• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Let's Rock: проблемы исследования британской популярной музыки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 2, 3 модуль
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Британская популярная музыка, со второй половины ХХ в. и до наших дней, по праву считается одним из самых ярких культурных явлений эпохи. В ее истории — множество музыкальных направлений, протестных движений, субкультур и сообществ, эстетического и социального новаторства, повлиявшего на жизнь людей разных поколений далеко за пределами одной страны. Кроме того, это захватывающие истории людей, идей и технологий. Сегодня Великобритания по-прежнему остается одним из важнейших музыкальных центров мира. Цель нашего факультативного курса, состоящего в равной пропорции из лекций и семинаров, — знакомство слушателей с современными методами анализа музыкальной культуры, и попутно — с основными вехами в истории британской популярной музыки второй половины ХХ и начала XXI вв. Нам хотелось бы побудить слушателей не только более внимательно относиться к популярной музыке, ее истории и современному состоянию. Самое важное — это научиться через популярную музыку видеть и анализировать проблемы современной культуры; использовать музыкальный материал, близкий многим, для постановки исследовательских задач в собственных областях знаний (будь то культурология, социология, история, экономика, право, и т.д.). В ходе курса слушатели будут знакомиться с исследовательской литературой по различным аспектам изучения популярной музыки, со способами репрезентации музыкальных феноменов (документальные фильмы о музыке, записи концертов и фестивалей, интервью музыкантов, и т.д.), с методами анализа формы и содержания музыкальных высказываний (песни, клипы, альбомы, концертные шоу). Особое внимание уделяется рассмотрению институтов популярной музыки: музыкальной индустрии, системе звукозаписи, живым выступлениям, типам аудитории, и т.д
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство слушателей с методами анализа современной популярной музыки, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, социологии музыки, социологии культуры, музыковедения).
  • Освоение особенностей истории развития и функционирования британской популярной музыки: специфику ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также показать место британской популярной музыки в современной культуре.
  • Формирование представлений о принципах написания история музыки сегодня.
  • Знакомство слушателей с разными типами работы с музыкальным материалом.
  • Формирование навыков обращения с музыкальными высказываниями и ориентации в истории британской популярной музыки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать общие тенденции в современных исследованиях популярной музыки
  • получить начальное представление о специфике популярной музыки как культурного феномена и о современных подходах к ее изучению
  • уметь самостоятельно включать знания по истории популярной музыки в общий культурный контекст
  • получить первичные навыки работы с научной литературой и источниками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к Popular Music Studies и Pop-Musicology
    Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной музыкой в рамках popular music studies. Понимание музыки как сложного культурного явления, имеющего свою институциональную структуру, где «немузыкальные» (экономические, технологические, социальные) составляющие рассматриваются с музыкальной компонентой (непосредственно музыка, текст, исполнение) в неразрывной связи. Классическое музыковедение и появление популярной музыки: исключение популярной музыки из исследовательского контекста. Проблематизация «современной музыки» Т. Адорно: деление на «высокую» и «низкую», роль социально-экономических институций и фигуры слушателя при анализе и интерпретации музыкального. Критика подхода Т. Адорно: терминология и абстрактный подход. Появление cultural studies: актуализация повседневной культуры в контексте исследовательских практик (от абстрактных понятий к конкретным культурным явлениям). Спор между классическим музыковедением и popular music studies: уточнение объекта, предмета, источников и исследовательских стратегий. Институционализация и академизация знания о популярной музыке: появление профессиональных ученых и институтов, специализирующихся на изучении популярной музыки. Перспективы развития исследований популярной музыки на пересечении ряда дисциплинарных подходов (cultural studies, media studies, textual studies, visual studies, социологии музыки, социологии культуры, музыковедения). «Открытость» проекта popular music studies. Базовые понятия курса («популярная музыка», «жанр», «стиль», «песня», «аудитория»). Исследовательский текст как пример: его устройство, проблемы, поставленные и решенные.
