• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Философия и методология науки

Статус: Курс обязательный
Направление: 01.06.01. Математика и механика
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лаврухин Андрей Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит аспирантов с проблематикой философии и методологии науки в историческом и систематическом измерениях. Достижение этой цели осуществляется в ходе анализа возникновения и развития научной рациональности, изучения генезиса научных программ и формирования научного метода, определения специфики возникновения и развития науки как специфического социо-культурного феномена, выявления философских проблем научного знания и установления особенностей его развития в современном обществе. Предполагается, что в результате прохождения курса аспиранты приобретут навыки самостоятельного мета-научного анализа основных методологических и философских проблем наук, релевантных собственному диссертационному исследованию, получат представление о специфике меж- и трансдисциплинарных исследований, используемых на современном этапе развития науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить аспирантов с фундаментальными и современными составляющими истории и философии науки: историей возникновения и развития научных программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации научного познания и др.
  • Развить ключевые знания, навыки и компетенции для успешного проведения меж- и трансдисциплинарной образовательной и исследовательской деятельности по своей научной специальности
  • Приобрести базовые знания и исследовательские навыки самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критически анализирует современное состояние науки
  • Проявляет навыки выработки новых подходов и гипотез в отношении известных событий и результатам исследований
  • Имеет закрепленные навыки по оформлению исследовательских вопросов в рамках выбранной теоретической области
  • Понимает исторические этапы становления научного знания
  • Использует полученные знания для реализации комплексных исследований, в том числе междисциплинарных
  • Владеет навыками самостоятельного философского анализа научных проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Феномен науки: становление научных программ. Проблематика философии и методологии науки
    Древнегреческая философия и протонаука как предшественница современной науки. Понятие рациональности и специфика научной рациональности. Научные программы Античности и Нового времени. Понятие метода и методологии. Генезис научного метода: Аристотель, Декарт, Бэкон, Галилей, Ньютон, Кант, Гегель. Спор картезианцев и ньютонианцев. Понятие и предмет «философии науки» (Хьюэл), ее структура и функции. Понятие методологии. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер). Проблема методологического единства науки в условиях специализации и дифференциации наук. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
  • Тема 2. Программа логического позитивизма и её критическое переосмысление
    Логический позитивизм: общая характеристика. Эмпирический язык, атомарные и протокольные предложения. Онтологизация структуры языка пропозициональной логики. Эмпирический базис логического позитивизма. Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Логический анализ языка и концептуальные каркасы. Проблемы и противоречия программы логического позитивизма. Критическое переосмысление программы логического позитивизма в концепции науки К. Поппера, И. Лакатоса и П. Галисона. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных гипотез и теорий. Соотношение методов верификации и фальсификации: критика неопозитивизма. Выживание теорий и формула роста научного знания. Аргументы ad hoc. Понятие «третьего мира». Критика индуктивизма. Содержание и правдоподобие теорий.
  • Тема 3. Структура науки и организация научной деятельности
    Смысл и значение различения теоретического и эмпирического уровней научного познания. Понятие эмпирического метода и научного объяснения. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение и требование объективности. Эксперимент и его разновидности. Основные функции эксперимента. Мысленные эксперименты и их значение для научного исследования. Научное объяснение и его виды. Понятие научного факта, его структура. Соотношение теории и научного факта. Теоретическая «нагруженность» данных и релятивизм. Проблема соизмеримости научных теорий. Выбор научной теории. Недоопределенность научных теорий. Различие между наблюдаемым и ненаблюдаемым в научном исследовании. Статус теоретических терминов и их объектов. Инструментализм в отношении научных теорий и его недостатки. Понятие научной картины мира. Понятие каузальной замкнутости физического и каузальной (ир)релевантности социально-гуманитарного мира, каузальный плюрализм. Основные структурные элементы подготовки и реализации научного исследования. Инструменты трансформации интуитивного исследовательского интереса в план научного исследования. Выдвижение, аргументация, формулировка и доказательство гипотезы (программа исследования). Понятие, приёмы и методы научной аргументации. Проблема исследования: значимость, актуальность, связь с гипотезой и инновацией. Содержательная и композиционная взаимосвязь между предметом, объектом, проблемой, гипотезой, целью, задачами и названием исследования. Структура аргументации и специфика научного стиля. Структурные элементы и композиционные решения научного (диссертационного) исследования.
