• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В России стремительно развивается индустрия комиксов. Появляются новые издательства, выходят как классические произведения («Хранители» Алана Мура, «Возвращение Тёмного Рыцаря» Фрэнка Миллера, «Песочный Человек» Нила Геймана и др.), так и произведения начинающих авторов. Среди опубликованных изданий есть не только переводы на русский язык американских и европейских комиксов, японских комиксов (манга), но и истории русских комиксистов. С успехом проходят фестивали гик-культуры (например, Comic Con Russia). Одной из причин успеха комиксов в России исследователи считают популярность фильмов по комиксам, прежде всего, Marvel и DC. В современной поп-культуре комиксы зачастую становятся основой больших трансмедийных проектов. Это не случайно, ведь в самой структуре комиксов скрыт огромный потенциал для трансмедиатизации. В то же время, на комиксах в России лежит некоторая стигма «книжек с картинками для детей», комиксы зачастую не считаются серьёзным искусством, хотя существует множество примеров драматических историй, рассказанных в комиксах (например, «Маус» Арта Шпигельмана, который получил Пулитцеровскую премию в 1992 г.). В рамках этого курса я предлагаю изучить комикс не как популярный жанр (комиксы про супергероев, безусловно, наиболее известны в настоящее время), а как формат изложения информации. Скотт Макклауд предлагает следующее определение комикса: «Иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и / или получения эстетического отклика от зрителя» (Макклауд 2016: 9). В этом определении не идёт речь о жанре, тематике или стиле изображения в комиксе. Оно позволяет обратить внимание на особенности комикса как формата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о комиксе как о медиуме и об истории его развития.
  • Формирование представления о роли комикса в современном трансмедийном сторителлинге.
  • Формирование навыка анализа комикса с точки зрения его художественной составляющей, отражения процесса исторического развития комикса как медиума, а также его трансмедиатизации.
  • Развитие умения анализа трансмедийных нарративов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует комикс по 6 критериям С. Макклауда.
  • Называет характерные особенности американских комиксов, выпущенных в различный период.
  • Анализирует трансмедийные нарративы, в которые включены комиксы.
  • Называет характерные черты европейского, японского (манга) и корейского комиксов (манхва), отличает их друг от друга и от американского комиксы.
  • Называет периодизацию американского комикса, имена основных авторов и их произведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Комикс как медиум.
    1.1. Комикс как последовательные изображения 1.2. Форматы комиксных изданий 1.3. Жанры современного комикса 1.4. Анализ комикса по 6 критериям С. Макклауда
  • Тема 2. История развития американского комикса и его трансмедиатизация
    2.1. Предшественники комикса 2.2. Концепция «веков» и периодизация истории развития американского комикса 2.3. «Золотой век» американских комиксов 2.4. «Код комиксов» (Comics Code Authority) 2.5. «Серебряный век» американских комиксов 2.6. «Бронзовый век» американских комиксов 2.7. «Тёмный век» американских комиксов 2.8. Американские комиксы в 1990-е гг. Банкротство Marvel и кризис в индустрии 2.9. Независимые издательства. Image Comics
  • Тема 3. Современный комикс и трансмедийный сторителлинг
    3.1. Трансмедийное рассказывание историй 3.2. Современные американские комиксы и смежные медиа 3.3. Интертекстуальность современных комиксов 3.4. Комиксы и трансмедиа. Популярность фильмов по комиксам 3.5. Проблемы феминизма и расовой идентичности в современных комиксах. 3.6. Комикс в цифровую эпоху 3.7. 12 направлений развития комикса по С. Макклауду
  • Тема 4. Комиксы в разных странах
    4.1. Основные европейские комиксные школы 4.2. Франко-бельгийская школа комикса 4.3. Японские комиксы (манга) и смежные медиа (аниме) 4.4. Корейские комиксы (манхва) и смежные медиа 4.5. Другие мировые школы и имена
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.11 * Посещаемость + 0.2 * Презентация + 0.29 * Семинары + 0.2 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495