  • Тема 2. Специфика институционального функционирования популярной музыки: звукозапись и дистрибуция
    Современная популярная музыка как сложный культурный комплекс. Если на предыдущем занятии слушателям был предложен обзор механизма производства и распространения музыкальной продукции, то в рамках данного занятия речь пойдет о презентации этого материала и его рецепции. Звукозапись. Как устроен музыкальный рынок: производство, распространение и потребление музыкальной продукции. Звукозапись. Звукозаписывающие компании. Изменение технологии звукозаписи и влияние на звучание, распространение и восприятие (от «довиниловых» носителей к цифровым). Появление института звукозаписи, его влияние на развитие музыкальной индустрии. Ремастеринг (перезапись) и стремление к идеальному звучанию. Появление звуковых усилителей и электронных эффектов и их влияние на развитие популярной музыки. Появление лейблов и их влияние на музыкальную индустрию. Взаимоотношения между лейблами: процессы слияния, поглощения, укрупнения лейблов. Создание собственных лейблов музыкантами и проблема независимых лейблов (экономическая конкуренция, дочерние «независимые» лейблы). Появление института авторского права. Проблема плагиата, свободного творческого заимствования, кавер-версии и защиты продукции. Дистрибуция. Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Система распространения (дистрибуции) музыкальной продукции: винил, кассеты, CD, DVD, Интернет, а также место лэйблов в системе звукозаписи. Изменение способов продажи и распространения музыки: винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции музыкальной продукции.
  • Тема 3. Специфика институционального функционирования современной популярной музыки: концертные выступления
    Продолжение характеристики музыкальной индустрии. Фигура артиста, музыканта, фронтмена группы в контексте популярной музыки. Перфоманс (концерты, фестивали). Место музыкальных концертов и фестивалей в системе музыкального рынка. Организация концертов и фестивалей. Музыкальные концерты и фестивали как коллективное действие: сочетание акторов, аудитории, системы коллективных представлений, средств символического производства (голос, одежда музыканта, инструменты, реквизиты, а также место проведения концерта), текста, образа, звука. Туры.
  • Тема 4. Специфика институционального функционирования современной популярной музыки: Аудитории и фандомы
    Слушатель (аудитория). Фигура слушателя (как реципиента музыкальной продукции) в системе популярной музыки. Типы слушателей. Фанаты и субкультуры. Проблема возраста в популярной музыке.
  • Тема 5. Музыкальные стили и жанры: genre boundaries и genre differences
    Почему мы делим музыку на жанры? Чем является музыкальный жанр в контексте популярной музыки? Предыстория формирования понятия «музыкальный жанр» и «музыкальный стиль»: музыкальное различие и разграничение. Дефиниции понятий. Музыкальный стиль как отличительное качество музыкальных композиций, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность, которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки. Музыкальный жанр как целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка. Конструирование музыкальных жанров: границы музыкального (жанр как эффект риторики). Введение жанровой терминологии в музыкальной журналистике и ее последующее заимствование в исследовательской литературе. Музыкальный жанр как одно из важнейших средств художественного идентификации (понятие о принадлежности к тому или иному музыкальному направлению). Жанры как проблема различения и самоидентификации (определения границ своей группы и своей «музыки» в рамках музыкального сообщества, отношение себя к определенным формам коммуникации, канону, дискурсу). Формирование жанровой музыкальной журналистики, музыкального телевидения и радио; рекорд-лэйблов; фан-сообществ; музыкальных фестивалей. Взаимодействие и взаимное влияние музыкальных жанров.
