• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Формальная и экспериментальная прагматика

Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о формальной и экспериментальной прагматике, систематизирует знания о современных прагматических теориях, тренирует умения и формирует навыки использования формальных и экспериментальных моделей для анализа микро- и макропрагматических феноменов, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными концепциями лингвистической прагматики
  • овладение навыками критического мышления в области лингвистической прагматики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет охарактеризовать лингвистическую прагматику как научную дисциплину
  • описывает взаимодействие между формальной прагматикой и формальной семантикой
  • знает основные понятия современной лингвистической прагматики (например, «импликатура», «пресуппозиция», «принцип кооперации», «коммуникативные максимы»)
  • знает современные прагматические теории (неограйсианство, теория релевантности, радикальная прагматика, экспериментальная прагматика, Формальная и экспериментальная прагматика)
  • дает определение импликатуре и называет проблемы таксономии импликатур
  • характеризует цели и современное состояние экспериментальной прагматики
  • знает основные экспериментальные методы в лингвистике и в экспериментальной прагматике
  • использует формальные и экспериментальные модели для анализа микро- и макропрагматических феноменов (контекстуальное обновление, обработка дискурсивной анафоры, порождение вложенных импликатур, порождение количественных импликатур, порождение M-импликатур) и др.
  • знает определение основным понятиям теоретико-игровой прагматики
  • может привести пример равновесия Байеса-Нэша
  • знает тесты на пресуппозицию
  • умеет пояснить, как понимается вариативность пресуппозитивных триггеров
  • знает теоретико-игровые модели для обработки многозначных выражений и дискурсивной анафоры
  • умеет охарактеризовать RSA-модель для скалярных импликатур
  • знает пример металингвистического отрицания
  • описывает теорию представления о чужом сознании (theory of mind) и приводит пример её экспериментальной апробации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет изучения и основные понятия лингвистической прагматики. Теория речевых актов
    Лингвистическая прагматика как дисциплина на стыке лингвистики, логики и психологии. Предмет изучения лингвистической прагматики. Истоки теоретической прагматики. Различие между предложением и высказыванием. Соотношение синтаксиса, семантики и прагматики. Взаимодействие между формальной прагматикой и формальной семантикой. Речевой акт (РА). Теория РА: классификация РА, прямые и косвенные РА, перформативные РА.
  • Теория импликатур Грайса и постграйсианская прагматика
    Импликатура. Теория коммуникативных импликатур Грайса. Общее знание. Принцип кооперации. Кооперативные и некооперативные диалоги. Коммуникативные максимы. Виды и свойства импликатур. Проблема таксономии импликатур (конверсационные/конвенциональные; общие/частные). Нарушения максим. Внутренние затруднения теории Грайса. Основные неограйсианские (Laurence Horn, Steven Levinson) и постграйсианские подходы (теория релевантности — Dan Sperber, Deirdre Wilson; теория вежливости — Geoffrey Leech, Steven Levinson) к изучению лингвистической прагматики: варианты минимизации количества максим. Акцент на слушающем в неограйсианстве.
  • Экспериментальная прагматика как область лингвистической прагматики. Экспериментальный подход к количественным импликатурам, в частности, к скалярным импликатурам
    История, цели и современное состояние экспериментальной прагматики. Основные экспериментальные методы в лингвистике и в экспериментальной прагматике. Основные подходы к изучению скалярных импликатур: дефолтно-локалистский и контекстно-глобалистский подходы. Экспериментальная апробация каждого из двух подходов. Факторы, влияющие на порождение импликатур. Вложенные скалярные импликатуры. Усвоение скалярных импликатур детьми. Количественные импликатуры (исчерпывающие заключения в вопросно-ответных парах; завершенность условных предложений-высказываний; умозаключения на основе выбора) и их экспериментальная апробация. Недоинформативность и сверхинформативность высказываний. Перцептивная выделенность цвета. Экспериментальные исследования неопределённости в языке и эффект гранулярности.
  • Формальная и экспериментальная прагматика: основные идеи
    Основные понятия теоретико-игровой прагматики. Введение в теорию игр: понятие стратегии, равновесие Нэша, игры с несовершенной информацией. Понятие «сигнальной игры». Множество «лучших ответов». Парето-оптимальность. Равновесие Байеса-Нэша. Совершенное байесовское равновесие. Теория игр и теория оптимальности.
  • Пресуппозиции: теория и эксперименты
    Понятие пресуппозиции. Основные подходы к изучению пресуппозиций. Тесты на пресуппозицию. Аккомодация, проекция и отмена пресуппозиций. Языковые выражения, «вызывающие» пресуппозиции. Экспериментальные исследования пресуппозиций. Усвоение пресуппозиций детьми.
  • Теоретико-игровые модели для микропрагматики-1: многозначные выражения, дискурсивная анафора. Теоретико-игровые модели для микропрагматики-2: количественные импликатуры
    Теоретико-игровые модели для обработки многозначных выражений и дискурсивной анафоры. Модель Р. Кларка и П. Парика. Механизмы контекстуального обновления. Проблема «очищения» равновесия в сигнальных играх. IBR-модель для порождения количественных импликатур. Проблема согласования IBR-модели и полного набора альтернативных выражений Говорящего. Варианты решения проблемы: изменение структуры стоимости сообщения, «очищения» набора доступных сообщений. Взаимодействие семантики и прагматики. Механизмы контекстуального обновления.
  • Байесовская прагматика
    Базовые формализмы “Rational Speech Act Model”. “Наивный” и ”прагматический” Слушающий. Интерпретация как обратное порождение сообщения. RSA-модель для скалярных импликатур. RSA-модель для M-импликатур. Референциальные игры.
  • Формальные модели макропрагматики
    Равновесная семантика. Металингвистическое отрицание. Механизмы контекстуального обновления. Параметр релевантности. Теоретико-игровая модель порождения М-импликатур. Анализ некооперативных коммуникативных контекстов.
  • Взаимодействие экспериментальной и формальной прагматики
    Теория представления о чужом сознании (theory of mind) и её экспериментальная апробация. Роль rTPJ в прагматических рассуждениях. Экспериментальная проверка теоретико-игровой модели для дискурсивной анафоры. Экспериментальная проверка IBR-модели. Прагматика и эволюция кооперации. Теория кооперации М. Томаселло.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * доклад + 0.3 * домашние задания + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Horn, L. R., & Ward, G. L. (2004). The Handbook of Pragmatics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108714

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Noveck, I. A. (2018). Experimental Pragmatics : The Making of a Cognitive Science. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1813277