• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Новейшая мировая историография

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Байссвенгер Мартин Эрвин, Бойцов Михаил Анатольевич, Будницкий Олег Витальевич, Вишленкова Елена Анатольевна, Воскобойников Олег Сергеевич, Горизонтов Леонид Ефремович, Данилевский Игорь Николаевич, Каменский Александр Борисович, Савельева Ирина Максимовна, Смилянская Елена Борисовна, Соловьев Кирилл Андреевич, Уваров Павел Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Оригинальный курс, читаемый силами ведущих профессоров Школы исторических наук, которые презентируют тенденции современной историографии в сферах своего научного интереса: истории Древней Руси (И.Н. Данилевский), истории России раннего нового времени (А.Б. Каменский), истории народного христианства (Е.Б. Смилянская), истории Второй мировой войны (О.В. Будницкий). Специальные лекционные блоки посвящены новейшей историографии медиевистики (О.С. Воскобойников), французской национальной историографии (П.Ю. Уваров), университетским исследованиям (Е.А. Вишленкова), истории империй (Л.Е. Горизонтов), микроистории и истории повседневности (М.А. Бойцов), интеллектуальной истории (М. Байссвенгер), интердисциплинарности в современном историческом знании (К.А. Соловьев) и основным тенденциям исторических исследований в XXI веке (И.М. Савельева).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о ведущих тенденциях современного исторического познания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные тенденции изучения Древней Руси в современной исторической науке.
  • Знает основные тенденции современно медиевистики.
  • Знает основные направдения развития французской историографии в XX - начале XXI века.
  • Знает основные тенденции изучения истории России раннего нового времени в современной мировой и российской историографии.
  • Понимает междисциплинарный характер изучения комплексных проблем гуманитаристики.
  • Знает идеологические и методологические основания различных позиций в истории Второй мировой войны.
  • Знает междисциплинарный характер университетских исследований как актуального направления интеллектуальной истории.
  • Знает основные подходы к изучению истории империй как актуального направления современной историографии.
  • Понимает место микроистории и истории повседневности в структуре современного историческогознания.
  • Понимает основные тенденции интеллектуальной истории в современном историческом знании.
  • Понимает природу интердисциплинарности в современном историческом познании. Владеет междисциплинарными подходами.
  • Знает основные направления историко-теоретических исследований в современной историографии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современная историография древней Руси
    Современные публикации исторических источников по истории древней Руси: проблемы и достижения. Новые направления изучения древнерусских источников: от истолкования к пониманию. Феноменологический и герменевтический подходы: проблемы преодоления «потребительского отношения к источнику». Проблемы корректного описания социально-политических и социально-экономических процессов истории древней Руси. Расширение социально-политического контекста истории древней Руси. Изучение историко-культурного контекста древнерусской культуры. Гендерная история древней Руси. История повседневности древней Руси. Исторические словари.
  • Новейшая историография медиевистики
    Особенности развития медиевистики после 1960-х гг., диалог с новыми формами гуманитарного знания, семиотика, лингвистический поворот. Значение 1968 года и его последствий. Третье и четвертое поколение «Анналов», их наследие в начале 2000-х гг.: от истории ментальностей к истории репрезентаций и образов. Популяризация и академизм в диалоге и противостоянии. Конец школы «Анналов». Старые и новые задачи медиевистики на современном этапе. Издание, перевод, каталогизация и популяризация исторических источников, памятников литературы и искусства (Corpus Christianorum, Monumenta Germaniae Historica и другие серии). Старые и новые институты медиевистики в крупнейших странах Запада, попытки, опыты и формы междисциплинарного диалога: пример неформальной группы « Micrologus », Международное общество изучения латинского Средневековья. История средневековой, доклассической науки в широком смысле (астрология, история тела, медицины, магии). Институт истории текста (Париж), Институт Варбурга (Лондон). Проблемы и методы медиевистики в литературоведении, истории философии, истории искусства. Медиевистика и электронные ресурсы. Советское наследие в отечественной медиевистике, формы его преодоления и сохранения, проблема «официальной» и «неофициальной» медиевистики до Перестройки и после нее. «Одиссей» и другие «казусы». Медиевистика и соседние области исторического и гуманитарного знания. Лаборатория медиевистических исследований, ее задачи и формы работы. Проблемы преподавания истории Средних веков и подготовки профессиональных медиевистов в НИУ ВШЭ и других крупных университетах РФ.
