• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Социология моды и модного поведения

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для совершенствования профессиональных навыков студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии и в таких отраслях, как экономическая социология, маркетинг, реклама, политические технологии, дизайн и медиа. Задачами курса являются: познакомить с одной из важнейших специальных отраслей социологии: социологией моды; раскрыть специфику социологического взгляда на моду; выявить роль моды в трансформациях современного общества; привить навыки социологического анализа и практического использования феномена моды в различных областях социальных коммуникаций. Он рассчитан на студентов 1-го курса магистратуры и опирается на совокупность знаний, умений, навыков, полученных за время предыдущего обучения, особенно в рамках курсов "Общая социология", "Социальная психология", "Экономическая социология" и "Основы маркетинга"
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Совершенствование профессиональных навыков студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии и в таких отраслях, как экономическая социология, маркетинг, реклама, политические технологии. Задачами курса являются: познакомить с одной из важнейших специальных отраслей социологии: социологией моды; раскрыть специфику социологического взгляда на моду; выявить роль моды в трансформациях современного общества; привить навыки социологического анализа и практического использования феномена моды в различных областях социальных коммуникаций. Он рассчитан на студентов 1-го курса магистратуры и опирается на совокупность знаний, умений, навыков, полученных за время предыдущего обучения, особенно в рамках курсов «Общая социология», «Социальная психология», «Экономическая социология» и «Основы маркетинга».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные принципы, теории и понятия социологии моды
  • знает важнейшие подходы к изучению моды как социокультурной и знаковой системы
  • умеет анализировать события и факты с позиций социологии моды
  • умеет применять полученные знания для анализа современных социальных явлений и процессов
  • умеет использовать полученные знания для осмысления и решения проблем в различных областях социальной жизни, прямо или косвенно связанных с феноменом моды
  • обладает навыками практического применения полученных знаний в публичной и коммуникативной сферах
  • владеет навыками социологического анализа явных и латентных структур и функций моды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Мода как объект социологического исследования
    Слово "мода", разнообразие и эволюция его значений. Многогранность моды. Социологический подход к этому явлению, отличие от других подходов. Связь с другими социальными науками. Из истории социологических интерпретаций моды. Современные под-ходы к изучению моды.
  • Структура и ценности моды
    Теоретическая модель моды. Мода как идеальный объект. Мода как постоянное явление. Структура моды: модные стандарты, модные объекты, ценности моды, поведение участников моды. Соотношение и взаимосвязь различных элементов этой структуры. Мода как знаковая система. Семиотика моды. Семантика, синтактика и прагматика этого явления. Что значит: "быть в моде"? Ценности моды и модные значения. Атрибутивные ("внутренние") и денотативные ("внешние") ценности моды. Их смысл, содержание и соотношение. Взгляды Ролана Барта и Жана Бодрийяра на феномен моды: их содержание, достоинства и недостатки.
  • Мода, обычаи и институты
    Мода и другие формы социальной регуляции поведения. Регулятивный антипод моды: обычай. Обычай, традиция, ритуал. Социальные функции обычая, его роль в архаических, индустриальных и постиндустриальных обществах. Мода и социальные институты. Модные институты. Мода как форма неинституционального поведения. Мода, социальные и социокультурные движения.
  • От моды к моде: содержание и природа модных изменений
    Мода и "моды" (модные стандарты и объекты). В каких областях суще-ствует мода? Мода в науке. Мода в социологии. "Моды" как знаки. Распространенная семиотическая ошибка в исследо-ваниях моды: помещение модных значений внутрь материальных носителей знаков моды ("мод"). Пример классического исследования Альфреда Крёбе-ра и Джейн Ричардсон. Два аспекта модного изменения: инновационный и циклический. Что такое модная инновация? Три вида модной инновации. "Новомодное" и "старомодное". Смысл и содержание модных инноваций. Модные циклы. Полисемия выражения "модный цикл". Два различных вида модных циклов: "модные циклы I" и "модные циклы II". Описание и интерпретация каждого из них. Модный цикл и жизненный цикл продукта. Реальное и мнимое значе-ние модных циклов в исследованиях и практике дизайна и маркетинга.
  • Мода как массовое явление
    Феномен массовости и его исторические истоки. "Восстание масс". Что такое «массовая культура»? Что такое немассовая культура? О псевдодилемме культуры массовой и немассовой. Мода и массовые сообщества: конгломераты, толпы, публики. Демассовизация моды? Дробление массовости.
  • Мода как форма коммуникации: от производителя — к потребителю и обратно
    "Внутренняя" и "внешняя" типологии участников моды. "Внутренние" типы (категории) участников: "производители", "рас-пространители", "потребители". Типы внутри этих типов. Процесс модной коммуникации: в чем он состоит и как он происхо-дит? Пример проблемы курицы и яйца: дискуссии о том, кто важнее в моде. Смена мод как смена сообщений. "Звезды" как сообщения. Звезды-люди и звезды-вещи. Феномен фасцинации. Основные проблемы и стратегии модной коммуникации.
  • Мода, равенство и неравенство
    Мода, социальная дифференциация и социальная стратификация. Обычай, сословия и касты. Мода, классы и статусы. Концепция "эффекта просачивания вниз": её содержание, достоинства и недостатки. Что такое снобизм? Мода, средние слои и элиты. Мода, ген-дер, молодежь. Две функции моды по отношению к стратификационно-статусной си-стеме.
  • Социальные функции моды
    В чем состоят социальные функции моды? 1) Функция создания и под-держания единообразия и разнообразия в культурных образцах. 2) Инновационная функция. 3) Коммуникативная функция. 4) Функция социально-групповой дифференциации и нивелирования. 5) Функция социализации и идентификации. 6) Престижная функция. 7) Функция психофизиологической разрядки.
  • Мода, потребление, дизайн
    Потребности в вещах: ориентир для проектирования или объект регулирования? Три аспекта потребностей в вещах. Еще одна псевдодилемма: мода и стиль. Торстейн Веблен и иллюзия «непрестижного» потребления. Быть и иметь: что такое "престижное потребление"? Три формы участия социологии в современном индустриальном дизайне: 1) "Социология дизайна"; 2) "Социология в дизайне"; 3) "Социология для дизайна". Мода и маркетинг. Мода и политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание эссе по теме, согласованной с преподавателем
  • неблокирующий Ответ на экзамене
    Экзамен проводится в письменной форме. Студенты обязаны подключиться в назначенное время к конференции Zoom по ссылке, высланной преподавателем на групповую почту студентов накануне экзамена. Непосредственно перед началом экзамена экзаменационные материалы высылаются на групповую почту студентов, причём варианты заданий закрепляются за каждым студентом. Студенты подтверждают получение экзаменационных материалов в чате конференции Zoom. Студенты высылают выполненные задания на корпоративный почтовый адрес преподавателя agofman@hse.ru не позднее чем через 25 минут после отправки экзаменационных материалов. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка Zoom, наличие программного обеспечения для работы с файлами MS Word (*.docx).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Написание эссе по теме, согласованной с преподавателем + 0.6 * Ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранное. Т.2: Созерцание жизни, Зиммель, Г., 1996
  • Культурология. Т.1: [А - М], , 2007
  • Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр, Ж., 2006
  • Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Эффективность рекламы, Кутлалиев, А., 2005