• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Психология жизненной среды

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и представляет собой общеуниверситетский факультатив. Факультатив посещают студенты разных специальностей НИУ ВШЭ, а также внешние слушатели. Пререквизитов для изучения курса нет. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении других дисциплин преимущественно гуманитарного направления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и окружающего мира.
  • Анализ индивидуальных способов средовой самоподдержки и стихийной психотерапии.
  • Знакомство с основными понятиями психологии среды.
  • Формирование представлений о структуре среды и функциях различных субсред в развитии индивидуальности.
  • Формирование экологической культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает смысл экологической валидности. Знает этапы развития психологии среды. Знаком с методами психологии среды.
  • Имеет представление о моделях взаимодействия человека и сред. Знаком с основными теориями субъект-средового взаимодействия.
  • Знаком с основными особенностями современной цивилизации (по К.Лоренцу). Может анализировать особенности современной цивилизации с точки зрения риском и ресурсов для психологического благополучия человека.
  • Знаком с основными категориями психологии пространства. Знаком с последствиями скученности для общения и благополучия человека. Знает составляющие приватности.
  • Знаком с особенностями природной среды по сравнению с рукотворной Знаком с восстановительными функциями природной среды
  • Знаком с ролью домашней среды в функционировании личности. Знаком с феноменом привязанности к дому.
  • Знает особенности городской среды Знаком с особенностями поведения и общения жителей мегаполиса. Знаком с исследованиями безопасности в большом городе.
  • Осведомлен о роли материальной культуры в человеческом бытии. Знаком с феноменом привязанности к вещам. Знаком с функциями денег в человеческом поведении.
  • Знает основные параметры описания временного режима жизни. Знаком с циркадианной типологией. Знаком с исследованиями природной цикличности.
  • Знает основные категории экологического сознания (Новая экологическая парадигма, Природная идентичность, про-средовое поведение и установки).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию среды
    История, предмет, задачи, методы психологии среды. Психология среды в системе других наук. Понятие среды в разных науках (экологии, социологии). Бытие, пространство, среда. Свойства среды (М.Черноушек). Движущая и стабилизирующая среда; природная и искусственная (built). Ресурсы; основное логистическое уравнение. Структура среды (субсреды). Психологические границы. Психологическая суверенность.
  • Тема 2. Взаимодействие человека и среды
    Развитие представлений о взаимодействии человека и среды (Э.Гуссерль, Я.Икскюль, Г.Гилберт, А.Ланг, У.Бронфенбреннер, Джи-Фу Туань, Э.Брунсвик, Дж. Гибсон). Понятие эмпирической личности (У.Джемс, Д.Н.Узнадзе), жизненного пространства (К.Левин). Средовой детерминизм, пробабилизм, поссибилизм; реципрокность взаимодействия человека и среды. Элементаризм и феноменологизм в понимании среды.
  • Тема 3. Современная цивилизация: риски и ресурсы
    Особенности современной цивилизации (К.Лоренц, Х.Ортега-и-Гассет). Основные средовые источники неврозов современного человека. Средовые стихийные способы самоподдержки и самотерапии (“un-guided self-help”, “help behaviors”).
  • Тема 4. Пространство в жизни человека
    Пространственные феномены: дистанция, личное пространство (invisible bubble), территориальность. Понятие приватности (I.Altman). Скученность (crowding) и ее влияние на индивидуальность и поведение. Привязанность к месту (place attachment, D.Williams, J.Inglis). Зависимость от места (place dependence), средовая идентичность (place identity, environmental identity).
  • Тема 5. Природная среда
    Гипотеза биофилии (У.Уилсон). Взаимодействие с растениями; садовая (horticultural) терапия. «Слепота к растениям» (Дж. Вандерзее, Э.Шусслер). Связь с природой. Природная идентичность (S.Clayton). Алло-инклюзивная идентичность (M.Leary). Взаимодействие с животными; animal-assisted therapy. Восстановительная функция природы: теории восстановления внимания (R.Kaplan) и теория восстановления после стресса (R.S.Ulrich).
  • Тема 6. Дом как жизненная среда человека
    Трехуровневая модель реципрокного взаимодействия человека и его дома (С.К.Нартова-Бочавер). Функции дома; роль дома в жизни человека и сообщества. Привязанность к дому. Дом как пространственный и символический феномен. Феноменологическое понимание дома. Тоска по дому (homesickness) как явление.