  • Судьбы французской национальной историографии (Il était une fois une historiographie française…)
    От историков – романтиков к историкам-профессионалам. Становление исторической дисциплины во Франции Институциональные основы изучения и преподавания истории в современной Франции. Не только «Анналы» : историографические революции во Франции XX-XXI вв. Память о прошлом и «мемориальные законы»: профессиональное сообщество французских историков и проблема «инструментализации истории».
  • Историографические и методологические проблемы изучения истории России раннего нового времени
    Концепт «раннее новое время» и проблема периодизации истории России. Особенности изучения истории России XVII – первой половины XIX в.; состояние источниковой базы; публикации источников во второй половине XIX — начале ХХ вв. (Сборники ИРИО, «Русский архив», «Русская старина», «ЧОИДР», «РИБ», ЖМНП, ПСЗ, «Письма и бумаги императора Петра Великого», «Сочинения» Екатерины II и др.); публикационная деятельность советских историков. Концептуальные и терминологические проблемы историографии России раннего нового времени. Россия XVII века в отечественной и зарубежной историографии: новейшие концепции и дискуссионные проблемы. История России XVIII столетия: степень изученности и историографические проблемы. Понятие «долгий XVIII век». Проблематика и перспективы новейших исследований. Дискуссионные проблемы историографии истории России первой половины XIX в. Реформы Александра I и Отечественная война 1812 г. в новейшей историографии. Современные историографические взгляды на содержание политики Николая I.
  • Изучение народного христианства в отечественной и зарубежной гуманитаристике
    История становления интереса к народной религии и культуре в XVIII-XX вв. Осмысление историками глубинных различий между «письменной элитарной» и «народной» культурами в различные эпохи (на примере работ А.Я.Гуревича, Р.Мюшембле, П.Бёрка). Исследование характера взаимодействия «высокой» и «низовой» религиозных культур (восприятия высокой культуры, в «низах», и влияния «низовой» культуры на «верхнюю»). Исследования Л.П.Карсавина о средневековой религиозности и М.М.Бахтина о карнавальной культуре и их влияние на современную историографию. Анализ оппозиций: мирское - церковное, низший клир - высший, архаическое - новые формы, локальное и периферийное - устное – письменное, аффектное – интеллектуальное, праздник и будни. История магических верований, народной демонологии и изучение «охоты на ведьм»; своеобразие народных представлений о сакральном, об особенностях почитания и поругания сакрального; борьба церкви с «суевериями» и «ересями» ( в работах А.Я.Гуревича, R. Manselli, К.Thomas, R.Muchemblet, A.Vauchez, K.Ginzburg, Le Roy Ladurie, Natali Zemon Davis, Robin Briggs, P.Geary, Brian Levack, Bernard Plongeron). Методология и источниковедение современных исследований «народной религии». Роль историко-антропологических подходов в исследовании особенностей религиозного дискурса и массовых религиозных представлений в исторической ретроспективе. Изучение народной религии с привлечением обличительных текстов теологов, материалов инквизиционных процессов (особенно по обвинениям в ересях или колдовстве), через анализ изображений и фольклорных текстов. Источниковедческие трудности при обращении к анализу народной культуры и народной религиозности. Изучение эволюции народной религии и культуры от Средневековья к Новому времени (на примере работ Р. Мандру и Ж. Делюмо). Изучение истории и специфических черт “народного православия” в России: этнолингвистическое направление (работы Н.И. и С.М. Толстых, Л.Н. Виноградовой, Е.Е. Левкиевской, О.В. Беловой и др.), этнология и фольклористика (Т.А. Бернштам, О.М. Фишман, М.М. Громыко, А.А. Панченко и др.); история, археография и источниковедение (Н.Н. Покровский, Н.Д. Зольникова, А.С. Лавров, Е.Б. Смилянская, А.Т. Шашков). Изучение отдельных аспектов народных религиозных представлений и народной культуры России XVII-XX в. в работах зарубежных исследователей (W. Ryan, F. Wigzell, Robert Crummey, Gregory L. Freeze, Eve Levin, Valerie Kivelson, Ewa M. Thompson, Vera Shevtsov, Yugine Clay, Christine Worobec, Roy Robson, Francis Conte и др.).
