• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Тайские диалекты Вьетнама

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Баранов Владимир Игоревич, Саенгнатесванг Вера Александровна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 200

Программа дисциплины

Аннотация

Тайский язык является вторым восточным языком для студентов направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» (программа «Языки и литература Юго-Восточной Азии»). Знание тайского языка необходимо для понимания тайской культуры, литературы и истории, а также позволит студентам на более старших курсах изучать историю языка и средневековый тайский язык, на котором написаны литературные памятники, философские тексты и исторические произведения. Курс тайского языка для специалистов по языкам и литературе ЮВА предполагает изучение основных произносительных норм, освоения письменности и правил грамматики, без чего невозможно дальнейшее углубленное изучение тайского языка, овладение навыками перевода научных и газетных публикаций, реферирование и аннотирование. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков чтения, письма, разговора и понимания тайской речи на слух, а также использования необходимой справочной литературы (грамматик, словарей, электронных конкордансов, комментариев и пр.), необходимой для перевода, анализа текста и исследовательской работы. Курс предусматривает также изучение лаосского языка как близкородственного языка, диалекты которого распространены и на территории Вьетнама. Курс лаосского языка для программы «Языки и литература Юго-Восточной Азии» предполагает изучение основных произносительных норм, освоение письменности и правил грамматики, без чего невозможно углубленное изучение лаосского языка, овладение навыками перевода научных и газетных публикаций, реферирования и аннотирования. Дисциплина ориентирована на формирование у студентов навыков чтения, письма, разговора и понимания лаосской речи на слух, а также использования необходимой справочной литературы (грамматик, словарей, электронных конкордансов, комментариев и пр.), необходимой для перевода, анализа текста и исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить студентов основным произносительным нормам современного тайского языка;
  • познакомить с основными особенностями письменности, лексики и грамматики современного тайского языка;
  • научить навыкам устной и письменной речи в пределах изученной тематики;
  • подготовить студентов к чтению и анализу прозаических и поэтических текстов на тайском языке;
  • научить студентов использовать современные лексикографические и грамматические пособия для перевода и анализа тайских текстов;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение знаний об особенностях фонетического строя, тональной системы тайского языка, овладение основами лингвистики (в отношении тайского языка) и освоение базовой терминологии, необходимой в изучении тайского языка («инициаль», «терминаль», «финаль», «подвижный» («живой») слог, «неподвижный» («мёртвый») слог, «открытый» слог, «закрытый» слог и т.д.).
  • Формирование представлений о грамматическом строе и словарном составе тайского языка необходимых на начальном этапе обучения тайскому языку как второму иностранному.
  • Формирование письменных (согласные буквы низкого класса ค ฅ ฆ ง ช ฌ ซ ญ ย ท ฑ ธ ฒ, знаки гласных: ะ, ั, า), произносительных (согласные звуки /кх/, /нг/, /ч/, /с/, /тх/, полугласный /й/, долгий и краткий гласный «а»), и интонационных навыков (обычный и высокий тоны) для «подвижных» («живых») и «неподвижных» («мёртвых») открытых слогов с инициалью, записываемой буквами низкого класса без знаков тональности с последующей их реализацией в связной речи.
  • Формирование письменных (согласные низкого класса น ณ พ ภ ฟ ม ร ล ฬ ว ฮ, гласные буквы ี, ิ, ื, ึ, знак ำ.), произносительных (долгие и краткие гласные «и» и «ы», звукосочетание /ам/, согласные звуки /н/, /пх/, /ф/, /м/, /р/, /л/, /х/) и интонационных навыков с последующей их реализацией в связной речи.
  • Формирование письменных (гласные буквы ู, ุ, เ, เ-ะ, แ, แ-ะ, โ, โ-ะ, графические знаки ใ «маймуан» и ไ «маймалай»), произносительных (долгие и краткие гласные «у», «е», «э», «о», звукосочетание /ам/) и интонационных навыков с последующей их реализацией в связной речи. Приобретение знаний о грамматико-синтаксических функциях имени существительного, глагола в тайском языке.
  • Освоение знаний об имени существительном, глаголе в тайском языке, их функциях, об устройстве и грамматических закономерностях построения предложения в тайском языке, формирование навыка построения предложений на практике. Приобретение навыка определять обстоятельство место в тайском предложении (в начале/в конце предложения).
  • Формирование произносительных и интонационных навыков (низкий (1-й), падающий (2-й), восходящий(4-й) тоны) в «подвижных» («живых») слогах с инициалью, записываемой буквами низкого класса, со знаками тональности с последующей их реализацией в связной речи.
