• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Теории и методы современного исторического познания

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
  • Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.
    Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
  • Исторический синтез и проблема нарратива
    Соотношение исследования и презентации полученного знания. Нарратив как форма интерпретации исторического знания. История и тропология. Концепции П. Рикёра, П. Вена, Х. Уайта, Ф.Р. Анкерсмита. Нарратив как форма интерпретации исторического знания.
  • Феноменологические концепции в современном историческом познании
    Феноменологическая социология А. Шюца: структуры жизненного мира. Концеция «исторического опыта» Ф. Анкерсмита.
  • Интеллектуальная история как предметное поле исторического знания. История идей.
    История идей: концепция А. Лавджоя. Интеллектуальная история как предметное поле актуального исторического знания.
  • История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
    История идей и история понятий. История понятий как метод социальной истории. «Словарь» Козеллека. История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
  • Прагматический поворот в историческом познании.
    Прагматический поворот в контексте трансформаций структурной / социальной истории. Социология Л. Болтянски и Л. Тевено. Социологическая концепция П. Бурдье. Переход от структурной истории к изучению повседневных практик.
  • Теория повседневности
    История повседневности как история социального. Теория повседневности в немецкой историографии. Концепция М. де. Серто.
  • Культурный поворот. Культурная история социального
    Новая культурная история, новая социальная история: основные подходы.
  • Новая политическая история
    Подходы и проблематика нвой политической истории. Место новой политической истории в системе современного исторического познания.
  • Пространственный поворот. Новая локальная история.
    Локализация истории во времени и пространстве. Пространство истории и средства его репрезентации. Пространство истории в линейных и цивилизационных моделях истории. Локальная история и краеведение: соотношение понятий. Новая локальная история: проблема конструирования пространства. Социология пространства. Исторические и социологические подходы к конструированию истории. Историческая география в структуре исторического знания: трансформация предмета и цели субдисциплины исторической науки.
  • Проблематика памяти в историческом познании.
    Формирование идентичности как инвариантная функция исторического знания. Концепции истории как памяти: Ю.М. Лотман, П. Нора, П. Хаттон. Память и забвение в концепции П. Рикёра. Кризис доверия к историческому нарративу как знак постмодерна. Кризис исторической памяти как кризис идентичности. Поиски путей преодоления кризиса. Историческая наука и социально ориентированное историописание в исторической ретроспективе. Соотношение исторической науки и социально ориентированной истории в начале XXI в. Искусственная коммеморация – конструирование «мест памяти».
  • Профессионализм и социальная ответственность историка
    Соотношение этики и эпистемологии в работе историка. Этические основания исторического исследования. Социальная ответственность историкаю
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • блокирующий Экзамен
    Критерии соответствуют критериям Программы кандидатского экзамена по специальности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.6 * Активность на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Метаистория : историческое воображение в Европе ХIХ века, Уайт, Х., 2002
  • Социология социального пространства : пер. с фр., Бурдье, П., 2014
  • Средневековый мир воображаемого, Ле Гофф, Ж., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и тропология: взлет и падение метафоры, Анкерсмит, Ф. Р., 2003