• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Академическое письмо

Статус: Курс по выбору
Направление: 41.06.01. Политические науки и регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Малинова Ольга Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. Является курсом по выбору. В процессе занятий в курсе каждый аспирант готовит одну статью по теме диссертации. Домашние практические задания в рамках курса направлены на стимулирование поэтапной работы над статьей, развитие у аспирантов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) проектной и 3) информационной и аналитической. Курс предполагает изучение методологии работы над академическими текстами и призван помочь в подготовке научной статьи для публикации в журнале из списка, установленного профильным диссертационным советом. Курс преподается в формате лекций, домашних практических заданий, выполняемых в модуле dpo.hse.ru и семинаров. Аспиранты работают с литературой, выполняют индивидуальные задания, связанные с подготовкой статей по материалам своих диссертационных исследований, а также работают в малых группах, выступая в качестве редакторов и рецензентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – развить имеющиеся навыки академического письма, стимулировать работу над статьями и обучить основным приемам выбора жанра и разработки замысла статьи, выбора релевантного журнала, планирования структуры статьи, написания и редактирования научного текста, коммуникации с редакцией и рецензентами в процессе подготовки публикации.
  • Курс имеет практический характер и ставит задачей помощь в подготовке к публикации статьи по теме диссертационного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает специфические особенности научного текста; может аргументированно классифицировать текст как отвечающий или не отвечающий этому жанру
  • Знает отличительные признаки научной статьи; аргументированно различает статью от эссе, реферата, квалификационной работы.
  • Владеет критериями отбора журнала, релевантного для публикации статьи по теме диссертационного исследования
  • Знает критерии качества научного текста и умеет их применять для анализа
  • Умеет работать с информационными ресурсами в процессе подготовки публикации
  • Знает основные принципы формулировки заглавия статьи; умеет их применять
  • Знает основные принципы определения ключевых слов; умеет их применять.
  • Знает основные принципы составления аннотации; может составить аннотацию к тексту готовой статьи
  • Может подготовить аннотацию к собственной статье
  • Владеет основным алгоритмом построения научного текста: тезис - аргумент - вывод
  • Владеет навыками правильного цитирования и оформления ссылок на цитируемую литературу
  • Умеет строить композицию статьи / раздела статьи, содержащего обзор литературы
  • Знает основные критерии оценки качества научного текста
  • Может аргументированно обсуждать достоинства и недостатки научных статей, подготовленных коллегами
  • Может подготовить peer-review.
  • Может аргументированно ответить на критические замечания редактора / ревьюера
  • Может написать сопроводительное письмо в редакцию журнала, адекватно представив замысел своей статьи, ее вклад в конкретную научную дискуссию и релевантность для журнала.
  • Может выделить в текст стилистические ошибки
  • Знает основные типы стилистических ошибок; владеет приемами их исправления
  • Может редактировать текст, подготовленный коллегами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Написание текстов по результатам исследования: особенности подготовки статей для научных изданий
    Исследовательская деятельность и публикация ее результатов. Особенности академического научного текста. Для чего / для кого текст? Автор как ансамбль ролей: читатель – исследователь – писатель – критик – редактор. Статья как продукт исследовательского проекта. Чем научная статья отличается от курсовой работы или ВКР? Типы научных статей: статьи и обзоры. Проблема новизны. Особенности подготовки статей по результатам количественных и качественных исследований. Особенности подготовки статей в формате обзора литературы по проблеме. Выбор журнала. Использование информационно-аналитических ресурсов при выборе журнала.
  • Планирование и написание научного текста
    Организация научного текста: общие принципы. Планирование текста. Требования к заглавию. Требования к аннотации. Некоторые секреты успеха. Что делает текст убедительным («научным»)? Как писать про «теорию»? Что необходимо написать про методологию? Основной алгоритм построения научного текста: тезис – аргумент – вывод. Как добиться логической стройности текста? Какими методологическими свойствами должны обладать социально-научные аргументы? Цитирование в научном тексте. Плагиат. Чтение и академическое письмо. Обзор литературы и элементы реферирования в научном тексте. Оформление научного текста. Библиографические ГОСТы: как правильно ими пользоваться?
  • Рецензирование научного текста. Профессиональная коммуникация в процессе подготовки статьи
    Критика как инструмент развития научного знания. Установка на «индустриальное производство знаний» как коллективный процесс. Конвенциональные правила научной коммуникации. Принцип peer-review. Основные критерии оценки качества научной статьи. Коммуникация в процессе подготовки статьи к публикации. Сопроводительное письмо редактору журнала. Ответ на peer-review.
  • Редактирование и стилистические ошибки
    Основные принципы редактирования научных текстов. Саморедактирование. Стилистические ошибки: смешение речевых стилей; лексические ошибки; синтаксические ошибки, связанные с нарушением связей между словами; стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий План-проспект статьи по материалам диссертационного исследования
  • неблокирующий Текст статьи по материалам диссертационного исследования, подготовленной для конкретного журнала
  • неблокирующий Подготовка peer-review (рецензии) на статью коллеги
  • неблокирующий Подготовка письма в редакцию
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * План-проспект статьи по материалам диссертационного исследования + 0.2 * Подготовка peer-review (рецензии) на статью коллеги + 0.2 * Подготовка письма в редакцию + 0.4 * Текст статьи по материалам диссертационного исследования, подготовленной для конкретного журнала
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Christine B. Feak, & Book Reviews. (n.d.). Taking a Critical Stance: Evaluation in Academic Writing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44AF2F2C
  • Sawaki, T. (2016). Analysing Structure in Academic Writing. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1243326
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
  • Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840
  • Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
  • Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793
  • MacDonald, S. (2010). Professional Academic Writing in the Humanities and Social Sciences (Vol. Paperback ed). Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=367965
  • Короткина И. Б. - МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-06854-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modeli-obucheniya-akademicheskomu-pismu-zarubezhnyy-opyt-i-otechestvennaya-praktika-441840
  • Короткина И. Б. - МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-06013-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modeli-obucheniya-akademicheskomu-pismu-441821