• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Методы сбора данных"

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Решетникова Кира Викторовна, Сёмина Марина Вячеславовна
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Методы сбора данных" направлен на формирование у студентов навыков проведения эмпирических исследований в рамках качественной или количественной стратегии.В результате освоения НИС студент должен знать принципы, методы и методики сбора данных; уметь разрабатывать программы научных исследований; определять цели и задачи исследования; определить предмет и объект исследования; подбирать методы и инструменты проведения исследований; осуществлять поиск, сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования; приобрести навыки аналитической деятельности по поиску, оценке, анализу и интерпретации информации для проведения исследования; подготовки методических разделов научных публикаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков планирования и проведения исследования, включая разработку категориального аппарата исследования
  • Формирование навыков выбора соответствующих целям и задачам исследования методов и методик, сбора и обработки данных
  • Формирование навыков разработки инструментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает принципы сбора качественных данных
  • умеет выбирать корректные методы качественных исследований
  • умеет разрабатывать инструменты качественных исследований
  • знает принципы проведения качественных исследований
  • определять подходы к анализу качественных данных
  • знает принципы проведения количественных исследований
  • владеет основами применения метода опроса
  • разрабатывает инструментарий для проведения опроса
  • знать основные отличия диагностических средств
  • знает подходы к анализу вторичных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности количественных методов сбора данных в организациях.
    Понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Общие сведения о выборке исследования. Основные виды выборки. Связь показателей выборки, видов выборки с проблемой, задачами и гипотезами исследования и возможностями исследователя. Малые выборки, их значение для исследования организаций: их особенности, возможности применения.
  • Метод опроса (анкетирование).
    Разновидности опросов, используемых в исследованиях в организациях. Общее и особенное в подготовке инструментария в зависимости от метода исследования. Научная обоснованность инструментария исследования. Проблема достоверности ответов на вопрос в зависимости от метода исследования. Логика построения инструментария. Специфика анкетного опроса. Онлайн-анкетирование: возможности и ограничения... Анкета как исследовательский инструмент. Композиция анкеты: основные структурные элементы. Последовательность вопросов: правила компоновки, эффекты контекста. Общие принципы разработки и оформления вопросника.
  • Разработка инструментария: требования к формулировкам вопросов.
    Классификация вопросов. Вопрос и его структурные элементы. Основные требования к вопросам. Краткость, лаконизм. Ясные, узнаваемые фрагменты действительности. Проблема компетентности. Однозначность интерпретации. Другие содержательные и стилистические требования к вопросам. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов. Особенности измерения поведения, установок. Социально-демографические вопросы («паспортичка»). Разнообразие построения вопросов. Ограниченное количество вопросов, неограниченное число выборов и сфер их применения. Проблемная ситуация. Социологический тест. Портрет. Континуум, таблицы и другие варианты. Недостатки, преимущества, сфера применения. Пути преодоления недостатков закрытых вопросов. Методы повышения достоверности данных.
  • Методология вторичного анализа данных
    Первичные и вторичные исследования. Вторичное исследование и вторичный анализ данных. Цель и задачи вторичного исследования. Архивы массивов данных. Массивы данных исследований организаций. Принципы и особенности работы с массивами данных. Функции вторичного исследования. Особенности формулировки проблемы, вычленения объекта, определения цели и задач, выдвижения гипотез при разработке вторичного исследования. Порядок проведения вторичного анализа данных. Основные источники вторичных данных, использование статистических данных в исследовании. Использование Интернета в качестве источника данных: сайты организаций, социальные сети и др. Использование «больших данных» (BigData)
  • Особенности качественных методов сбора данных в организациях
    Ключевые отличия качественных методов от других методов сбора данных. Понятие о триангуляции. Пространственная триангуляция, триангуляция данных. Триангуляция методов, триангуляция исследований. Триангуляция теоретическая. Общие сведения о выборке в качественных исследованиях. Основные виды выборки. Понятие сегментации целевой аудитории. Типы респондентов и основные подходы к информантам Объективность и субъективность в качественных исследованиях. Этика поведения исследователя
  • Качественные методы сбора данных в организациях.
    Основные качественные методы. (Сбор данных в реальном времени: Интервьюирование, групповая беседа, фокус группы, наблюдение, включенное наблюдение, этнография, кейс стади). Сбор данных с помощью онлайн: онлайн интервью, онлайн фокус группы, синхронные и асинхронные фокус группы, онлайн чаты). Анализ документов.
  • Разработка инструментария и основные методики, используемые в качественных методах
    Концептуальное построение качественного исследования. Объект и предмет. Разработка гайда интервью Основные правила составления гайда. Прямая и обратная воронки исследования. Типы вопросов. Применение проективных методик в исследовании организаций. Ассоциативные методы, Процедуры завершения. Интерпретиативные, Экспрессивные методы. Разработка гайда фокус группы. Специфика проведения исследований в интернете. Особенности составления гайда для интервью и фокус группы. Стратегия проведения этнографических исследований в организациях и стратегия проведения кейс стади. Метод анализа документов в качестве дополнительного источника для проверки гипотез в качественном исследовании
  • Проведение исследований с помощью качественных методов в организациях: современные тенденции, интеграция данных. Российская и зарубежная практики.
    Усложнение исследований. Триангуляция методов. Соединение количественых и качественных исследований. Лонгитюдные исследования. Международные исследования. Исследования в стиле кейс стади. Множественные кейсы. Изучение мотиваций сотрудников, ценностные исследования, исследования вовлеченности сотрудников в управление организациями, формальные и неформальные отношения в организациях, изучение корпоративной культуры.
  • Методология анализа данных в качественном исследовании
    Работа с большими массивами текстовой информации. Понятие о кодировании качественных данных. Открытое, осевое кодирование. Выявление смыслов и закономерностей. Обзор современных программ для анализа качественных данных (Atlas.Ti, In Viva и другие). Основные ошибки при анализе данных начинающими исследователями
  • Организационные исследования и диагностика. Средства организационной диагностики как разновидность социальной технологии
    Диагностика и исследования: сходства и различия. Границы применения. Диагностика как выявление симптомов или причин патологии. Диагностические исследования как разновидность прикладных организационных исследований. Диагностика как вид социальной технологии: проблема алгоритмизации управленческой деятельности. Средства диагностики как технология подготовки управленческих решения. Функции организационной диагностики. Возможности использования диагностических средств в организационных исследованиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • блокирующий Письменная работа в формате кейс стади
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * контрольная работа + 0.4 * Письменная работа в формате кейс стади
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Метод интервью в социологии и маркетинге : учеб. пособие для вузов, Семина, М. В., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., Шанин, Т., 2009
  • Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания : учебник для вузов, Масалков, И. К., Семина, М. В., 2011