Бакалавриат
2020/2021
Цифровое предпринимательство
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент финансов
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Котляров Иван Дмитриевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс направлен на формирование у студентов навыков в области цифрового предпринимательства, в частности: 1. ознакомить с основными тенденциями в цифровом предпринимательстве; 2. освоить основные понятия, концепции и модели цифрового предпринимательства; 3. изучить модели анализа внешней и внутренней среды в условиях цифровой трансформации экономики; 4. приобрести знания и навыки для анализа конкурентной позиции, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ предпринимательства в цифровой среде; 5. изучение и приобретение практических навыков использования предпринимательства в цифровой среде применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Цифровое предпринимательство» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических основ осуществления предпринимательской деятельности в условиях цифровой трансформации экономики.
Планируемые результаты обучения
- Студент способен определить сущность и основные характеристики цифрового предпринимательства
- Определяет сущность и основные характеристики цифрового предпринимательства Студент способен применить полученные знания по теме развития концепции цифрового бизнеса
- Студент способен определить направления продвижения разрабатываемой концепции цифрового бизнеса в сфере интернет-маркетинга
- Студент способен определить и обосновать выбор интернет-платформы для развития цифрового бизнеса
- Студент способен выделить виды финансовых технологий, подходящих для применения в цифровом бизнесе
- Студент способен выбирать виды интернет-занятости, которые могут использованы в той или иной форме цифрового бизнеса
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Цифровое предпринимательство: сущность и основные понятияЦифровое предприятие: сущность, отличия от традиционного предприятия, преимущества и недостатки. Роль технологических инноваций в деятельности цифрового предприятия: виртуализация, информатизация, автоматизация. Организационные инновации: переход к сетевой модели функционирования. Цифровые, традиционные и переходные предприятия. Перспективные направления цифрового предпринимательства.
- Тема 2. Интернет-торговляИнтернет-торговля: сущность, преимущества и недостатки. Классификация торговых предприятий по степени сочетания традиционных и электронных инструментов ведения торговой деятельности. Основные направления эволюции интернет-торговли. Омниканальная (интегрированная) модель. Феномен паразитирования. Смена маркетингового предложения при выходе торговой (сервисной) компании в Интернет.
- Тема 3. Интернет-маркетингМаркетинговые, технологические и сервисные факторы продвижения интернет-магазина. Способы создания интернет-представительства. Способы организации доставки товара потребителю. Роль сотрудничества с внешними контрагентами для успеха интернет-магазина.
- Тема 4. Интернет-платформыИнтернет-платформы: сущность и особенности организации деятельности. Бизнес-модели интернет-платформ. Риски интернет-платформ для традиционного бизнеса.
- Тема 5. Финансовые технологииСущность финтеха. Виды финансовых технологий. Криптовалюты: сущность и особенности применения. Краудфинансирование: разновидности и практика использования. Бизнес-стратегии финансово-технологических компаний.
- Тема 6. Интернет-занятостьСущность интернет-занятости и ее разновидности. Выгоды и риски интернет-занятости с точки зрения основных стейкхолдеров. Создание инфраструктуры для интернет-занятости.
Элементы контроля
- Активность на семинарахВыполнение индивидуальных и коллективных заданий, не связанных с подготовкой презентаций по темам курса
- Домашнее задание
- Коллективные презентацииПредставление коллективных презентаций по темам курса в ходе семинарских занятий
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Активность на семинарах + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Коллективные презентации + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a97ed07408159.98683294. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959818
Рекомендуемая дополнительная литература
- ЛАПИДУС ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА. (2016). Краудсорсинг И Краудфандинг. Маркетинговое Продвижение Проектов, Продукции И Услуг. Вестник Финансового Университета, (4 (94)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16901179
- МОЛЧАНОВА, В. А. (2018). Долевая Экономика На Региональных Рынках Туризма: В Чем Секрет Успеха Компаний Airbnb И Uber? Regional Economics, 16(2), 379–394. https://doi.org/10.24891/re.16.2.379
- УСТЮЖАНИНА, Е. В., СИГАРЕВ, А. В., & ШЕИН, Р. А. (2017). Цифровая Экономика Как Новая Парадигма Экономического Развития. Economic Analysis, 16(12), 2238–2253. https://doi.org/10.24891/ea.16.12.2238
- ФИЛИН, С. А., & ЯКУШЕВ, А. Ж. (2018). Организационно-Управленческие Инновации Как Основа Цифровой Экономики. National Interests Priorities & Security, 14(7), 1319–1332. https://doi.org/10.24891/ni.14.7.1319
- Фияксель Э.А., Солохин А.А., & Соколов И.Н. (n.d.). Краудинвестинг. Обзор Исследований И Промежуточные Результаты Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fkraudinvesting-obzor-issledovaniy-i-promezhutochnye-rezultaty-razvitiya