  • Споры о войне: историография Второй мировой войны в конце ХХ – начале XXI в.
    Споры о войне: историография Второй мировой войны в конце ХХ – начале XXI в. Особенности национальных историографий Второй мировой войны. Советская историография Второй мировой/Великой Отечественной войны: основные этапы, идеологическое содержание. «Спор историков» в ФРГ. Постсоветская историография. Публикация источников и проблема доступности военных архивов. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Дискуссии о советско-германских отношениях накануне и в начале Второй мировой войны. Демографические последствия войны: вопрос о потерях. От военной к социальной истории Второй мировой войны. Применение методов исторической антропологии и социальной истории к изучению истории Второй мировой войны. Память о войне и «политика памяти». Историография Холокоста. Проблема коллаборационизма. Изучение человека на войне в зарубежной и российской историографии. Гендерные аспекты истории войны. Быт войны.
  • Университетские исследования
    Корпус источников. Архивирование свидетельств. Мемуары студентов и профессоров. Изучение университетов в рамках институциональной истории. Университетское прошлое как часть социально-политической истории. Научная биография. Университетские исследования как отдельная субдисциплина. Коллективные проекты по компаративной истории. Просопографическое изучение университетского пространства. Исследования академической культуры.
  • Микроистория и история повседневности
    Имелась ли у микроистории собственная предыстория? Э. Ле Руа Ладюри («Монтайю») и Ж. Дюби («Битва при Бувине»): микроисторики до микроистории? Особенности исторических, историографических и политических обстоятельств возникновения микроистории. Два основных варианта итальянской микроистории. Дж. Леви, К. Гинзбург, Э. Гренди, журнал Quaderni storici и серия Microstoria издательства Einaudi. Характерные особенности французской и американской микроистоории. Микроистория и история повседневности в немецкой Alltagsgeschichte (Х. Медик, А. Людтке, Ю. Шлюмбом). Микроистория в России. Альманах «Казус. Индивидуальное и уникальное в истории». Вопрос о взаимоотношениях микроистории и постмодернизма. История повседневности до «Истории повседневности» (Ю.М. Лотман, Г.С. Кнабе). Дискуссии о месте и роли «истории повседневности» в отечественном и зарубежном историописании. Есть ли перспективы у микроистории и истории повседневности?
  • What is Intellectual History?
    Among the many sub-disciplines of historical science, “intellectual history” has long been particularly hard to define and has become the subject of numerous and controversial debates. This lecture tries to bring some clarity into these discussions by juxtaposing “intellectual history” to the “history of ideas.” Although “intellectual history” and “history of ideas” are often used interchangeably, it is argued here that traditionally the “history of ideas” is primarily interested in the history of so-called “unit-ideas,” such as liberty, equality, justice, progress, or tyranny and pays most of its attention to “classical major figures,” such as Plato, Aristotle, Hobbes, Locke, Rousseau, Hegel, or Marx. “Intellectual history” more broadly understood, in turn, focuses less on the ideas by themselves, but rather on the role ideas play within a larger context (institutional, biographical, social, political etc.) and how this context shapes and modifies ideas; it also pays attention to lesser known thinkers and the role of ideas in ordinary people’s lives. From this perspective, the 1950s and 1960s are generally considered “the Golden Age” of the “history of ideas,” in particular in the United States. Challenged by the rapid rise of “social history,” in the early 1970s “intellectual history” and the “history of ideas” in the United States were deemed in crisis. Yet, by the late 1970s and early 1980s “intellectual history” experienced an astonishing “revival” as the result of (among others) a less theoretical and more historical interest in philosophy; the challenge of (post-modernist) “theory”; the “linguistic and cultural turn”; a “material turn” in cultural studies, focusing on “things” charged with “cultural significance” (from works of art to apartments and even cities). “Intellectual history” today has successfully overcome its “crisis” and regained much of its previous popularity and prestige. Yet it also has changed its character, becoming an inclusive discipline, encompassing not only the history of political thought, but also the history of science, the history of books, the history of culture, conceptual history (Begriffsgeschichte), the history of intellectuals and the history of scholarly institutions.