  • Тема 6. Тексты и музыка
    Особенности популярной музыки. Песня как сложная система, которая складывается из нескольких элементов: вербального, музыкального, пластического и перформативного. Теоретические основания исследования музыки как текста: влияние Ролана Барта. Аллан Мур и его концепция первичного и вторичного текста. Музыка как первичный текст: жанровые различия. Структура музыки как текста: голос, музыкальные инструменты, ритм, музыкальная гармония. Фигура слушателя в процессе «конструирования» текста. Социальное конструирование музыкального значения. Для интерпретации текстов музыкального произведения необходимо учитывать следующие их особенности: во-первых, текст не всегда может обладать традиционной композиционной структурой, иногда это набор фрагментов, логически не связанных между собой. Тексты рождаются из детерминированного набора реалий, характерных для определенных социальных групп, из сленговой идиоматики, ассимилируют наборы цитат из произведений авторов, наиболее популярных в кругах слушателей. Музыкальная лирика (lyrics и anti-lyrics). Реабилитация важности изучения лирики в популярной музыке: «вербальное пространство» в музыкальном значении. Понимание музыкальной лирики: взаимосвязь и взаимовлияние текста и музыки. Интонирование, акцентирование, звуковые эффекты, голос, музыкальные инструменты как средства для понимания лирики. Анти-лирика как поэзия, которую положили на музыку, или вариант мелодекламации. Переориентация значений: первичным текстом в таких песнях выступает лирика, музыка же служит как вспомогательный инструмент (вторичный текст). Музыкальный текст и проблема интертекстуальности. В популярной музыке интертекстуальность представляет собой не только принцип построения конкретного текста, таки основанного на цитировании чужого произведения, но и заимствование музыкальных приемов и тем. Феномен концептуального альбома.
  • Тема 7. Анализ песни или альбома в аудитории
    В рамках данного занятия слушателям будет предложена схема анализа песни или альбома с учетом всех рассмотренных аспектов изучения популярной музыки (так, как проводится подобный анализ в popular music studies).
  • Тема 8. Популярная музыка и медиа: радио и телевидение
    Репрезентации музыкального в разных формах популярной культуры: музыка и радио, музыка и телевидение. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Телевидение как неотъемлемая часть «фабрики звезд» (star-making machinery) в музыкальном бизнесе. Влияние телевидения на музыку, главным образом, на формирование современной поп- и рок-эстетики. MTV и целый ряд других музыкальных телевизионных каналов.
  • Тема 9. Популярная музыка и медиа: музыкальная журналистика и рок-фотография
    Музыкальная критика как оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления. Музыкально-критическая журналистика как направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных): рецензии, обзоры, статьи. Письмо музыкального журналиста. Музыкальная критика в современной культуре. Многожанровость, многотемность, многоаспектность музыкальной критики как особые качества ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Устройство музыкального журнала, типы статей, рубрик. Музыка и литература, литература о музыке в Великобритании. Музыкальная фотография. Рок-фотография.
  • Тема 10. Музыкальные клипы и фильмы о музыке
    Типы фильмов о музыке: документальные, биографические, фильмы-концерты, официальные концертные записи, музыкальные фильмы. Особенности презентации музыкального материала в фильме, специфика такого кинематографического высказывания. «High Fidelity» (1995) и «31 песня» (2003): идеология Ника Хорнби. Структура музыкального клипа, его образность, связь между изображением и музыкой: аудио-визуальный текст, коммуникативно-эстетические функции картинки (картинка как парафраз вербальному тексту песни; содействие пониманию текста; перспектива для дальнейшего «прочтения» песни; создание особенной атмосферы, усиливающей песню), визуальный лейтмотив, отсылки и образы.
  • Тема 11. Национальные и постнациональные идентичности в популярной музыке
    Национальные образы в европейской популярной музыке. «Мини-ренессанс» 1960-х гг. «Salut les Copains» во Франции и его аналоги в Италии и Испании. «Британское вторжение» и «Свингующий Лондон». Englishness, рок-музыка и 1960-е гг. Брит-поп и попытка нового британского вторжения в 1990-е гг. Явление Cool Britannia. Региональная и локальная идентичности в Великобритании. «Северность» (Northernness) как особая черта северной Англии. Постнациональные идентичности: трансгрессивыне культурные практики и формы, транскультурные направления и культуры соучастия.