  • Тема 4. Философско-методологические дилеммы
    Реализм vs анти-реализм. Проблемный смысл и значимость спора «реалистов» и «анти-реалистов». Наивный, онтологический, эпистемологический, семантический и научный реализм (Р. Бойд). Предпосылки и основания научного реализма. 5 тезисов научного реализма по А. Бэрду. Nо miracle argument. Стратегия абдуктивных рассуждений и программа вывода к наилучшему объяснению» (Inference to the best explanation) (IBE). Тезисы и аргументы «антиреалистов»: инструментализм Э. Маха, дескриптивизм П. Дюгема, конвенционализм А. Пуанкаре, операционализм П. Бриджмена, концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа, конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Пессимистическая мета-индукция («pessimistic meta-induction»). Понятие правдоподобия (приблизительной истинности) теорий. Опровержение Лаудана связи между истиной, референцией и успехом научной теории. Тезис о недоопределённости теории опытом. Аргумент Куайна об эмпирически эквивалентных, но постулирующих разную онтологию теориях. Экспериментальный (манипулятивный) реализм Я. Хакинга. Аксиология науки Л. Ниинилуото. Структурный реализм А. Пуанкаре и Дж. Уоррела. Концепции истины и критерии истинности. История понятия истины. Философия науки и эпистемология. Связь обоснованности и истинности. Эпистемологический фундаментализм, когерентизм и прагматизм. Экстернализм и интернализм в эпистемологии. Натуралистская установка и ее разновидности. Корреспондентная концепция истинности: способы и критерии установления соответствия истинной мысли и действительности. Конвенциональная теория истины и её критерии. Когерентная концепция истины и критерии её установления. Прагматическая концепции истины и критерии её определения. Семантическая концепция истины и научный метод. Дефляционная и дисквотационная концепция истины: проблематизация критериев истинности в современном научном дискурсе.
  • Тема 5. Модели динамики науки
    Понятие модели динамики науки. Кумулятивистская модель (позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), развитие через научные революции (постпозитивизм). Парадигмальная модель динамики научного знания Т. Куна. Понятие научного сообщества. Понятие научной парадигмы, научной темы. Концепция смены парадигм. Модель смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм П. К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «всё дозволено». Тематический анализ науки Дж. Холтона. Темы как инвариантные структуры в развитии научного знания.
  • Тема 6. Социокультурное измерение науки
    Наука как институт производства истинного и достоверного знания. Научные сообщества и научный поиск: специфика взаимосвязи и взаимовлияния. Научный этос, базовые ценности и нормы науки (Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Сторер). Структура научного коллектива (Л. Флек). Социология научного знания и социальная структура науки. Парадигма и научное сообщество. Эпистемологический анархизм и пролиферация теорий. Конструктивистская концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Сильная программа социологии знания Д. Блура. Б. Латур о научном сообществе и научных практиках.
  • Тема 7. Проблемы, вызовы и новации в современной науке
    Тезис Д. Хоргана о «конце науки» и проблематизация научной рациональности в современной философии и социологии науки («этнографии науки» Латура и Вулгара, релятивизм Коллинза и Фуллера). Проблематизация требования ценностной нейтральности в науке: ответственность учёного перед обществом и истиной. Техника и современные вызовы техногенной цивилизации. Естественные и социо-гуманитарные науки: от оппозиции к взаимодействию и сотрудничеству. Естественно-научная и гуманитарная экспертиза технологических рисков. Интегративные тенденции в современной науке. Полидисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность. Принцип методологического плюрализма в действии: случай Integral Research Center. Трансформация классического понимания фундаментальной и прикладной науки. Роль и значение науки в постиндустриальном обществе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменное задание
    Задание выполняется письменно и высылается преподавателю к заранее указанному сроку. Объем - 2,5-3000 слов.
  • неблокирующий Презентация
    Расчётное время на 1 презентацию – 20 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.5 * Письменное задание + 0.4 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зеленков, А. И., Анохина, В. В., Ждановский, А. П., Кандричин, Н. А., Карако, П. С., Кисель, Н. К., … Новиков, В. Т. (2006). Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3B3DAEA1
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура). (обложка) ISBN 978-5-16-009251-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429039

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лешкевич, Т. (2009). Философия Науки: Учебное Пособие. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1058410B