• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Поэтика остранения: от модернизма к постмодернизму

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Витте Георг Вильгельм Хайнрих
Прогр. обучения: Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык: английский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Course Syllabus

Abstract

Теоретическим фокусом курса является концепция остранения, прославившаяся благодаря литературно-теоретическим работам русских формалистов. Акцент сделан на русской поэтической теории и практике, но с четким сравнительным акцентом (сопоставимые понятия в западноевропейской и американской поэтике). Первая часть курса посвящена эпохе модернизма и авангарда (1900 - 1930 гг.), вторая часть - эпохе постмодернизма и современности.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Понимание концепции, которая эффективна и по сей день, как составляющую теории эстетического восприятия в целом и поэтического языка в частности, а также понять ее историческое развитие со времен древней поэтики
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Магистранты знают теоретико-исторические контексты понятия "остранение" и понимают его значение для теории поэтического языка.
  • Магистранты различают конкурирующие концепции ритма в культуре и литературе модернизма и понимают актуальность ритма для теории эстетического воздействия.
  • Магистранты заостряют внимание к материальным и медийным аспектам поэзии, знакомятся с важнейшими теориями звуковых и письменных форм стихотворений.
  • Используя в качестве примера многогранное и программное поэтологическое эссе О. Мандельштама „Разговор о Данте“, магистранты учатся различать различные факторы поэтического остранения - метафоры, метонимии, звук, голос, синестезию, цитаты/интертекстуальность и др.
  • Магистранты получают представление об историческом развитии жанров и форм визуальной поэзии и умеют различать соответственные позиции авангарда и пост-авангарда.
  • Магистранты осознают важность теории и практики устного, музыкального и сценического исполнения поэзии – в более широких теоретико-истoрических рамках performative turn в гуманитарных науках.
Course Contents

Course Contents

  • Поэтика остранения в контексте эстетической теории модернизма и ee значение для изучения стихотворного языка
    Основные тексты Виктора Шловского об остранении („Воскрешение слова“, „Искусство как прием“) будут обсуждаться в контексте эстетической теории и авангардной поэзии начала 20 века. Также включены эмпирико-психологические исследования этого времени по восприятию литературного произведения (особенно теория Льва Выготского об "эстетической реакции"). Особый акцент в этой теме сделан на стиховедческом уточнении теории остранения в трудах Юрия Тынянова („Проблема стихотворного языка“, Осипа Брика („Ритм и синтаксис“) и др.
  • Дискурс о ритме в психологии и антропологии раннего 20 века и его значение для теории поэтического ритма
    Концепции ритма в раннем 20 веке обсуждаются как фактор развития теории эстетического остранения. Это касается, с одной стороны, ритмо-теоретических работ Андрея Белого ("Лирика и эксперимент", "Ритм как диалектика" и др.), с другой стороны, значения ритма в теории рецепции театра и кино (Сергей Эйзенштейн, "Ритмический барабан" и др.). Учитывается тесная связь дискурса о ритме с теориями и практиками физического движения и его кинестетического качества (танец, гимнастика, биомеханика и т.д.), а также с политическими воображениями новых форм сообщества. Включены и антропологические и психологические теории ритма, их особое значение для теорий поэтического ритма (Ernst Grosse, Karl Bücher, Ernst Meumann, Eduard Sievers, Сергей Бернштейн, Софья Высеславцева и другие).
  • Материальность поэзии: звуковые и визуальное аспекты поэтической практики в раннем 20 веке
    Обсуждаются медийные особенности поэзии, в акустической (устно исполненной) и написанной форме, а также соответствующие эффекты остранения. Акцент сделан на "мифопоэтических" концепциях генезиса поэзии от первозвуков (Андрей Белый, "Глоссолалия" и др.) и на авангардистских экспериментах с визуальным восприятием поэтического текста (Малларме, "Un coup de dés", Крученых/Хлебников "Буква как таковая", Эль Лисицкий/Владимир Маяковский, "Для голоса“ и др.).
  • Диалог поэтологической рефлексии и поэтической практики
    На примере Осипа Мандельштама будет обсуждаться тесное переплетение поэтологической рефлексии и поэтической практики. Будут обсуждаться поэтологические эссе Мандельштама ("O природе слов", „Слово и культура“) и программные стихи ("Нашедший подкову" и др.). Акцент сделан на эссе Мандельштама "Разговор о Данте" с его многогранной теорией поэтических троп ("гераклитовая метафора") и особым акцентом на синестетическом ощущении поэзии.
  • Пост-авангард и новые концепции визуальности поэзии
    Традиции русской и зарубежной визуальной поэзии от модернизма до современности обсуждаются как особая форма поэтического остранения. Будут рассмотрены исторические предшественники в античности и в поэзии барокко (carmina figurata). В центре внимания находятся примеры из американской, немецкоязычной, французской и русской поэзии XX века ("Каллиграммы" Аполлинера, "конкретная поэзия" Евгения Гомрингера, "Леттризм" Исидора Ису и других авторов, визуальные стихи Э. Каммингса, Всеволода Некрасова и др.)
  • Тело, жест, голос: декламация, сценические и перформативные приемы чтения и их значение для поэтики остранения
    : Актуальность голосового и телесного перформанса для поэтики остранения обсуждается на основе теории поэтической декламации (Сергей Бернштейн; исследования в "Институте живого слова") и определения особой роли ситуации устной декламации для определенных жанров (Тынянов, "Ода как ораторский жанр"). Учитываются теории генетической связи между жестом и речью. Кроме того, будут обсуждаться более поздние экспериментальные практики пересечения границ между поэзией и перформансом (Лев Рубинштейн, Андрей Монастырский, Владимир Тарасов/Дмитрий Пригов, Роман Осминкин, rap poetry).
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Аудиторная работа
    Устная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • non-blocking Форум
    Магистранты ведут блог с краткими (100-300 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу на групповом форуме, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты, изображения, аудио-, видео- и иные материалы, читают и комментируют блоги других участников форума. Темы и сообщения блога доступны всем слушателям и преподавателю дисциплины, которые могут оставлять свои комментарии и соображения в ответ на посты коллег. Тематика и названия заголовков и сообщений в ленте форума являются прерогативой магистрантов и фиксируют их собственные достижения и открытия по мере прохождения дисциплины.
  • non-blocking Экзамен
    Итоговое экзаменационное эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, содержащая анализ самостоятельно выбранного магистрантом и согласованного с преподавателем материала. Экзамен проводится внеаудиторно без прокторинга, на написание эссе магистрантам отводится 1-2 недели самостоятельной работы. Дата сдачи эссе соответствует назначенной дате экзамена в расписании экзаменационной сессии. Напишите эссе объемом от 9000 до 15000 печатных знаков с пробелами на интересующую Вас тему, согласованную с преподавателем и соответствующую проблематике курса. В эссе проанализируйте теоретические и/или литературные тексты. Эссе содержательно и стилистически оформляется как академическая работа, готовящаяся к публикации, и опирается на существующие теоретические подходы и исследования по теме.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (4 module)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Форум + 0.6 * Экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Crawford, L. (1984). Viktor Shklovskij: Différance in Defamiliarization. Comparative Literature, 36(3), 209. https://doi.org/10.2307/1770260

Recommended Additional Bibliography

  • MANIN, D. Y. (2011). Chopped-Up Prose or Liberated Verse? An Experimental Study of Russian Vers Libre. Modern Philology, 108(4), 580–596. https://doi.org/10.1086/660697
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5