• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Селф-трекинг и медиатизация социальной жизни

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представления о процессах медиатизации общества и культуры, включая феномен селф-трекинга.
  • Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
  • Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые понятия, подходы и направления исследований медиатизации.
  • Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий.
  • Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневности.
  • Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов.
  • Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиатизация как исследовательское направление
    Понятие, характеристики и фазы медиатизации. Подходы к изучению медиатизации. Направления изучения медиатизации (медиатизация социальных институтов, сообществ и повседневных практик). Фигуративный подход А. Хеппа и Н. Коулдри.
  • Тема 2. Селф-трекинг и квантификация идентичности
    Селф-трекинг как практика квантификации «Я» и проявление «датаизма». Мобильные приложения и носимые устройства для селф-трекинга. Исследования дискурсов, практик и стилей селф-трекинга. Социальные контексты селф-трекинга.
  • Тема 3. Медиатизация близких отношений и повседневных практик
    Медиатизация близких отношений (дружеских, семейных, романтических). Роль цифровых медиа в соединении и разобщении. Исследования онлайн-дейтинга, секстинга, гостинга, шерентинга и т.д. Медиатизация еды, досуга, мобильности, путешествий и др.
  • Тема 4. Медиатизация сообществ, социальных институтов и движений
    Институциональный подход к исследованиям медиатизации. Датафикация социальной жизни. Медиатизация политики, религии, образования, науки, бизнеса, здравоохранения, городских систем. Медиатизация протестов и социальных движений.
  • Тема 5. Медиатизированное будущее
    Медиатизация и «лучшая жизнь». Риски и угрозы медиатизации. Форсайт-исследования, футурологические сценарии и дорожные карты цифрового будущего. Образ коммуникационных технологий и медиатизированного будущего в (анти)утопиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Итоговый исследовательский / творческий проект (формат на выбор)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговый исследовательский / творческий проект (формат на выбор) + 0.1 * Посещаемость + 0.4 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
  • Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
  • Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.
  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Сследуя Медиатизацию Общества: Концепт Медиатизированных Миров.