• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Микроэкономика (продвинутый уровень)

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Букин Кирилл Александрович, Каменев Иван Георгиевич
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает принятие экономических решений домашними хозяйствами и фирмами, а также формы взаимодействия этих агентов при определении объемов выпуска и цен товаров и факторов производства. В нем также анализируются принципы микроэкономической политики и роль правительства в распределении ресурсов. В 4 модуле 2019/2020 учебного года занятия будут проходить онлайн на платформе ZOOM.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами экономическими принципами, необходимыми для анализа различных экономических проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Находит спрос потребителя и проводит анализ сравнительной статики, объясняет наблюдаемый выбор потребителя
  • Формализует задачу и строит модель выбора в условиях неопределенности, находит выбор агента и проводит анализ сравнительной статики, интерпретирует полученные результаты
  • Находит спрос на факторы производства/предложение готовой продукции, издержки фирмы, объясняет связь между свойствами полученных функций и свойствами технологий
  • Строит модель частичного равновесия, находит равновесие, анализирует его эффективность, анализирует последствия государственного регулирования в рамках модели частичного равновесия и интерпретирует полученные результаты
  • Строит модель монополии/монопсонии (в том числе для монополиста, действующего на нескольких рынках), находит равновесие, анализирует его эффективность, предлагает и сравнивает методы государственного регулирования
  • Называет ключевые концепции теории игр и применяет их для анализа стратегического взаимодействия, находит равновесие в моделях олигополии, анализирует его эффективность, проводит анализ сравнительной статики и объясняет полученные результаты
  • Строит модель многопериодного выбора фирмы/потребителя, находит равновесие в двухпериодной модели, анализирует сравнительную статику и интерпретирует полученные результаты
  • Строит модель частичного равновесия при наличии экстерналий/общественных благ, находит равновесие, анализирует его эффективность, предлагает и сравнивает методы государственного регулирования
  • Находит равновесие, Парето-оптимальные распределения, формулирует теоремы благосостояния
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория потребителя
    Предпочтения и полезность Выбор потребителя Спрос и сравнительная статика. Декомпозиция Слуцкого Предложение труда Многопериодный выбор потребителя Денежная оценка выигрыша потребителя (излишек потребителя)
  • Теория выбора в условиях неопределенности
    (Индивидуально) рациональное поведение в условиях неопределенности. Контингентные товары, ожидаемая полезность, отношение к риску. Выбор в условиях неопределенности: спрос на страховку и спрос на рисковый актив. Цена информации.
  • Теория производителя
    Технологии. Минимизация издержек. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы.
  • Частичное равновесие (совершенная конкуренция)
    Рыночный спрос. Предложение конкурентной отрасли и частичное равновесие. Частичное равновесие и оптимальность. Анализ государственной политики.
  • Рыночные структуры: монополия и монополистическое поведение
    Максимизация прибыли монополистом. Неэффективность монополии и регулирование. Монопсония. Ценовая дискриминация
  • Рыночные структуры: стратегические взаимодействия
    Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх) Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Дифференцированные товары.
  • Инвестиции, время и рынки капитала
    Разделение решений о потреблении и инвестициях Критерий чистой приведенной стоимости (NPV) Применение критерия NPV: добыча истощаемого ресурса
  • Провалы рынка: экстерналии и общественные товары
    Экстерналии и неэффективность. Подходы к решению проблемы: нормативы, налоги (субсидии) Пигу, торгуемые разрешения на выбросы, интернализация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Общественные блага. Условие эффективности, проблема безбилетника.
  • Общее равновесие (если останется время)
    Равновесие в экономике обмена с двумя потребителями и двумя товарами. Графическая иллюстрация в ящике Эджворта. Парето оптимальные распределения и контрактная кривая. Теоремы благосостояния. Экономика Робинзона Крузо.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская работа
    Семинарская работа построена и оценивается дистанционно или очно в зависимости от формата обучения. Оцениваться может выполнение домашних заданий к семинару, на семинаре или после семинара, участие в обсуждениях на вебинаре (устное, в чате или на используемой платформе коллективной работы). Информация о формате оценки доводится семинаристом до студентов на первом семинаре и дублируется в виде письменной инструкции.
  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа проводится на сессионной неделе по окончании 3 модуля. При необходимости проводится в синхронной дистанционной форме.
  • неблокирующий Финальный экзамен (устный)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Семинарская работа + 0.6 * Финальный экзамен (устный)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход : учебник для вузов, Вэриан, Х. Р., Фроловой, Н. Л., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л., 2001