  • Тема 7. Город как жизненная среда человека
    Урбанистические и анти-урбанистические теории. Единицы городской среды (площадь, перекресток, двор, улица и пр.). Городская идентичность. Особенности мегаполиса (C.Милгрэм). Соседство. Безопасность в городе. Феномен ностальгии. Звуковой ландшафт города.
  • Тема 8. Материальная культура и личные вещи
    Привязанность к вещам (Kleine, Baker; М.Чиксентмихайи). Функции вещей в человеческой жизни. Фетишизм. Деньги как «всеобщий эквивалент»; экономическая идентичность и экономическое поведение (сбережения, долги). Потребительское поведение и шоппинг.
  • Тема 9. Временны́е характеристики среды
    Темп жизни. Потребность в завершении действия (феномен Зейгарник-Биренбаум). Цикличность. Циркадианные типологии. Циклы А.Л.Чижевского и Н.Д.Кондратьева.
  • Тема 10. Экологическое сознание и экологические установки
    Aнтропоцентризм и экоцентризм. Новая экологическая парадигма (R.Dunlap). Средовое поведение. Проблема изменения климата и адаптации к этим изменениям. Неверие в изменение климата (climate change skepticism).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа в виде теста, предъявляемого в онлайн. Включает 50 пунктов; время выполнения – 25 минут. Время проверки – три дня.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена, в случае если промежуточная оценка студента равна или превышает 8 баллов (фактически, если накопленная оценка равна и выше 7,50), в таком случае ему может быть выставлена в ведомость оценка «отлично» без прохождения итогового теста. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 7,51 до 8,49 – в ведомость выставляется оценка 8; от 8,50 до 9,49 – в ведомость выставляется оценка 9, накопленная оценка более 9,50 – в ведомость выставляется оценка 10. По согласованию с преподавателем, в случае, если, согласно формуле, накопленная оценка с коэффициентов 0,7 является положительной, она может быть выставлена в ведомость без прохождения итогового экзамена (пример: студент имеет накопленную оценку 7, с коэффициентом 0,7*7=4,9=5, в ведомость выставляется 5, а студент не приходит на экзамен). В диплом по желанию студента/слушателя выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине. Всем внешним слушателям, успешно прошедшим курс, выдается сертификат установленного образца.
  • неблокирующий Факультативная самостоятельная работа
    Предусмотрена факультативная самостоятельная работа в двух формах. 1. В виде заполнения психологических опросников, относящихся к изучаемым темам жизненной среды и индивидуальности. Самостоятельная работа занимает до 1 часа и оценивается, при условии полного заполнения методик, в 0,5 балла, которые прибавляются к накопленной оценке (вне формулы). 2. По согласованию с преподавателем слушатель, являющийся экспертом в одной из обсуждаемых областей, может сделать доклад до 15 минут на соответствующей лекции; доклад будет оцениваться в 1 дополнительный балл, прибавляемый к накопленной оценке.
  • неблокирующий Посещение лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    В третьем (окончательном) модуле успеваемость может быть оценена с учетом фактически проведенных занятий по формуле Оокончат=0,7*(0,6*(0,5*Оконтр.раб+0,5*Оэссе)+0,4*Оауд)+0,3*Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Levine, R. (1997). The pace of life in 31 countries. American Demographics, 19(11), 20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=1302410
  • Opotow, S., & Clayton, S. D. (2003). Identity and the Natural Environment : The Psychological Significance of Nature. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=138631
  • Valsiner, J. (2007). Gilbert Gottlieb’s theory of probabilistic epigenesis: probabilities and realities in development. Developmental Psychobiology, 49(8), 832–840. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=18023002
  • Шмелева, И. (2010). Проблема Взаимодействия Человека С Окружающей Средой: Области И Аспекты Психологического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65EBD548

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Coolen, H. (2006). The Meaning of Dwellings: an Ecological Perspective. Housing, Theory & Society, 23(4), 185–201. https://doi.org/10.1080/14036090600909469
  • James G. Greeno. (1994). Gibson’s affordances. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98E02FF6
  • Samuel D. Gosling, Sei Jin Ko, Thomas Mannarelli, & Margaret E. Morris. (n.d.). PERSONALITY PROCESSES AND INDIVIDUAL DIFFERENCES A Room With a Cue: Personality Judgments Based on Offices and Bedrooms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6296A447