• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Организационное поведение и управление человеческими ресурсами

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Татевосян Стелла Альбертовна, Щелокова Светлана Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются основные концепции, характеризующие поведение как человека, так и групп внутри организации, формируется представление о системном подходе к управлению человеческими ресурсами, изучаются актуальные методы и инструменты УЧР
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов представления об основных закономерностях поведения человека и групп в организации, общих теоретических основах управления человеческими ресурсами организации, изучение современных подходов и технологий в управлении человеческими ресурсами, понимание факторов, влияющих на эффективность управления человеческими ресурсами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые понятия и категории современной концепции управления человеческими ресурсами
  • Знает основные закономерности поведения человека и групп в организации
  • Знает основные функции и процессы системы управления человеческими ресурсами
  • Знает, как практики управления человеческими ресурсами влияют на эффективность сотрудника, группы и организации
  • Умеет критически оценивать различные стратегические решения в сфере управления человеческими ресурсами
  • Знает актуальные методы и практики управления человеческими ресурсами в современных организациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Организационное поведение Тема 1. Введение в курс
    Цели и задачи курса. Структура курса. Место дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук.
  • Тема 2. Человек в организации
    Психология индивидуального поведения. Поведение человека в организации. Индивидуальные особенности личности. Личность и эмоции. Ценности и установки. Роль среды в формировании поведенческих паттернов. Мотивация.
  • Тема 4. Лидерство и власть.
    Лидерство. Эволюция теорий лидерства. Власть и политика.
  • Тема 3. Группы и команды в организации
    Группы. Характеристики групп. Групповая динамика. Рабочие команды. Эффективность групповой работы. Определение команды. Отличие команды от рабочей группы. Распределение ролей в команде. Сложности при управлении командой. Этапы развития эффективной команды. Принципы построения эффективной команды.
  • Тема 5. Организационная культура.
    Развитие организационной культуры. Типы организационных культур. Диагностика организационной культуры.
  • Блок 2. Управление человеческими ресурсамиТема 1. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами
    Эволюция взглядов на управление человеческими ресурсами в организации. Цели, методы и принципы управления человеческими ресурсами. Подходы к управлению человеческими ресурсами. Цели, методы и принципы управления человеческими ресурсами. Составляющие управления человеческими ресурсами. Рост значения принятия оптимальных кадровых решений в современных условиях. Отношения организации с внешней средой. Основные подходы в управлении человеческими ресурсами. Современные тренды в области управления человеческими ресурсами. Сущность стратегического управления человеческими ресурсами. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации. Практика стратегического управления человеческими ресурсами.
  • Тема 2. Подбор и найм сотрудников
    Бренд работодателя. Подходы к формированию кадрового состава. Планирование потребности в персонале. Источники набора. Аутсорсинг и аутстаффинг. Профиль должности. Этапы отбора сотрудников. Оценочные стандарты для методов отбора: достоверность, валидность, интерпретируемость, практичность. Методы отбора.
  • Тема 3. Управление адаптацией сотрудников
    Сущность адаптации персонала. Виды адаптации сотрудников. Методы адаптации. Факторы, влияющие на успешность адаптации персонала. Управление процессом трудовой адаптации работников. Опыт применения систем адаптации в российских и зарубежных компаниях. Оценка процесса адаптации сотрудников в организации.
  • Тема 4. Управление вознаграждением
    Демотивация отрудников Политика вознаграждения. Контекст управления вознаграждением: внутренняя и внешняя среда. Вознаграждение и анализ вклада и эффективности: индивидуальное вознаграждение; командная оплата; оплата за эффективность работы организации; управление эффективностью и вознаграждением. Материальная и нематериальная мотивация сотрудников. Разработка и внедрение системы мотивации в компании. Современные концепции мотивации. Управление вознаграждением сотрудников в организации: оценка эффективности, возможности оптимизации.
  • Тема 5. Система оценки сотрудников
    Система оценки сотрудников. Задачи и принципы оценки. Основные группы целей: в ракурсе задач компании; в ракурсе задач сотрудника. Методы оценки персонала. Аттестация: оценка деятельности, оценка потенциала. Алгоритм проведения оценки. Участники процесса оценки. Виды оценки: отбор кандидатов, окончание испытательного срока, текущая деятельность, перевод в другое структурное подразделение, принятие решений об обучении, формирование кадрового резерва, принятие решений об увольнении
  • Тема 6. Управление развитием и обучением сотрудников
    формировании системы обучения. Формы и виды обучения. Корпоративные университеты. Процесс обучения и развития сотрудников: цели, виды, формы, содержание программ обучения. Проблемы измерения возврата инвестиций от обучения. Планирование и развитие карьеры в организации. Факторы, влияющие на планирование карьеры. Стадии и этапы развития карьеры. Карьерные кризисы. Формирование кадрового резерва организации. Опыт управления карьерой сотрудников в российских и зарубежных компаниях.
  • Тема 7. HR-аналитика
    Основные направления применения цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами. Успешный опыт российских и зарубежных компаний по применению цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами.
  • Тема 8. Управление процессом высвобождения сотрудников
    Высвобождение сотрудников. Планирование высвобождения и потенциальные проблемы. Программы мероприятий по высвобождению сотрудников. Этапы процесса высвобождения сотрудников. Возможные альтернативы высвобождению
  • Тема 9. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях
    Особенности управления человеческими ресурсами в международных компаниях. Культурные, административные и технологические факторы - как важные составляющие формирования стратегии управления человеческими ресурсами. Взаимосвязь стратегии интернационализации и стратегии управления человеческими ресурсами. Отбор, наем, обучение и вознаграждение сотрудников в международном контексте. Управление иностранными сотрудниками.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка эссе по темам 1 модуля
  • неблокирующий Подготовка аналитической записки по одной из тем второго модуля
  • неблокирующий Квизы на занятиях в форме тестовых вопросов
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Кейсы и групповые задания
  • неблокирующий Экзамен по курсу состоит из закрытых и открытых вопросов по темам курса
    Проводится с помощью системы асинхронного прокторинга
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Квизы на занятиях в форме тестовых вопросов + 0.2 * Подготовка аналитической записки по одной из тем второго модуля + 0.2 * Подготовка эссе по темам 1 модуля + 0.2 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен по курсу состоит из закрытых и открытых вопросов по темам курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 14-е изд. / М. Армстронг, С. Тейлор. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 1040 с. - ISBN 978-5-4461-0375-1. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/24894/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hewett, R., Shantz, A., & Mundy, J. (2019). Information, beliefs, and motivation: The antecedents to human resource attributions. https://doi.org/10.1002/job.2353
  • Шапиро С.А. под ред. и др. - Основы управления персоналом (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-406-04455-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916822