  • Исторические исследования в XXI веке: теоретический фронтир
    Анализ и оценка содержания теоретического обновления исторической науки за последние 20 лет. Концептуальные основания изучения прошлой социальной реальности, определяющие сегодняшние профессиональные представления о «предмете и методе», преждевсего, новые теоретические концепции, новые методы и подходы к изучению тех или иных явлений прошлого. Речь идет о теориях (собственно исторических, а также предлагаемых социальными учеными и используемых в исторической практике), философских концепциях, развитии понятийного языка, использовании конкретных методов научного анализа применительно к отдельным подсистемам прошлой социальной реальности, а также о создании новых междисциплинарных областей, о взаимных заимствованиях и интервенциях. Социальные проблемы современного общества – постсоциализм, глобализм, неоколониализм, новый миропорядок, религиозная мобилизация, новый характер миграции и маргинальности, массовая культура – ставят перед историками задачи научного анализа связанных с ними явлений и процессов (демократии, империи, transition, цивилизации, культуры, идентичности, гендера, массовых представлений). В то же время состояние историографии зависит и от факторов когнитивных, связанных с развитием социальных и гуманитарных наук. В связи с этим в лекции рассматриваются новации, связанные с активизацией в социальных науках таких дисциплин как география, экология, биология, нейрология,, антропология. Взаимодействие с этими науками образует новые междисциплинарные союзы и «повороты», среди которых пространственный поворот, эволюционная экономика, моральная география, социобиология (биологический или когнитивный поворот).
  • Интердисциплинарность в современном историческом знании.
    Условность отраслевого деления гуманитарного знания. Эволюция предметного поля исторической науки в XX–XXI вв.: новые направления и темы исследований. Ограниченность источниковой базы традиционной исторической науки. Освоение новых типов и видов исторических источников и проблемы их интерпретации. Междисциплинарное взаимодействие как согласование (мета)языков. История и лингвистика: пространство междисциплинарного взаимодействия. Инструментарий лингвистики в исследовании бесписьменных культур. Инструментарий лингвистики и задачи атрибуции исторических источников. Инструментарий лингвистики и задачи интерпретации исторических источников. Историки vs исторические словари и исторические грамматики. Корпусные технологии в исторических исследованиях. История и филология: пространство междисциплинарного взаимодействия. Фольклористика между филологией и историей. Филологический анализ в атрибуции исторических источников. Ключевые понятия исторической поэтики («произведение», «жанр», «стиль», «литературный процесс») и их историческое содержание. История и социальные науки: задачи истории и методологическое своеобразие социальных наук. Социологическая модель «современности» и ее значение для исторической науки. История и естественные науки. «Природно-климатический фактор» исторического процесса и проблемы его изучения. История и математика: клиометрика, клиодинамика и их ограничения.
  • Новое прочтение истории империй
    Политические, доктринальные и научные контексты изучения империй в «коротком» ХХ веке. Ключевые термины и их коннотации. Имперская тема в современных пост- и неоимперских реалиях. Новая имперская история: ревизия подходов и актуальная проблематика. Эвристический потенциал имперского нарратива. Компаративная империология. Взаимосвязи исследования империи с другими областями социально-гуманитарного знания (глобалистика, регионоведение, ментальная география, изучение наций и национализма, геополитика, постколониальные исследования, memory studies, история науки).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Аспирант может предложить свою тему реферата по согласованию с научным руководителем и академическим директором Аспирантской школы.