  • Формирование умений: разграничивать указательные местоимения นี้, นั้น, โน้น в случаях, когда они могут взаимозаменяться; употреблять определения к существительным в постпозиции к последнему; строить общий вопрос с вопросительным словом ไหม и специальные вопросы при помощи вопросительных местоимений и наречий.
  • Формирование письменных (согласные буквы среднего класса: ก จ ฎ ด ฏ ต บ ป อ, знаки гласных อ, เ-าะ), произносительных (согласные звуки /к/, /т/, /д/, /ть/, /б/, /п/, долгий и краткий гласный «ᴐ»), и интонационных навыков (правила тональности для «подвижных» («живых») и открытых «неподвижных» («мёртвых») слогов с инициалью, записываемой буквами среднего класса, без знаков тональности) с последующей их реализацией в связной речи.
  • Формирование умения разграничивать глаголы движения (มา и ไป) по направленности к/от говорящему/-его; умения определять место обстоятельства времени в тайском предложении при наличии/отсутствии обстоятельства места; умения употреблять будущее время в тайском предложении при помощи служ. сл. จะ; умения образовывать вопросительно-неопределённые местоимения с использованием (в отрицательных и вопросительных предложениях с вопросительными словами ไหม и หรือ).
  • Формирование письменных (согласные терминали, образовывающие звук /м/ - ม; звук /н/– ญ, ณ, น, ร, ฬ; звук /нг/ – ง; графические знаки ็ («лекпэт»), เ-า, -ว-, ัว), произносительных (согласные звуки /м/, /н/, /нг/, краткие гласные звуки /а/ и /о/, дифтонг /у:а/) и интонационных навыков с последующей их реализацией в связной речи.
  • Приобретение умения правильного выбора счётного слова (คน и ตัว), его использования в зависимости от ранга, общественного положения лица, обозначенного существительным, верной постановки при наличии определения к существительному, выраженного числительным, количественным наречием, положение, а также правильной позиции в цепочке определений: «сущ.+прил.+числ.+сч. сл.+указат.мест.».
  • Освоение навыка образования множественного числа указательных местоимений в тайском языке при помощи слова เหล่า; навыка употребления มา иไป в функции суффикса направленности действия (к говорящему / от говорящего); навыка образования сложного глагольного сказуемого при использовании конструкции: «модальный глагол (желание/необходимость) + глагол» (อยาก+กิน, ต้อง+เรียน). Освоение лексики по теме «Профессия».
  • Формирование письменных (согласные высокого класса ข ฃ ฉ ฐ ถ ผ ฝ ศ ษ ส ห), произносительных и интонационных навыков (правила тональности для «неподвижных» («мёртвых») открытых слогов с инициалью, записываемой буквами высокого класса) с последующей их реализацией в связной речи. Углубление ранее полученных знаний об указательных местоимениях นี้ นั้น โน้น в тайском языке: их функция как подлежащего (นี่ นั่น โน่น). ч
  • Освоение правил составления повествовательных, отрицательных и вопросительных предложений с составным именным сказуемым, образуемых при помощи глагольных связок คือ и เป็น.
  • Освоение правил выражения притяжательности в тайском языке беспредложным и предложным (при помощи предлога ของ) способами. Умение различать функции числительного หนึ่ง в зависимости от позиции в предложении: 1) หนึ่ง - «один» (функция количественного числительного); 2) หนึ่ง – «какой-то» (функция, схожая с функцией неопределенного артикля a в англ. языке).
  • Формирование навыка образования альтернативного вопроса с использованием вопросительного слова หรือ. Освоение лексики по теме «Моя комната», «Что какого цвета?».
  • Формирование письменных (знак повтора ๆ , диграфы เ-อ, เิ, เ-อะ, дифтонги เ-ย เีย, เียะ, เือ, เือะ), произносительных (звуки /ə:/, /ə/, /ə:й/, /и:а/, /иа/, /ы:а/, /ыа/) и интонационных навыков с последующей их реализацией в связной речи. Умение использовать ได้ в различных функциях: 1) как глагол «получать», 2) как вспомогательный глагол «мочь, уметь», 3) как служебное слово-показатель прошедшего времени, и обеспечить правильную постановку ได้ в зависимости от его функции.
  • Освоение правил постановки определения к сказуемого в рамках предложения в тайском языке. Формирование знаний об образовании неопределённо-кратного вида глагола при помощи служебного слова เคย; об образовании наречий от прилагательных при помощи служебных слов อย่าง и โดย; об использования удвоенной формы прилагательных и наречий для выражения большей интенсивности качества или свойства и употреблении знака «маййамок» ๆ (เดินเร็วๆ). Освоение лексики по теме «Мой дом».
