономерности поведения человека и групп в организации
- Знает основные функции и процессы системы управления человеческими ресурсами
- Знает, как практики управления человеческими ресурсами влияют на эффективность сотрудника, группы и организации
- Умеет критически оценивать различные стратегические решения в сфере управления человеческими ресурсами
- Знает актуальные методы и практики управления человеческими ресурсами в современных организациях
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Организационное поведение Тема 1. Введение в курсЦели и задачи курса. Структура курса. Место дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук.
- Тема 2. Человек в организацииПсихология индивидуального поведения. Поведение человека в организации. Индивидуальные особенности личности. Личность и эмоции. Ценности и установки. Роль среды в формировании поведенческих паттернов. Мотивация.
- Тема 4. Лидерство и власть.Лидерство. Эволюция теорий лидерства. Власть и политика.
- Тема 3. Группы и команды в организацииГруппы. Характеристики групп. Групповая динамика. Рабочие команды. Эффективность групповой работы. Определение команды. Отличие команды от рабочей группы. Распределение ролей в команде. Сложности при управлении командой. Этапы развития эффективной команды. Принципы построения эффективной команды.
- Тема 5. Организационная культура.Развитие организационной культуры. Типы организационных культур. Диагностика организационной культуры.
- Блок 2. Управление человеческими ресурсамиТема 1. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсамиЭволюция взглядов на управление человеческими ресурсами в организации. Цели, методы и принципы управления человеческими ресурсами. Подходы к управлению человеческими ресурсами. Цели, методы и принципы управления человеческими ресурсами. Составляющие управления человеческими ресурсами. Рост значения принятия оптимальных кадровых решений в современных условиях. Отношения организации с внешней средой. Основные подходы в управлении человеческими ресурсами. Современные тренды в области управления человеческими ресурсами. Сущность стратегического управления человеческими ресурсами. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Практика стратегического управления человеческими ресурсами.
- Тема 2. Подбор и найм сотрудниковБренд работодателя. Подходы к формированию кадрового состава. Планирование потребности в персонале. Источники набора. Аутсорсинг и аутстаффинг. Профиль должности. Этапы отбора сотрудников. Оценочные стандарты для методов отбора: достоверность, валидность, интерпретируемость, практичность. Методы отбора.
- Тема 3. Управление адаптацией сотрудниковСущность адаптации персонала. Виды адаптации сотрудников. Методы адаптации. Факторы, влияющие на успешность адаптации персонала. Управление процессом трудовой адаптации работников. Опыт применения систем адаптации в российских и зарубежных компаниях. Оценка процесса адаптации сотрудников в организации.
- Тема 4. Управление вознаграждениемДемотивация отрудников Политика вознаграждения. Контекст управления вознаграждением: внутренняя и внешняя среда. Вознаграждение и анализ вклада и эффективности: индивидуальное вознаграждение; командная оплата; оплата за эффективность работы организации; управление эффективностью и вознаграждением. Материальная и нематериальная мотивация сотрудников. Разработка и внедрение системы мотивации в компании. Современные концепции мотивации. Управление вознаграждением сотрудников в организации: оценка эффективности, возможности оптимизации.
- Тема 5. Система оценки сотрудниковСистема оценки сотрудников. Задачи и принципы оценки. Основные группы целей: в ракурсе задач компании; в ракурсе задач сотрудника. Методы оценки персонала. Аттестация: оценка деятельности, оценка потенциала. Алгоритм проведения оценки. Участники процесса оценки. Виды оценки: отбор кандидатов, окончание испытательного срока, текущая деятельность, перевод в другое структурное подразделение, принятие решений об обучении, формирование кадрового резерва, принятие решений об увольнении
- Тема 6. Управление развитием и обучением сотрудниковформировании системы обучения. Формы и виды обучения. Корпоративные университеты. Процесс обучения и развития сотрудников: цели, виды, формы, содержание программ обучения. Проблемы измерения возврата инвестиций от обучения. Планирование и развитие карьеры в организации. Факторы, влияющие на планирование карьеры. Стадии и этапы развития карьеры. Карьерные кризисы. Формирование кадрового резерва организации. Опыт управления карьерой сотрудников в российских и зарубежных компаниях.
- Тема 7. HR-аналитикаОсновные направления применения цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами. Успешный опыт российских и зарубежных компаний по применению цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами.
- Тема 8. Управление процессом высвобождения сотрудниковВысвобождение сотрудников. Планирование высвобождения и потенциальные проблемы. Программы мероприятий по высвобождению сотрудников. Этапы процесса высвобождения сотрудников. Возможные альтернативы высвобождению
- Тема 9. Управление человеческими ресурсами в международных компанияхОсобенности управления человеческими ресурсами в международных компаниях. Культурные, административные и технологические факторы - как важные составляющие формирования стратегии управления человеческими ресурсами. Взаимосвязь стратегии интернационализации и стратегии управления человеческими ресурсами. Отбор, наем, обучение и вознаграждение сотрудников в международном контексте. Управление иностранными сотрудниками.
Элементы контроля
- Подготовка эссе по темам 1 модуля
- Подготовка аналитической записки по одной из тем второго модуля
- Квизы на занятиях в форме тестовых вопросов
- Работа на семинарах
- Кейсы и групповые задания
- Экзамен по курсу состоит из закрытых и открытых вопросов по темам курсаПроводится с помощью системы асинхронного прокторинга
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Квизы на занятиях в форме тестовых вопросов + 0.2 * Подготовка аналитической записки по одной из тем второго модуля + 0.2 * Подготовка эссе по темам 1 модуля + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен по курсу состоит из закрытых и открытых вопросов по темам курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 14-е изд. / М. Армстронг, С. Тейлор. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 1040 с. - ISBN 978-5-4461-0375-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/24894/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hewett, R., Shantz, A., & Mundy, J. (2019). Information, beliefs, and motivation: The antecedents to human resource attributions. https://doi.org/10.1002/job.2353
- Шапиро С.А. под ред. и др. - Основы управления персоналом (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-406-04455-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916822