  • Тема 12. Популярная музыка и города в Великобритании
    Лекция будет сфокусирована на следующих вопросах: Как город формирует музыкальную культуру? Какую актуальную информацию о городах «содержит» музыка? Что сам город может «рассказать» о популярной музыке? Как музыкальную историю можно рассматривать в контексте истории городской? Как через популярную музыку опосредовано взаимодействие жителей города и непосредственно городского пространства? Какие образы городов создаются посредством репрезентации музыкальной культуры и прошлого? В качестве примеров будут рассмотрены кейсы следующих английских городов: Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, Бирмингем, Лондон.
  • Тема 13. Место прошлого в британской популярной музыке: ностальгия и ретромания
    Как устроено музыкальное высказывание, что оно представляет и на что и кого ориентировано. Как встроена популярная музыка в структуру той или иной культуры. Какое знание (и о чем) несет в себе музыка. Репрезентация прошлого и рецепция настоящего в британской популярной музыке: какие именно «образы из прошлого» становятся востребованы в популярной музыке, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Музыка как форма знания о прошлом. Феномен «ностальгии» и «ретромании» в современной британской музыке: одержимость современной британской музыки артефактами прошлого, стремление к аналоговым переживаниям прошлого. Ностальгия как способ обращения к различному прошлому: недавнему или давно ушедшему, собственному или чужому. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев рок-музыки и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов, т.д.); появление института реюнинов, юбилеев тех или иных групп, памятных туров, фестивалей и т.д. Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Устный экзамен + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brabazon, T. (2012). Popular Music : Topics, Trends & Trajectories. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=472578
  • Hebdige, D. (2003). Subculture (Vol. [New edition]). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650145
  • Inglis, I. (2010). Popular Music And Television In Britain. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389965
  • Leonard, M. (2017). Gender in the Music Industry : Rock, Discourse and Girl Power. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1609677
  • Macan, E. (1997). Rocking the Classics : English Progressive Rock and the Counterculture. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=143585
  • McParland, R. (2019). The Rock Music Imagination. [Place of publication not identified]: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2205221
  • Philo, S. (2018). Glam Rock : Music in Sound and Vision. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1863931
  • Regev, M. (2013). Pop-Rock Music : Aesthetic Cosmopolitanism in Late Modernity. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653033
  • Schwarz, A., & Eckstein, L. (2014). Postcolonial Piracy : Media Distribution and Cultural Production in the Global South. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846165
  • Shuker, R., & Shuker, R. (2017). Popular Music: The Key Concepts (Vol. Fourth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1492696
  • Spicer, M. S. (2016). Rock Music. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551892
  • Stratton, J., & Bennett, A. (2010). Britpop and the English Music Tradition. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389824
  • The Rock Counterculture from Modernist Utopianism to the Development of an Alternative Music Scene. (2014). Belgium, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6113A1CB
  • Thornton, S. (2013). Club Cultures : Music, Media and Subcultural Capital. Hoboken: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1101588

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Colquhoun, S. (2018). Popular Music Genres, Music Producers, and Song Creation in the General Music Classroom. General Music Today, 31(2), 17. https://doi.org/10.1177/1048371317710311
  • Jenks, C. (2005). Subculture : The Fragmentation of the Social. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251486
  • Natalia Samutina. (2014). Plastic Beach Utopia: Gorillaz’ Multimedia Concept Project In The Context Of Contemporary Popular Music Culture. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.71hum2014
  • Nichols, V. (2012). Encyclopedia of Rock Music (Vol. 1st ed). Delhi: Learning Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=447061
  • Roberts, R. (2013). From Blues to Rock. Cobblestone, 34(7), 11. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=90114590
  • Weekhout, H. (2019). Music Production : Learn How to Record, Mix, and Master Music (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2155960
  • Колесник, А. (2013). Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B7C6F0D1