• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Управление знаниями в организации

Статус: Курс по выбору
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Управление знаниями – современная научная концепция и отрасль менеджмента, обязанная своим появлением активному переходу развитых стран к экономике знаний, той стадии экономического развития, на которой в процессе производства продуктов и оказания услуг главную роль играют интеллектуальные ресурсы. Организация использования этих ресурсов относится к разряду наиболее сложных задач современного менеджмента. В центре курса изучение специфических подходов к управлению, способствующих созданию, распространению и продуктивному применению знаний. Изучение курса предполагает овладение основными понятиями и концепциями теории управления знаниями в организации; формирование системного представления об управлении знаниями в организации как особом виде управленческой деятельности; овладение основными инструментами и методами по управлению знаниями в современной компании
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными понятиями и концепциями теории управления знаниями в организации;
  • Формирование системного представления об управлении знаниями в организации как особом виде управленческой деятельности;
  • Овладение основными инструментами и методами управления знаниями в со-временной компании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности подходов к управлению знаниями: информационно-технологический, организационный, HR-подходы
  • Знает сущностные характеристики экономики знаний. Анализирует опыт зарубежных стран в формировании экономики знаний.
  • Выделяет основные элементы структуры интеллектуального капитала
  • Сравнивает и отличает понятия "данные", "информация", "знания", виды знаний. Анализирует модели трансформации знаний, их объяснительные возможности и ограничения.
  • Характеризует основные процессы и стратегии управления знаниями
  • Владеет основными технологиями управления знаниями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет.
    Определение понятия «управление знаниями». Управление знаниями: основные этапы развития теории и практики. Множественность концепций и подходов к управлению знания-ми: информационно-технологический, организационный, HR-подходы. Актуальность управления знаниями в современной экономике. Цель и значение управления знаниями.
  • Экономика, основанная на знаниях.
    Экономика, основанная на знаниях: сущность и основные признаки. Условия и предпосылки становления и развития экономики знаний. Изменения в характере и содержании труда и занятости в экономике знаний. Роль государства в формировании и развитии экономики знаний. Оценка экономики, основанной на знаниях. Методика Всемирного банка (программа «Знания для развития» - K4D). Опыт зарубежных стран в формировании экономики знаний (Финляндия, Швеция, Великобритания и др.).
  • Интеллектуальный капитал.
    Интеллектуальный капитал как стратегический актив организации. Сущность интеллектуального капитала. Интеллектуальный и физический капитал: общие черты и различия. Структура интеллектуального капитала: человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал. Интеллектуальный капитал и нематериальные активы компании. Факторы конкурентоспособности компании, основанные на использовании интеллектуального капитала. Методы оценки интеллектуального капитала. Состояние интеллектуального капитала в России.
  • Знания как объект управления в организациях
    Сущность и содержание понятия «знания». Особенности знаний как объектов управления. Данные, информация, знания. Виды знаний: общие и специальные, индивидуальные и групповые, теоретические и прикладные. Содержательная классификация знаний. Явное и не-явное знание. Организационное знание. Модели трансформации знаний. Модель SECI Нонака-Такеучи. Процессы интернализации, социализации, экстернализации и комбинации знаний. Спираль знания. Социально-культурные ограничения модели SECI. Модель DIKW (данные-информация-знания-мудрость). Источники знаний (внешние и внутренние). Рынки данных, информации и знаний. Особенности рынков знаний. «Знаниевые концепции фирмы: теория фирмы Б.Когута и У.Зандера, концепция «компании – создателя знаний» И.Нонаки и Х.Такеучи, концепция динамических способностей Д.Тиса.
  • Технологии управления знаниями
    Информационные технологии управления знаниями. Виды и функции информационных технологий. Системы планирования ресурсов организации – ERP. Системы управления взаимоотношениями с клиентами – CRM. Системы информационной поддержки аналитической деятельности – BI. Системы внутрифирменной коммуникации – ICE. Информационные технологии, поддерживающие процессы управления знаниями в организациях. Хранилища данных и знаний, базы знаний. Средства управления документами и контентом. Платформы и корпоративные порталы знаний. Коммуникативные и маркетинговые технологии в управлении знаниями. Коммуникация как системообразующий фактор в управлении знаниями. Паблик рилейшнз. Инвестор рилейшнз. Медиа рилейшнз. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Роль коммуникационного менеджмента в формировании культуры информационного обмена. Маркетинг отношений. Роль управления знаниями в формировании лояльности клиента, кастомизации производства, управлении взаимоотношениями с клиентами (CRM-метод). Маркетинг, использующий базы данных. Брендинг. Интегрированные маркетинговые технологии. HR-технологии в управлении знаниями. Организационная культура, нацеленная на обмен знаниями как стратегическое конкурентное преимущество организации. Формирование в организации культуры знаний. Культура использования знаний. Учет культурного разнообразия в управлении знаниями. Лидерство в управлении знаниями. Преодоление психологических барьеров при обмене знаниями. Формирование креативности и доверия как важное условие производства знаний в организации. Обучающаяся организация: понятие и признаки. Корпоративное обучение. Корпоративные университеты.
  • Управление знаниями как функция менеджмента.
    Цели и задачи управления знаниями. Функции управления знаниями: аналитическая, распределительная, охранная, интеграционная, создания новых знаний. Процессы управления знаниями. Основные (создание, распространение и обмен, исполь-зование знаний) и вспомогательные (накопление, развитие, защита, аудит, оценка знаний) процессы. Система управления знаниями в организации и её формирование. Получение знаний. Активные и пассивные методы получения знаний. Бенчмаркинг как метод получения знаний. Покупка и аренда знаний. Накопление знаний. Проблема формирования корпоративной памяти. Методы создания знаний. Методы и технологии распространения и обмена знаний. Использование знаний. Продажа, лизинг (аренда), франчайзинг, уступка знаний. Стратегии управления знаниями. Модели рынков знаний и сообществ знаний. Организационные формы управления знаниями: отделы управления знаниями, сетевые организации, виртуальные организации, стратегические альянсы, сообщества профессионалов, автономные команды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Malheiro, A. (2018). Handbook of Research on Knowledge Management for Contemporary Business Environments. Hershey, PA: Business Science Reference. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1803009
  • Дресвянников В.А. - Управление знаниями организации - КноРус - 2020 - 343с. - ISBN: 978-5-406-07546-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933643
  • Под ред. Уринцова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-9916-3573-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-teoriya-i-praktika-426004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kimiz Dalkir. (2011). Knowledge Management in Theory and Practice. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262015080
  • Как превратить знания в стоимость : решения от IBM Institute for Business Value, , 2006
  • Управление знаниями : хрестоматия, , 2010