  • Формирование письменных (согласные терминали, образовывающие звук /к/ - ก ข ค; звук /п/– บ ป พ ฟ ผ ฝ ภ; звук /т/ – จ ช ซ ฌ ฎ ฏ ฐ ฑ ฒ ด ต ถ ท ธ ศ ษ ส), произносительных (согласные звуки /к/, /п/, /т/, краткие гласный /ᴐ/) и интонационных (правила тональности для слов, записываемых одними согласными буквами) навыков с последующей их реализацией в связной речи.
  • Освоение правил инверсии дополнения в тайском языке. Умение использовать ใด้ в функции 1) глагола со значениями 1.1) «давать» (как основной глагол-сказуемое); 1.2) «разрешать», «позволять» (в сочетании с глаголами, выражающими совет, просьбу, приказ; 2) вспомогательного глагола, служащего для выражения косвенного приказания; 3) предлога, указывающего на адресат действия со значением «для», «ради».
  • Освоение навыка употреблять глаголы ขึ้น и ลง в функции суффикса направленности действия (движение вверх / вниз; улучшение/ухудшение свойства, качества), употреблять служебные слова จง и ขอ для образования повелительного наклонения (положительного) в тайском языке, а อย่า для выражения запрета в повелительной форме.
  • Формирование навыка образовывать сложные предложения на тайском языке с придаточным определительным с использованием союзов ที่, อัน, ซึ่ง и умения разграничивать функции слова ที่ (союз или служебное слово). Освоение лексики по теме «В аудитории».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2. Тема 1
    Тайские языки: географическая классификация и типологическая характеристика. Фонетический строй тайского языка. Слог в тайском языке: виды. Тональная система тайского языка. Тайская письменность. Краткие сведения о грамматическом строе и словарном составе тайского языка.
  • 2. Тема 2
    Согласные звуки: /кх/, /нг/, /ч/, /с/, /тх/. Полугласный /й/. Согласные буквы низкого класса: ค ฅ ฆ ง ช ฌ ซ ญ ย ท ฑ ธ ฒ. Гласные звуки: /а:/, /а/. Знаки гласных: ะ, ั, า. Тоны: обычный, высокий (3-й). Правила тональности для «подвижных» («живых») и «неподвижных» («мёртвых») открытых слогов с инициалью, записываемой буквами низкого класса без знаков тональности.
  • 2. Тема 3
    Согласные звуки: /н/, /пх/, /ф/, /м/, /р/, /л/, /х/. Полугласный /в/. Буквы низкого класса: น ณ พ ภ ฟ ม ร ล ฬ ว ฮ. Гласные звуки: /и:/, /и/, /ы:/, /ы/. Знаки гласных: ี, ิ, ื, ึ. Звукосочетание /ам/ и знаки его записи ำ.
  • 2. Тема 4
    Гласные звуки: /у:/, /у/, /е:/, /е/, /э:/, /э/, /о:/, /о/. Знаки гласных: ู, ุ, เ, เ-ะ, แ, แ-ะ, โ, โ-ะ. Звукосочетание /ай/ и его графические знаки ใ «маймуан» и ไ «маймалай». Грамматика: 1. Существительное. 2. Глагол (настоящее время). 3. Порядок слов в предложении. 4. Обстоятельство места.
  • 2. Тема 5
    Тоны: низкий (1-й), падающий (2-й), восходящий(4-й). Правила тональности для «подвижных» («живых») слогов с инициалью, записываемой буквами низкого класса, со знаками тональности. Грамматика: 1. Указательные местоимения นี้ นั้น โน้น. 2. Прилагательное. 3. Определение к существительному. 4. Способы построения вопроса.
  • 2. Тема 6
    Согласные звуки: /к/, /т/, /д/, /ть/, /б/, /п/. Гласные звуки: /ᴐ:/, /ᴐ/ и знаки его записи อ, เ-าะ. Согласные буквы среднего класса: ก จ ฎ ด ฏ ต บ ป อ. Правила тональности для «подвижных» («живых») и открытых «неподвижных» («мёртвых») слогов с инициалью, записываемой буквами среднего класса, без знаков тональности. Грамматика: 1. Глаголы движения มา и ไป. 2. Обстоятельство времени. 3. Будущее время. 4. Вопросительно-неопределённые местоимения.
