Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь)
Где читается:
Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Каменских Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом: овладение навыками исследовательской работы; овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; овладение навыками работы с исследовательской литературой; овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения
- Владеет понятиями "исторический нарратив", "историческое время", "эсхатологические горизонты"; способен осуществлять анализ образов прошлого и будущего, создаваемых культурой или индивидом в определенный исторический период; понимает значимость этих образов для исторического анализа.
- Понимает специфику объяснения причин исторического события как особой когнитивной процедуры; владеет навыками аргументации, применяемыми в историческом исследовании, отслеживает и устраняет типичные ошибки в аргументации; имеет навык формулировки и верификации гипотезы в историческом исследовании
- Имеет представление об основных формах академических публикаций; владеет базовыми навыками, необходимыми для написания доклада, заметки и аналитического обзора, рецензии, научной статьи.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Рефлексия по поводу понятия истории и ремесла историка. Антропология историческогоОбщий framework: кто такой историк – и чем он занимается? => методология истории в собственном смысле: - историческое сознание, исторический факт и его интерпретация, проблема достоверности исторического знания (= знания о том, чего актуально не существует); - ценностный компонент в историческом сознании; - метанарративы и историческое время: антропология исторического; - обманчиво простой вопрос: зачем нужно знание о прошлом? [«Они же все давно умерли!»]
- Раздел 2. Рефлексия по поводу базовых и специальных исторических когнитивных навыков- Что значит объяснить историческое событие? Что такое объяснение как когнитивная процедура и чем объяснение в исторической науке отличается от объяснения в математике или в естественных науках? => Как различить хорошие и плохие объяснения? [Подводные камни: проблемы повторяемости/уникальности исторических событий, существования исторических законов и каузальных связей между событиями]. - Как (не следует) строить аргументацию в историческом исследовании? – Некоторые общие принципы теории аргументации; типичные ошибки и недопустимые приёмы в аргументации. Специфика аргументации в историческом исследовании. - Как строить гипотезу в историческом исследовании и как её верифицировать? Критерии научности в историческом исследовании. - Исторические источники и проблема everybody lies; между Сциллой и Харибдой, или проблема двойной критической рефлексии - рефлексии исследователя по поводу собственной методологии и по поводу методологической позиции (политических, религиозных, этических и проч. воззрений) автора. «Устная история» как источник; методы интервьюирования и анализа аудио-, видео- и письменных интервью; проблемы, связанные с «дрейфом памяти». Работа с фондами устных свидетельств о катастрофах XX века (Яд ва-Шем, Shoah Foundation Institute, Музей истории ГУЛАГа в Москве и т.д.).
- Раздел 3. История: формы академического письмаПишем введение к дипломной работе: - Зачем нужно введение? Как корректно сформулировать исследовательскую проблему? Способы обоснования актуальности темы исследования. Как написать обзор «истории вопроса», оценить степень разработанности/неразработанности темы. Конкретизация предмета собственного исследования, формулировка задач, стоящих перед исследователем (= определение структуры работы). Формы презентации результатов исследования: - Статья (индивидуальная или коллективная). Как не ошибиться с журналом? Что такое «чёрный список» НИУ ВШЭ? Международные и российские системы цитирования. Системы оформления справочно-библиографического аппарата к статье. Некоторые рекомендации по работе с редакциями журналов. – 15 ноября - Рецензия; - Заметка, аналитический обзор; - Монография (индивидуальная или коллективная). - Доклад (в т.ч. стендовый) на конференции или научном семинаре, - Выступление на круглом столе. - Защита курсовой/дипломной/кандидатской.
Элементы контроля
- Выступления с докладами и участие в дискуссиях на семинаре
- Проект статьи в научный журнал
- Рецензия (blind peer-review)
- Презентация проекта введения к дипломной работе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Выступления с докладами и участие в дискуссиях на семинаре + 0.25 * Презентация проекта введения к дипломной работе + 0.25 * Проект статьи в научный журнал + 0.1 * Рецензия (blind peer-review)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Academic writing for graduate students. Essential tasks and skills, Swales J.M., Feak C.B., 2014
- NÁJERA ESPINOSA, O. (2019). THE ANTHROPOLOGY OF HISTORY. Memory and the social and political uses of the past. Explorations on the perpetual dance of anthropology and history ; LA ANTROPOLOGÍA DE LA HISTORIA. La memoria y los usos sociales y políticos del pasado. Exploraciones sobre la perpetua danza de la antropología y la historia. https://doi.org/10.17561/rae.v19.02
- Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки, Эко У., Костюкович Е., 2004
- Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи в 2-х томах. Т. 2, , 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Прошлое - чужая страна : пер. с англ., Лоуэнталь Д., Говорунов А.В., 2004