• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегии в музейном, событийном, туристическом менеджменте

Статус: Курс обязательный (Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ширинкин Павел Сергеевич
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать: • природу стратегического управления и основные этапы его развития; • основные теории стратегического менеджмента; • особенности методологии стратегического управления; • понятия, виды и признаки современной деловой организации; • составляющие внешней и внутренней среды организации; • содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления; • подходы к формированию миссии и целей организации; • основные инструменты проведения анализа стратегических факторов внешней среды организации; • методологические принципы управленческого анализа организации; • базисные стратегии бизнеса; • основные конкурентные стратегии организации; • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; • основные методы разработки стратегии компании; • критерии выбора стратегических альтернатив; • условия реализации стратегии Уметь: • использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями с использованием стратегического подхода; • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; • разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; • разрабатывать стратегии конкуренции с учетом условий функционирования организации; • определять стратегические альтернативы и оценивать их эффективность; • принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений с позиции стратегического подхода; • оценивать эффективность системы стратегического управления; • использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию для реализации стратегии; • разрабатывать стратегический план конкретного предприятия Владеть (обладать навыками): • методологией стратегического менеджмента; • современными методами сбора, обработки и анализа управленческих, экономических и социальных данных; • методикой анализа макроокружения организации; • методами отраслевого анализа; • навыками проведения конкурентного анализа; • подходами к организации и контролю выполнения стратегии; • современным инструментарием оценки эффективности стратегии организации. • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения стратегии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегии в музейном, событийном, туристическом менеджменте» являются развитие и совершенствование у студентов навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив. Курс представляет собой систематизированное изложение теоретических и методологических вопросов, связанных с разработкой, внедрением и реализацией стратегии компаний указанных сфер в целях повышения их эффективности. Целями освоения дисциплины «Стратегии в музейном, событийном, туристическом менеджменте» являются: 1) Знакомство студента с основными понятиями, используемыми при изучении дисциплины; 2) Формирование представления студента о методологии стратегического анализа, выбора стратегии, определение ключевых компетенций компании в области разработки и реализации стратегии; 3) Демонстрация основных подходов к интерпретации результатов стратегического управления в рамках управления компанией; 4) Практическая апробация теоретических подходов к стратегическому управлению.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и интерпретирует основные понятия и термины
  • Студент анализирует основные этапы развития корпоративного планирования
  • Студент проводит анализ стратегических факторов внешней среды организации
  • Студент проводит анализ стратегических факторов внутренней среды организации
  • Студент проводит анализ портфеля компании, использует необходимые инструменты, проводит сравнение
  • Студент умеет выявлять конкурентные преимущества компании
  • Студент особенности разработки и реализации стратегии.
  • Студент анализирует стратегические альтернативы, учитывает условия реализации стратегии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие подходы к стратегическому управлению на предприятии.
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной дисциплины. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента. Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Формирование стратегии компании. Процесс разработки стратегии. Модели стратегического управления.
    Процесс разработки стратегии Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип. Пирамида разработки стратегического плана. Взаимосвязь результатов стратегического анализа, миссии, целей и план мероприятий. Стратегические альтернативы. Идентификация и разработка. Стратегия бизнес-единицы. Стадии разработки стратегии. Стратегия корпорации. Бизнес стратегии. Функциональные стратегии. Особенности разработки и взаимоувязки.
  • Анализ стратегических факторов внешней среды.
    Анализ производства и конкуренции. Роль стратегического анализа в процессе разработки стратегии. Структура анализа (определение главных экономических характеристик промышленного развития; определение и оценка движущих сил; оценка силы конкуренции; оценка конкурентной позиции компании в отрасли; выявление ключевых факторов успеха). STEEP-анализ. Анализ посредников.
  • Анализ ситуации в компании.
    Ситуационный анализ организации. Оценка адекватности текущей стратегии. SWOT анализ. Стратегический стоимостной анализ. Оценка силы конкурентной позиции предприятия. Анализ слепых зон. Устойчивые конкурентные преимущества. Обобщение результатов анализа.
  • Портфельный анализ.
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Концепция Boston Consulting Group. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Концепция General Electric/McKinsey. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели. Концепция Arthur D. Little. Структура модели. Характеристика областей. Сильные и слабые стороны модели.
  • Конкурентные преимущества предприятия.
    Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анФакторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ.
  • Разработка и реализация стратегии.
    Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Cинергизм и деловые способности компании. Концепция синергизма. Начальный и операционный синергизм. Симметрия и совместные эффекты. Создание ключевых компетенций. Общая схема процесса осуществления стратегии. Привязка бюджетов к стратегии. Разработка политики и процедур поддержания стратегии. Системы поддержки процесса осуществления стратегии. Проектирование систем управления. Инструменты реализации стратегии. Модель PAS. Модель BSC.
  • Современные подходы к стратегическому управлению. Стратегия голубого океана. Бизнес-модели, как основа стратегии.
    Стратегия голубого океана – обзор подхода. Особенности концепции. Критика концепции. Корневые/ключевые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон А., Стрикленд А.Дж., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065
  • Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066