  • 2. Тема 7
    Правила тональности для «подвижных» («живых») с инициалью, записываемой буквами среднего класса, со знаками тональности. Согласные терминали /м/, /н/, /нг/ и способы из записи. Краткий гласный /а/ и краткий гласный /о/ в закрытых слогах. Знак краткости «лекпэт» ็. Дифтонг /у:а/ и способ его записи: -ว-, ัว. Звукосочетание /ау/ и его графическое изображение: เ-า. Грамматика: 1. Счётные слова คน и ตัว: семантическое значение, правила постановки. 2. Множественное число указательных местоимений. 3. Глаголы มา и ไป в функции суффиксов направленности действия. 4. Сложное глагольное сказуемое. Текст, диалог и лексика по теме «Профессия».
  • 2. Тема 8
    Согласные буквы высокого класса: ข ฃ ฉ ฐ ถ ผ ฝ ศ ษ ส ห. Правила тональности для «подвижных» («живых») слогов с инициалью, записываемой буквами высокого класса. Правила тональности для «неподвижных» («мёртвых») открытых слогов с инициалью, записываемой буквами высокого класса. Грамматика: 1. Указательные местоимения в функции подлежащего. 2. Составное именное сказуемое. 3. Выражение притяжательности. 4. Функции числительного หนึ่ง. 5. Альтернативный вопрос. Текст, диалог и лексика по теме «Моя комната» (что какого цвета).
  • 2. Тема 9
    Гласные звуки: /ə:/, /ə/ и способы их записи диграфами: เ-อ, เิ, เ-อะ. Звукосочетание /ə:й/и способ его записи เ-ย. Дифтонги: /и:а/, /иа/, /ы:а/, /ыа/ и способы их записи: เีย, เียะ, เือ, เือะ. Грамматика: Глагол ได้ («получать») и его омонимы. 2. Неопределённо-кратный вид глагола. 3. Определение к сказуемому. 4. Образование наречий. 5. Удвоенная форма прилагательных и наречий: использование знака ๆ «маййамок». Текст, диалог и лексика по теме «Мой дом».
  • 2. Тема 10
    Терминали: /к/, /п/, /т/ и способы их записи. Правила тональности для «неподвижных» («мёртвых») закрытых слогов. Краткий гласный /ᴐ/ в открытом слоге. Правила тональности для слов, записываемых одними согласными буквами. Непроизносимая буква อ перед ย. Грамматика: 1. Инверсия дополнения. 2. Некоторые случаи употребления глагола ให้. 3. Употребление глаголов ขึ้น и ลง. 4. Повелительное наклонение. 5. Относительное местоимение ที่. 6. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Текст, диалог и лексика по теме «В аудитории».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценка за аудиторную работу (чтение и перевод текста; контрольные и письменные работы);
  • неблокирующий оценка за самостоятельную работу (письменные домашние задания);
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * оценка за аудиторную работу (чтение и перевод текста; контрольные и письменные работы); + 0.25 * оценка за самостоятельную работу (письменные домашние задания); + 0.5 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * оценка за аудиторную работу (чтение и перевод текста; контрольные и письменные работы); + 0.25 * оценка за самостоятельную работу (письменные домашние задания); + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jintana Rattanakhemakorn. (2015). Easy Thai : Learn to Speak Thai Quickly (Includes Downloadable Audio). [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568173
  • Michael Golding, & Benjawan Jai-Ua. (2014). Essential Thai : Speak Thai With Confidence! (Thai Phrasebook & Dictionary). [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567933
  • Moore, J., & Rodchue, S. (2014). Colloquial Thai : The Complete Course for Beginners (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=869848
  • 譚華德 Nitiwat Watthanapas, 郝永崴 ung-Wei Hao, & 黃明月 Ming-Yueh Hwang. (2019). 泰文學習拼字系統之創新教學:泰語學習自我效能、學習興趣、學習焦慮及學習成就之相關研究 Exploring Learning Effect on Innovative Thai Spelling System: Correlates Among Learning Self-Efficacy, Learning Interest, Learning Anxiety, and Learning Achievement. Journal of Research in Education Sciences, (3), 1. https://doi.org/10.6209/JORIES.201909_64(3).0001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Stuart Robson, & Prateep Changchit. (2012). Instant Thai : How to Express 1,000 Different Ideas with Just 100 Key Words and Phrases! (Thai Phrasebook). [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567570
  • Thomas Lamosse, & Jintana Rattanakhemakorn. (2016). Survival Thai : How to Communicate Without Fuss or Fear INSTANTLY! (A Thai Language Phrasebook). [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568995