• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Перспективные направления в сравнительной политике

Статус: Курс по выбору
Направление: 41.06.01. Политические науки и регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гилев Алексей Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Курс призван дать аспирантам углубленные знания в области сравнительной политологии, а также знания, которые помогут аспирантам лучше подготовиться к аспирантскому экзамену по специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Сравнительная политика» является ознакомление аспирантов с современными теориями и концепциями сравнительных политологических исследований, а также методологическими подходами и основными темами, к которым привлечено внимание ведущих учёных данной дисциплины.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способен эффективно применять существующие методы, характерные для исследований в области политической науки
  • Способен подготовить критический обзор литературы и объяснить используемые им теоретические модели применительно к конкретным кейсам
  • демонстрирует умение оформить общую структуру учебной дисциплины на основе результатов современных политических исследований
  • умеет составить репрезентативное выступление по своей научно-исследовательской работе для его позиционирования во внешнюю среду
  • Способен применять адекватные методы для получение нового знания для интерпретации и оценки значимых политических, социальных и экономических проблем, ситуаций и процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в сравнительную политологию
    Предмет и история сравнительной политологии. Содержание курса.
  • Сравнительный метод
    Дискуссия о сравнительном методе (дизайне), концепты и теории разного уровня в сравнитель-ной политологии. Экспериментальный, статистический, сравнительный дизайны, типы кейс-стади. Кон-цептные натяжки и как их избегают. Что такое теории среднего уровня?
  • Политические режимы
    Понятие политического режима. Типологии политических режимов. Демократия и авторитаризм. Источники устойчивости демократии и авторитаризма. Минималистское и широкое определения демократии. Демократизация, концепция транзита, её критика и развитие. Структурно-ориетированные и акторно-ориентированные теории демократизации. Значение социально-экономического неравенства. Понятие раскола элит.
  • Авторитаризм
    Типологии авторитаризмов. Закрытый («классический») авторитаризм и электоральный авторитаризм («гибридный режим»). Подтипы соревновательного и гегемонистского авторитаризма. Теория селектората Буэно де Мескиты и его коллег. Концепции соревновательной автократии и устойчивых автократов как равновесия. Переходы к авторитаризму.
  • Политическая культура и участие
    Политическая культура как концепт системного подхода. Классические типы - приходской, под-данический и соучаствующий. Гражданская культура. Ценности модерна и постматериалистические ценности. Социальный капитал и доверие. Исторические корни социального капитала.
  • Заинтересованные группы
    Заинтересованные группы и общее благо, наследие Руссо. Концепции заинтересованных группы. Модели плюрализма и (нео)корпоратизма. Профсоюзы и бизнес-корпорации в политиче-ском процессе. Государство всеобщего благосостояния. Автономия государства. Технократия как власть экспертов.
  • Политические партии
    Функции партии. Исторические модели партийной организации: кадровые, массовые, всеохват-ные, картельные партии. Понятие институционализации по Хантингтону и значение партийных организаций для политического порядка. Функциональное значение партий в партийных автократиях.
  • Партийные системы
    Возникновение партийных систем из общественных размежеваний. Трансформация партийных систем. Значение избирательных систем - законы Дюверже. Доминантные партии, тактики и основания их доминирования.
  • Избирательные системы
    Системы большинства и пропорциональные системы. Выбор избирательных систем. Электоральная формула. Меню манипуляций, джерримендеринг, электоральная инженерия.
  • Электоральное поведение
    Социологическое и социо-психологическое объяснение голосования. Экономическое голосование: ретроспективное и перспективное, эгоцентрическое и социотропное. Перераспределение и неолиберализм. Электоральный клиентелизм. Популизм как недоверие политическому классу.
  • Институциональный дизайн
    Президенциализм и парламентаризм. Дискуссия об их преимуществах и недостатках. Измерение институционального дизайна. Федерализм - его преимущества и пределы. Федерализм как компромиссный институт, перспектива Райкера.
  • Парламенты
  • Невыборные власти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обзорное эссе
    Презентация эссе на занятии
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Анализ работ по сравнительной политологии
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, два вопроса в билете
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты аспиранта по текущему контролю следующим образом: 40% (оценка посещения занятий и активности) + 40% (оцен-ка итогового эссе) + 20% (оценка обзорного эссе) = 100%. Результирующая оценка по дисциплине выставляется по формуле: Орезультир = 0,4*Оэкзамен + 0,6*Онакопл.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kriesi, H. (2012). Political Conflict in Western Europe. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473261
  • Lijphart, A. (1971). Comparative Politics and the Comparative Method. American Political Science Review, (03), 682. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v65y1971i03p682.693.13
  • Sartori, G. (1970). Concept Misformation in Comparative Politics. American Political Science Review, (04), 1033. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v64y1970i04p1033.1053.13
  • Svolik, M. W. (2012). The Politics of Authoritarian Rule. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473250
  • The Oxford handbook of comparative politics / ed. by Carles Boix . (2007). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.253058961

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Geddes, B. (1999). What Do We Know about Democratization After Twenty Years? Annual Review of Political Science, 2(1), 115. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.2.1.115
  • Margit Tavits. (2007). Clarity of Responsibility and Corruption. American Journal of Political Science, (1), 218. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2007.00246.x
  • Tsebelis, G. (1999). Veto Players and Law Production in Parliamentary Democracies: An Empirical Analysis. American Political Science Review, (03), 591. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v93y1999i03p591.608.21