Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Методы сбора данных"
Статус:
Курс обязательный (Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Методы сбора данных" направлен на формирование у студентов навыков проведения эмпирических исследований в рамках качественной или количественной стратегии.В результате освоения НИС студент должен знать принципы, методы и методики сбора данных; уметь разрабатывать программы научных исследований; определять цели и задачи исследования; определить предмет и объект исследования; подбирать методы и инструменты проведения исследований; осуществлять поиск, сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования; приобрести навыки аналитической деятельности по поиску, оценке, анализу и интерпретации информации для проведения исследования; подготовки методических разделов научных публикаций.
Цель освоения дисциплины
- Формирование навыков планирования и проведения исследования, включая разработку категориального аппарата исследования
- Формирование навыков выбора соответствующих целям и задачам исследования методов и методик, сбора и обработки данных
- Формирование навыков разработки инструментария
Планируемые результаты обучения
- знает принципы сбора качественных данных
- умеет выбирать корректные методы качественных исследований
- умеет разрабатывать инструменты качественных исследований
- знает принципы проведения качественных исследований
- определять подходы к анализу качественных данных
- знает принципы проведения количественных исследований
- владеет основами применения метода опроса
- разрабатывает инструментарий для проведения опроса
- знать основные отличия диагностических средств
- знает подходы к анализу вторичных данных
Содержание учебной дисциплины
- Особенности количественных методов сбора данных в организациях.Понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Общие сведения о выборке исследования. Основные виды выборки. Связь показателей выборки, видов выборки с проблемой, задачами и гипотезами исследования и возможностями исследователя. Малые выборки, их значение для исследования организаций: их особенности, возможности применения.
- Метод опроса (анкетирование).Разновидности опросов, используемых в исследованиях в организациях. Общее и особенное в подготовке инструментария в зависимости от метода исследования. Научная обоснованность инструментария исследования. Проблема достоверности ответов на вопрос в зависимости от метода исследования. Логика построения инструментария. Специфика анкетного опроса. Онлайн-анкетирование: возможности и ограничения... Анкета как исследовательский инструмент. Композиция анкеты: основные структурные элементы. Последовательность вопросов: правила компоновки, эффекты контекста. Общие принципы разработки и оформления вопросника.
- Разработка инструментария: требования к формулировкам вопросов.Классификация вопросов. Вопрос и его структурные элементы. Основные требования к вопросам. Краткость, лаконизм. Ясные, узнаваемые фрагменты действительности. Проблема компетентности. Однозначность интерпретации. Другие содержательные и стилистические требования к вопросам. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов. Особенности измерения поведения, установок. Социально-демографические вопросы («паспортичка»). Разнообразие построения вопросов. Ограниченное количество вопросов, неограниченное число выборов и сфер их применения. Проблемная ситуация. Социологический тест. Портрет. Континуум, таблицы и другие варианты. Недостатки, преимущества, сфера применения. Пути преодоления недостатков закрытых вопросов. Методы повышения достоверности данных.
- Методология вторичного анализа данныхПервичные и вторичные исследования. Вторичное исследование и вторичный анализ данных. Цель и задачи вторичного исследования. Архивы массивов данных. Массивы данных исследований организаций. Принципы и особенности работы с массивами данных. Функции вторичного исследования. Особенности формулировки проблемы, вычленения объекта, определения цели и задач, выдвижения гипотез при разработке вторичного исследования. Порядок проведения вторичного анализа данных. Основные источники вторичных данных, использование статистических данных в исследовании. Использование Интернета в качестве источника данных: сайты организаций, социальные сети и др. Использование «больших данных» (BigData)
- Особенности качественных методов сбора данных в организацияхКлючевые отличия качественных методов от других методов сбора данных. Понятие о триангуляции. Пространственная триангуляция, триангуляция данных. Триангуляция методов, триангуляция исследований. Триангуляция теоретическая. Общие сведения о выборке в качественных исследованиях. Основные виды выборки. Понятие сегментации целевой аудитории. Типы респондентов и основные подходы к информантам Объективность и субъективность в качественных исследованиях. Этика поведения исследователя
- Качественные методы сбора данных в организациях.Основные качественные методы. (Сбор данных в реальном времени: Интервьюирование, групповая беседа, фокус группы, наблюдение, включенное наблюдение, этнография, кейс стади). Сбор данных с помощью онлайн: онлайн интервью, онлайн фокус группы, синхронные и асинхронные фокус группы, онлайн чаты). Анализ документов.
- Разработка инструментария и основные методики, используемые в качественных методахКонцептуальное построение качественного исследования. Объект и предмет. Разработка гайда интервью Основные правила составления гайда. Прямая и обратная воронки исследования. Типы вопросов. Применение проективных методик в исследовании организаций. Ассоциативные методы, Процедуры завершения. Интерпретиативные, Экспрессивные методы. Разработка гайда фокус группы. Специфика проведения исследований в интернете. Особенности составления гайда для интервью и фокус группы. Стратегия проведения этнографических исследований в организациях и стратегия проведения кейс стади. Метод анализа документов в качестве дополнительного источника для проверки гипотез в качественном исследовании
- Проведение исследований с помощью качественных методов в организациях: современные тенденции, интеграция данных. Российская и зарубежная практики.Усложнение исследований. Триангуляция методов. Соединение количественых и качественных исследований. Лонгитюдные исследования. Международные исследования. Исследования в стиле кейс стади. Множественные кейсы. Изучение мотиваций сотрудников, ценностные исследования, исследования вовлеченности сотрудников в управление организациями, формальные и неформальные отношения в организациях, изучение корпоративной культуры.
- Методология анализа данных в качественном исследованииРабота с большими массивами текстовой информации. Понятие о кодировании качественных данных. Открытое, осевое кодирование. Выявление смыслов и закономерностей. Обзор современных программ для анализа качественных данных (Atlas.Ti, In Viva и другие). Основные ошибки при анализе данных начинающими исследователями
- Организационные исследования и диагностика. Средства организационной диагностики как разновидность социальной технологииДиагностика и исследования: сходства и различия. Границы применения. Диагностика как выявление симптомов или причин патологии. Диагностические исследования как разновидность прикладных организационных исследований. Диагностика как вид социальной технологии: проблема алгоритмизации управленческой деятельности. Средства диагностики как технология подготовки управленческих решения. Функции организационной диагностики. Возможности использования диагностических средств в организационных исследованиях.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- контрольная работа
- Письменная работа в формате кейс стади
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * контрольная работа + 0.4 * Письменная работа в формате кейс стади
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Метод интервью в социологии и маркетинге : учеб. пособие для вузов, Семина, М. В., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания : учебник для вузов, Масалков, И. К., 2011