• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Интегрированные системы менеджмента качества и бережливого производства

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Менеджмент качества и бережливого производства)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лапидус Вадим Аркадьевич, Олухов Алексей Евгеньевич
Прогр. обучения: Менеджмент качества и бережливого производства
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Интегрированные системы менеджмента качества и бережливого производства» относится к базовой части магистерской образовательной программы «Менеджмент качества и бережливого производства» для направления 38.04.02 «Менеджмент». Преподается на русском языке во 2 и 3 модулях на 1 курсе магистратуры. Дисциплина направлена на формирование у будущих магистров представления об интегрированной концепции управления организацией на основе бережливого производства и качества, управления процессами с точки зрения целостного видения их выходов (качество, время, стоимость); формирование компетенций, необходимых для управления организацией и её процессами на основе бережливого производства и качества. Приобретенные компетенции помогут студентам избежать наиболее распространённых ошибок в управлении организациями, разработать систему менеджмента на основе интеграции подходов бережливого производства и качества. Впоследствии студенты повысят качество принимаемых решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить подходы, модели и практику управления организацией на основе концепции, объединяющей бережливое производство (Lean) и менеджмент качества (Quality), которая позволяет сбалансированно удовлетворять интересы различных заинтересованных сторон (собственники, потребители, поставщики, персонал и т.д.) посредством комплексного управления всеми характеристиками бизнеса (качество, стоимость, сроки поставок).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса.
  • Знает ключевые этапы развития систем менеджмента.
  • знает положения, требования и ключевые подходы, содержащиеся в процессном подходе.
  • способен принимать управленческие решения по применению процессного похода, определять ценность для потребителей, определять области применения менеджмента качества и бережливого производства в системах процессов.
  • Способен отличать модели интегрированных систем менеджмента.
  • характеризует производственные системы, построенные на различных принципах.
  • способен применять подходы к проектированию производственных систем.
  • знает и умеет применять подходы к интеграции на всех уровнях управления организацией – бизнес-уровень, система менеджмента, производственная система, распределять ответственности, выстраивать взаимосвязи, определять показатели.
  • способен применять интегрированные модели в механизмах управления – цепи поставок, интегрированные структуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные системы управления – структура и виды
    Цель и задачи курса. Место дисциплины среди других дисциплин. Баланс интересов заинтересованных сторон: «крест бизнеса». Системы управления на основе функционального, процессного, проектного подходов. Понятие «система менеджмента». Традиционные подходы к проектированию систем менеджмента. Внешний и внутренний контекст систем менеджмента. Цикл PDCA как фактор функционирования систем менеджмента. Система менеджмента как система процессов. Виды процессов.
  • Эволюция подходов к управлению
    Промышленные революции. Эволюция конкуренции. Эволюция понятий «ценность» и «качество». Экспоненциальное развитие технологий. История развития систем менеджмента. Модели систем менеджмента. Развитие международной стандартизация в области систем менеджмента. Модели интегрированных систем менеджмента. Лучшие практики развития систем менеджмента в России. Национальные стандарты в области бережливого производства и система добровольной сертификации «ЛИНСЕРТ». Системы менеджмента будущего
  • Процессный подход как основа для интеграции систем менеджмента качества и бережливого производства
    Терминология процессного подхода. Особенности процессного подхода. Ролевые модели владельцев процессов. Выстраивание взаимосвязей и синхронизация процессов. Понятие ценности для внутренних потребителей процессов. Элементы управления процессами. Роль бережливого производства и менеджмента качества в управлении системой процессов. Отношения «поставщик-потребитель», «владелец бизнеса – менеджмент». Система показателей. Lean 6 sigma – интеграция на инструментальном уровне. Интегрированная система менеджмента качества и бережливого производства.
  • Применение принципов менеджмента качества и бережливого производства при проектировании производственных систем
    Бизнес-модель. Структура управления и проектирования бизнеса. Модель производственной системы и необходимость интегрированного управления группами характеристик потока создания ценности. Принципы «3 НЕ», 4 «НУ». Обратные связи в производственной системе. Потоки в производственной системе. Интеграция процессов в поток создания ценности. Роль логистических процессов.
  • Модель интегрированной системы менеджмента качества и бережливого производства и ее применение в механизмах управления
    Основные цели, принципы и преимущества интеграции систем менеджмента качества и бережливого производства. Интеграция системы менеджмента в бизнес-модель организации. Интегрированное управление характеристиками бизнеса. Подход «система систем». Двухуровневая модель интегрированной системы менеджмента: целеустанавливающая и исполнительная системы. Распределение ответственности и полномочий. Применение интегрированной системы менеджмента в цепях поставок и при выполнении заказов. Применение интегрированной системы менеджмента в вертикально интегрированных структурах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
  • Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга / Нив Г.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4601-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915814
  • Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / Вдовин С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 299 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005070-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006756

Рекомендуемая дополнительная литература

  • KEOUGH, W. (2012). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence through Leadership Development. The Journal of Applied Christian Leadership, 6(2), 135–136. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117094865
  • Вячеславова О.Ф., Зайцев С.А., Ларцева Т.А. - Системы менеджмента качества: разработка, внедрение, улучшение. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 204с. - ISBN: 978-5-4365-3647-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932982
  • Джордж М. - Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2011 - 464с. - ISBN: 978-5-91657-217-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62324
  • Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство / Лайкер Д.К. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 336 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6858-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002577