• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Защита нематериальных активов и интеллектуальных разработок в маркетинговых коммуникациях"

Статус: Курс обязательный (Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Воронина Наталья Дмитриевна, Почтарь Эрнестина Ильинична
Прогр. обучения: Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар нацелен на освоение студентами современных исследовательских и аргументативных подходов при защите собственных интеллектуальных (в том числе креативных) разработок, а также приобретения навыков обеспечения защиты нематериальных активов компаний на основе знания правовых норм, связанных с товарными знаками, авторским и смежными правами в предметных сферах брендинга и маркетинговых коммуникаций. При проведении занятий большое внимание уделяется актуальным бизнес-ориентированным решениям с опорой на исследования в активно развивающемся дискурсе маркетинговых коммуникаций. Актуальность и практическая значимость тематики данного НИС определяются: важностью опоры на системный подход с учетом правовых и этических норм при решении практических маркетинговых коммуникационных задач; необходимостью учета значимости интеллектуальной собственности и авторского права при разработке брендов и стратегий коммуникации; возрастающей ролью исследований в области нематериальных активов компаний на российском и зарубежных рынках; значимости выбора убедительной аргументации при отстаивании и защите собственных и корпоративных интеллектуальных разработок.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование компетенций и практических навыков анализа и защиты нематериальных активов компаний и собственных интеллектуальных разработок в дискурсе права и этических норм с учетом конкурентной среды на российском и глобальном рынках
  • выработка у студентов навыков научной и бизнес-дискуссии, презентации и публичной защиты собственных и корпоративных интеллектуальных разработок.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь аргументированно представлять интеллектуальные разработки, обосновывать их новизну, охраноспособность и прогнозировать «острые» дискуссионные вопросы в рамках публичной защиты и разрабатывать ответы на них
  • Знает функции товарного знака и бренда в хозяйственной деятельности компаний.
  • Знает толкования различных средств индивидуализации в российском и зарубежном законодательстве.
  • Понимает различие охраноспособных и неохраноспособных объектов интеллектуальной деятельности.
  • Знает права хозяйствующих субъектов на принадлежащие им товарные знаки и бренды согласно отечественному законодательству и законам ведущих стран-участников рынка.
  • Знает правовые и этические ограничения на использование чужих интеллектуальных разработок, демонстрирует приверженность им в своей деятельности
  • Умеет проводить анализ и оценивать объекты и результаты интеллектуальной деятельности для включения в нематериальные активы организации
  • Знает основные виды договоров на закрепление/регистрацию и передачу прав на товарные знаки и другие объекты в сфере маркетинговых коммуникаций и брендинга
  • Умеет оформить и защитить в соответствующих структурах результаты интеллектуальной деятельности
  • Умеет оформить документацию для приобретения или передавать результаты интеллектуальной деятельности путем лицензирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Публичная презентация и защита интеллектуальных разработок
    ций. Особенности презентации аналитических и консалтинговых проектов в научной и бизнес-среде. Бизнес-дискуссия, научная дискуссия, презентация и публичная защита. Отработка презентационных навыков, особенности презентации различных типов исследовательских, проектных и консалтинговых составляющих работ. Тема 1. Публичная презентация и защита интеллектуальных разработок (4 ч. семинара, 30 ч. самостоятельной работы)
  • Тема 2. Бренд как нематериальный актив компании, особенности его защиты в конкурентной среде
    Понятие нематериальных активов компании. Соотношение понятий «товарный знак» и «бренд». Товарный знак, бренд, коммерческое наименование, фирменное наименование, наименование места происхождения товара, доменное имя как средства индивидуализации хозяйствующих субъектов. Особенности терминологии в российском и зарубежном законодательстве.
  • Тема 3. Системы российского и зарубежного законодательства в области охраны и функционирования товарных знаков различных видов.
    Правовые основы создания охраноспособных товарных знаков как основы бренда. Виды товарных знаков, сферы их функционирования. Защита и охрана товарных знаков и брендов при их создании и в процессе функционирования. Анализ примеров из российской и зарубежной практики. Особенности документального сопровождения создания товарных знаков. Необходимое и достаточное количество элементов бренда и их защита. Методы оценки элементов бренда для включения их в капитализацию в качестве нематериальных активов.
  • Тема 4. Документальное сопровождение приобретения и использования брендов как нематериальных активов
    Правовое регулирование операций с товарным знаком и брендом. Передача прав на товарные знаки и бренды. Франчайзинг. Виды лицензионных договоров: исключительная и неисключительная лицензии, договор коммерческой концессии, договор об уступке прав.
  • Тема 5. Борьба за рынки путем несанкционированного использования чужих брендов
    Война брендов. Классификация подделок: фотографическое сходство, примерная схожесть («сходство до степени смешения»), клоны-тезки, сходство по дизайну, контекстное сходство. Виды ответственности за неправомерное использование товарных знаков и брендов. Судебная практика. Примеры судебных разбирательств.
  • Тема 6. Особенности применения авторского права в сфере маркетинговых коммуникаций
    Основные сведения об охране авторских прав. Основные обладатели авторских прав. Охраняемые и неохраняемые объекты. Неимущественные и имущественные права, исключительные и иные имущественные права. Срок охраны авторских прав. Переход авторских прав. Особенности охраны авторских прав в сфере маркетинговых коммуникаций. Защита авторских прав при их нарушениях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Деловая игра
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Деловая игра + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гражданский кодекс Российской Федерации : Части первая, вторая, третья и четвертая, , 2014, 2017
  • Д.Лазарев - Презентация: Лучше один раз увидеть! - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961424355 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/362
  • Под ред. Новоселовой Л.А. - Право интеллектуальной собственности. Тесты. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19272-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29951
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/906576
  • Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., 2020