Аспирантура
2020/2021
Теории и методы современного исторического познания
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.06.01. Исторические науки и археология
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Румянцева Марина Федоровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
- Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины
- Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
- Исторический синтез и проблема нарративаСоотношение исследования и презентации полученного знания. Нарратив как форма интерпретации исторического знания. История и тропология. Концепции П. Рикёра, П. Вена, Х. Уайта, Ф.Р. Анкерсмита. Нарратив как форма интерпретации исторического знания.
- Феноменологические концепции в современном историческом познанииФеноменологическая социология А. Шюца: структуры жизненного мира. Концеция «исторического опыта» Ф. Анкерсмита.
- Интеллектуальная история как предметное поле исторического знания. История идей.История идей: концепция А. Лавджоя. Интеллектуальная история как предметное поле актуального исторического знания.
- История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школаИстория идей и история понятий. История понятий как метод социальной истории. «Словарь» Козеллека. История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
- Прагматический поворот в историческом познании.Прагматический поворот в контексте трансформаций структурной / социальной истории. Социология Л. Болтянски и Л. Тевено. Социологическая концепция П. Бурдье. Переход от структурной истории к изучению повседневных практик.
- Теория повседневностиИстория повседневности как история социального. Теория повседневности в немецкой историографии. Концепция М. де. Серто.
- Культурный поворот. Культурная история социальногоНовая культурная история, новая социальная история: основные подходы.
- Новая политическая историяПодходы и проблематика нвой политической истории. Место новой политической истории в системе современного исторического познания.
- Пространственный поворот. Новая локальная история.Локализация истории во времени и пространстве. Пространство истории и средства его репрезентации. Пространство истории в линейных и цивилизационных моделях истории. Локальная история и краеведение: соотношение понятий. Новая локальная история: проблема конструирования пространства. Социология пространства. Исторические и социологические подходы к конструированию истории. Историческая география в структуре исторического знания: трансформация предмета и цели субдисциплины исторической науки.
- Проблематика памяти в историческом познании.Формирование идентичности как инвариантная функция исторического знания. Концепции истории как памяти: Ю.М. Лотман, П. Нора, П. Хаттон. Память и забвение в концепции П. Рикёра. Кризис доверия к историческому нарративу как знак постмодерна. Кризис исторической памяти как кризис идентичности. Поиски путей преодоления кризиса. Историческая наука и социально ориентированное историописание в исторической ретроспективе. Соотношение исторической науки и социально ориентированной истории в начале XXI в. Искусственная коммеморация – конструирование «мест памяти».
- Профессионализм и социальная ответственность историкаСоотношение этики и эпистемологии в работе историка. Этические основания исторического исследования. Социальная ответственность историкаю
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- ЭкзаменКритерии соответствуют критериям Программы кандидатского экзамена по специальности.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)0.6 * Активность на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Метаистория : историческое воображение в Европе ХIХ века, Уайт, Х., 2002
- Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
- Средневековый мир воображаемого, Ле Гофф, Ж., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- История и тропология: взлет и падение метафоры, Анкерсмит, Ф. Р., 2003