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Слово о полку Игореве" : взгляд лингвиста, Зализняк, А. А., 2007
  • Homo Ludens; В тени завтрашнего дня, Хейзинга, Й., 2004
  • Антропология власти : казанские губернаторы первой половины XIX века, Бикташева, А. Н., 2012
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Всемирная история. Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока, , 2012
  • Гибель империи : уроки для современной России, Гайдар, Е. Т., 2007
  • Другое Средневековье: время, труд и культура Запада, Ле Гофф, Ж., 2002
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • Империя и модернизация : общая модель и российская специфика, Каспэ, С. И., 2001
  • Империя, Хардт, М., 2004
  • История войн России XX века в человеческом измерении : проблемы военно-исторической антропологии и психологии: курс лекций, Сенявская, Е. С., 2012
  • Монтайю, окситанская деревня (1294-1324), Ле Руа Ладюри, Э., 2001
  • Навстречу Восходящему солнцу: как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией, Схиммельпеннинк ван дер Ойе, Д., 2009
  • Наследие империй и будущее России, Миллер, А. И., 2008
  • От Петра I до Павла I: реформы в России ХVIII века : опыт целостного анализа, Каменский, А. Б., 2001
  • После империи, , 2007
  • Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней, Ливен, Д., 2007
  • Россия в эпоху Екатерины Великой, Мадариага, И. де, 2002
  • Система современных обществ, Парсонс, Т., 1998
  • Социальные структуры: разночинцы в Российской империи, Виртшафтер, Э. К., 2002
  • Социология знания о прошлом : учеб. пособие для вузов, Савельева, И. М., 2005
  • Средневековый мир воображаемого, Ле Гофф, Ж., 2001
  • Университет в Российской империи XVIII - первой половины XIX века, , 2012
  • Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект, Панченко, А. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Государево кабацкое дело" : очерки питейной политики и традиций в России, Курукин, И. В., 2005
  • "Свершилось. Пришли немцы!" : идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны, , 2014
  • Homo Ludens; Статьи по истории культуры, Хейзинга, Й., 1997
  • Власть и реформы : от самодержавной к Советской России, Панеях, В. М., 2006
  • Дыба и кнут : политический сыск и русское общество в XVIII веке, Анисимов, Е. В., 1999
  • Иван Грозный и иезуиты : миссия Антонио Поссевино в Москве, , 2005
  • Империя Романовых и национализм : эссе по методологии истор. исслед., Миллер, А. И., 2008
  • Истоки современной политической мысли. Т. 1: Эпоха Ренессанса, Скиннер, К., 2018
  • Истоки современной политической мысли. Т. 2: Эпоха Реформации, Скиннер, К., 2018
  • История и время : в поисках утраченного, Савельева, И. М., 1997
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018
  • Коллаборационизм : природа, типология и проявления в годы второй мировой войны, Семиряга, М. И., 2000
  • Новая имперская история Северной Евразии. Ч.1: Конкурирующие проекты самоорганизации VII - XVII вв., , 2017
  • Новая имперская история Северной Евразии. Ч.2: Балансирование имперской ситуации XVIII - XX вв., , 2017
  • Одесса: жизнь в оккупации, 1941 - 1944, , 2013
  • Осень Средневековья : исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах, Хейзинга, Й., 2004
  • От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям, Этциони, А., 2004
  • Очерки истории местничества в России XVI-XVII вв., Эскин, Ю. М., 2009
  • Петр Великий, , 2007
  • Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина, Курукин, И. В., 2007
  • Психология войны в XX веке : исторический опыт России, Сенявская, Е. С., 1999
  • Реформация и "новая идеология" в Европе XVI-XVII вв., , 2010
  • Российская многонациональная цивилизация : единство и противоречия, Бекмаханова, Н. Е., 2003
  • Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов, Вишленкова, Е. А., 2013
  • Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т.1: От Петра Великого до смерти Николая I, Уортман, Р. С., 2004
  • Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. Т.2: От Александра II до отречения Николая II, Уортман, Р. С., 2004
  • Убить беса : путь от Средневековья к Новому времени, Юрганов, А. Л., 2006
  • Финансы империи : деньги и власть в политике России на национальных окраинах, 1801-1917, Правилова, Е. А., 2006
  • Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница, Пушкарева, Н. Л., 2011
  • Этногенез и культура древнейших славян : лингвистические исследования, Трубачев, О. Н., 2003