• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Организационная диагностика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Чилипенок Юлия Юрьевна
Прогр. обучения: Менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Организационное развитие (так как и управленческое консультирование) всегда начинается с организационной диагностики. Это первый этап. Прежде чем что-то изменить, развить в организации, мы должны понять, а что не так? Каковы основные организационные проблемы и патологии? Где слабое место? В чем дело? В людях? В неэффективной работе группы (команды)? В неправильной организационной структуре или особенностях организационной культуры? Ответы на эти вопросы мы научимся получать в ходе изучения дисциплины «Организационная диагностика». Вы научитесь: - проводить первичное диагностическое собеседование с руководителями компаний и стратегические сессии с сотрудниками по выявлению организационных проблем - грамотно отбирать и использовать многочисленные стандартизированные методики а) диагностики личности (от теста темперамента до многофакторных личностных опросников); б) диагностики группы (от психологического климата и конфликтов в коллективе до эффективности командной работы и коммуникаций), в) диагностики организации (от организационной структуры до организационной культуры) - использовать другие методы для организационной диагностики (деловые игры и т.д.) - представлять полученные данные в виде диагностического отчета
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Организационная диагностика» является формирование у студентов навыков диагностики организационных проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулирует основные теоретические понятия организационной диагностики, различает ее методы и определяет программу, распознает и классифицирует организационные патологии, демонстрирует знание структуры и правил составления диагностического отчета
  • знает и умеет применять основные методики диагностики личности, интерпретирует результаты и дает рекомендации
  • знает и умеет применять основные методик диагностики группы, интерпретирует результаты и дает рекомендации
  • знает и умеет применять основные методики диагностики организации, интерпретирует результаты и разрабатывает управленческие решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организационная диагностика: сущность, методы, программа
    Понятие и содержание организационной диагностики. Современные проблемы организационной диагностики. Аспекты и уровни организационной диагностики. Классификация видов диагностики. Ее цели и задачи. Основные направления диагностического исследования организации. Организационные патологии. Методы диагностического исследования организации. Программа исследования, его этапы. Участники диагностического исследования, их интересы и особенности. Анализ и интерпретация данных организационной диагностики. Диагностический отчет. Этические аспекты проведения диагностических мероприятий в организации.
  • Диагностика личности
    Психодиагностика: Тип темперамента Айзенка и Белова. Психогеометрический тест С.Деллинге. Методика определения типа поведения DISC. Личностный опросник Кеттела. Многофакторный опросник MMPI (СМИЛ). Опросник Майерс-Бриггс (MBTI). Личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Индивидуально-типологический опросник Собчик. Направленность личности Басса. Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребительской сфере Потемкиной. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова. Проективные методики. Диагностика компетенций, умений и способностей: Компетенции Lominger. IQ Айзенка. Тест поведенческих компетенций. Интеллектуальная лабильность (обучаемость). Творческий потенциал. Исследование смысловой памяти. Тесть на логическое мышление М. Войнаровского. Тест на способности к классификации и анализу. Цель — Средство — Результат А.А. Карманова. Тест на умение работать в команде. Коммуникативные умения Михельсона (адаптация — Ю.З. Гильбуха). Тест Г. Мюнцберга. Тип поведенческой активности Вассермана и Гуменюка. Коммуникативные и организаторские склонности В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС). Профкачества и профдиагностика: Мотивационные типы работников по Герчикову. Мотивационный профиль личности Ш.Ричи и П. Мартина. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова. Мотивация профессиональной деятельности К.Замфир в модификации А.Реана. Выявление профессионально важных качеств «Человек-техника». Карта интересов Голомштока. Склонность к различным сферам профессиональной деятельности Л.А. Йовайши. Анкета «Ориентация»И.Л. Соломина. «Якоря карьеры» Э. Шейна. Уровень эмпатии и эмоционального выгорания Бойко. Диагностика эмпатии по А. Маграбяну и Н. Эпштейну. Шкала стресса и методика «Прогноз» военно-медицинской академии. Опросник оценки силы воли. Опросник Стефансона. Оценка трудолюбия и работоспособности.
  • Диагностика группы
    Управленческие роли и стили управления: Групповые роли. Модифицированный тест Ю.Базарова «Управленческие роли». Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде Белбина. Диагностика стилей руководства А.Л. Журавлева. Самооценка стиля управления. Стиль управления персоналом В.П. Захарова. Модель ситуационного руководства П.Херси и К.Бланшара. Лидерство: Мотивация к успеху и боязнь неудач А.А. Реана. Мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудач Т. Элерса. Готовность к риску Шуберта. Ценностные ориентации М.Рокича. Социальные ценности личности. Анализ самоограничений. Q-сортировка. Опросник на выгорание К.Маслач и С. Джексон (адаптирован Н.Е. Водопьяновой). Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона. Коммуникации, конфликты и климат в коллективе: Диагностика основных тенденций поведения в группе и представлений о себе В.Стефансона. Диагностика межличностных отношений Т.Лири. Мотивационные ориентации в межличностных коммуникациях И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева. Методика "Ядерная катастрофа". Уровень общительности В.Ф. Ряховский. Диагностика самоконтроля в общении М. Снайдера (коммуникативного контроля Шнайдера). Методика диагностики агрессивности А. Ассингера. Стратегия и тактика поведения в конфликте К.Томаса. Способы преодоления конфликта внутри малой группы. Социально-психологический климат в трудовом коллективе Михалюка и Шалыто. Диагностика групповой мотивации. Социально-психологический климат в группе. Психологический климат в коллективе.
  • Диагностика организации
    Принципы управления и командообразование: Оценка конкурентоспособности фирмы. Краткий тест оценки потенциала команды. Оценка эффективности команды Вудкока. Индекс групповой сплоченности Сишора.. Опросник самооценки биполярной эффективности руководства. 14 принципов управления качеством Э. Деминга. Принципы научного менеджмента Ф.Тейлора. 14 принципов управления А.Файоля. 6 ячеек Вайсборда. «Алмаз» Левитта. 7S компании Маккинзи. Модель Берка-Литвина. Типы организации совместной деятельности по Л.И. Уманскому. Организационная структура: Этапы жизненного цикла организаций по И.Адизесу и Л.Грейнеру. Структура организации по Г. Мильцбергу; Диагностика организационной структуры предприятия по Н.А.Жданкину Организационная культура: Экспресс-диагностика организационной культуры. Модель измерения организационной культуры К. Камерона, Р.Куинна (OCAI). Анкета Дэнисона. Типология организационной культуры (модификация — Т.Ю.Базарова и П.В.Малиновского). Определение уровня организационной культуры. Типология Р. Блейка и С.Моутона . Типология культурный измерений Г. Хофстеде. Диагностическое интервью. Диагностика организационных патологий и управленческих ошибок. Анализ решений и документов. Инструменты стратегического анализа. Стратегическая сессия как метод организационной диагностики. Определение проблемного поля организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * домашние задания + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационная психология : учебник / А.Б. Леонова, Т.Ю. Базаров, М.М. Абдуллаева [и др.] ; под общ. ред. А.Б. Леоновой. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1001104
  • Свенцицкий А. Л. - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 504с. - ISBN: 978-5-9916-3232-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnaya-psihologiya-425235

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 421 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].  — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24681. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1009668