Бакалавриат
2020/2021
Управление цифровой трансформацией
Статус:
Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Базовая кафедра информационных технологий в сфере культуры
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Богданов Алексей Валентинович,
Определенов Владимир Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Целью дисциплины является обеспечение студентов научно-теоретической и методологической базой в области применения ИТ в сфере культуры для дальнейшего использования полученных знаний и навыков в работе и создания устойчивой тенденции включения учреждений культуры и профильных организаций в решение широкого спектра социальных и экономических проблем. По результатам освоения дисциплины студенты смогут анализировать ИТ-инфраструктуру в крупных учреждениях культуры, решать практические кейсы в медиа-информационном пространстве, анализировать стандарты и форматы в области оцифровки, анализировать подходы в применении дополненной, виртуальной, смешанной реальности в сфере культуры, анализировать конкретные бизнес-процессы в сфере культуры.
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является обеспечение студентов научно-теоретической и методологической базой для понимания процессов и методики цифровой трансформации процессов, организаций и целых отраслей экономки на примере практических кейсов в сфере культуры. Долгосрочная цель дисциплины – подготовка специалистов для создания устойчивой тенденции включения учреждений культуры и профильных организаций в решение широкого спектра социальных и экономических проблем, на основе современных методологий управления и цифровых инструментов.
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует способность к анализу процессов и состояния организации на предмет готовности к цифровому развитию
- Демонстрирует способность к выбору ИТ-решений для конкретных бизнес-задач
- Демонстрирует способность к управлению и принятию решений по созданию и использованию цифровых инструментов для основной деятельности организации
- Демонстрирует способность к созданию инновационных решений и продуктов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Цифровая трансформация: определения, методики, кейсы. Комплексный подход к информационным технологиям в сфере культуры.Общие понятия о цифровой трансформации бизнеса. Роль ИТ в сфере культуры. Бизнес-цели и приоритетные цели использования ИТ в сфере культуры. Примеры использования ИТ в сфере культуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
- Тема 3. Особенности управления ИТ и медиа-проектами в музейно-выставочной и библиотечной деятельности.Термины и определения по теме. Медиа-информационная грамотность. Критерии медиа-информационной грамотности. Медиа-информационное пространство: новые теории и смыслы. Медиа-информационная грамотность: стратегии и технологии. Медиа-информационная грамотность в условиях трансформации медиа среды.
- Тема 2. Особенности построения ИТ-инфраструктуры в крупных учреждениях культуры.Понятие «ИТ-инфраструктуры». Составляющие «ИТ-инфраструктуры». Типы ИТ-инфраструктуры в учреждениях культуры. Особенности использования ИТ в крупных учреждениях культуры. Особенности проектирования ИТ-инфраструктуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
- Тема 15. Потенциал применения перспективных сквозных технологий.Термины и определения по теме. Обзор мировых практик деятельности в данной области. Стандарты, регламентирующие работу в данной области.
- Тема 4. Технологии и бизнес-процессы оцифровки материального и нематериального культурного наследия.Типы оцифровки предметов учреждения культуры. Категории предметов для оцифровки в учреждении культуры. Стандарты и форматы в области оцифровки. Типы оборудования, используемого при оцифровке предметов в учреждениях культуры. Системы хранения данных: медиа-архивы.
- Тема 14. Комплексные системы безопасности в учреждениях культуры.Термины и определения по теме. Безопасность и охрана музеев. Нормативно-правовое регулирование безопасности музейных коллекций. Факторы угроз и способы их разрешений. Роль человеческого фактора в системе безопасности музея. Музеи и право интеллектуальной собственности. Обеспечение безопасности предметов Музейного фонда РФ. Системы физической и технической защиты музея. Подсистемы охранно-тревожной сигнализации. Пожарная система. Подсистема управления контроля доступа. Подсистема видеонаблюдения и подсистема охранного освещения. Информационная безопасность. Организация контрольно-пропускного режима. Организационно-экономический механизм.
- Тема 5. Автоматизация бизнес-процессов в научной и учетно-фондовой работе учреждения культуры.Термины и определения по теме. Задачи автоматизации в области учетно-фондовой и научной работе с музейными предметами и коллекциями. Классификация систем автоматизации. Функционал систем автоматизации. Состав модулей систем автоматизации. Уровни доступа систем автоматизации. Примеры использования систем автоматизации в музейной деятельности.
- Тема 7. Модели использования технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальности в учреждении культуры.Понятия «дополненная реальность», «виртуальная реальность», «смешанная реальность»: определения, различия и сходства. Технологии создания продуктов с элементами дополненной, виртуальной, смешанной реальности. Различные подходы в применении дополненной, виртуальной, смешанной реальности в сфере культуры. Примеры культурных учреждений, использующих в работе дополненную, виртуальную и смешанную реальность. Перспективы использования дополненной, виртуальной и смешанной реальности в сфере культуры.
- Тема 6. Цифровые двойники.BIM и использование технологий 3D-моделирования в научной и просветительской работе учреждения культуры. Термины и определения по теме. Обзор технологий и программных продуктов для работы с 3D. Анализ применения 3D технологий в сфере культуры. Разбор практических кейсов.
- Тема 8. Что такое «виртуальный музей»? Определение «виртуального музея».Примеры «виртуальных музеев». Этапы создания «виртуального музея». Технологии создания «виртуального музея». Особенности панорамной съемки «виртуальных музеев». Перспективы развития «виртуальных музеев». «Виртуальные музеи»: от панорам к виртуальной реальности.
- Тема 9. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с предоставлением услуг и продуктов в сфере культуры.Структура продуктов, предоставляемых учреждениями культуры. Виды услуг, предоставляемых учреждениями культуры. Категории посетителей учреждений культуры. Билетные системы. Технические средства билетных систем. Программные средства билетных систем. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
- Тема 10. Особенности электронной коммерции в сфере культуры.Категории услуг и товаров, предоставляемых через Интернет в учреждениях культуры. Особенности работы интернет-магазина учреждения культуры. Особенности билетной онлайн-продажи учреждения культуры. Особенности продажи изображений учреждения культуры. Опыт внедрения электронной коммерции в учреждении культуры. Рассмотрение и анализ конкретных проектов.
- Тема 11. Цифровой маркетинг.Политика медиа-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея. Термины и определения по теме. Классификация информационных ресурсов крупного музея. Нормативная база. Подготовка проекта. Подготовка к разработке и наполнению сайта. Поддержка и продвижение сайта. Развитие цифровых сервисов на базе основного сайта. СММ-продвижение крупного музея.
- Тема 12. Актуализация культурного наследия средствами ИТ.Понятие «актуализация культурного наследия». Средства и методы актуализации культурного наследия. ИТ как инструмент межкультурной коммуникации. Разбор практических кейсов.
- Раздел 13. Особенности выбора и использования интерактивного и аудиовизуального оборудования для экспозиционно-выставочной работы учреждений.Термины и определения по теме. Формирование единой системы хранения и управления информационными и мультимедийными ресурсами музея. Принятие решения о минимально необходимом наборе оборудования, предварительное тестирование и оценка, источники финансирования. Этапы проектирования экспозиций с элементами интерактивных и мультимедийных систем. Критерии выбора технических и контентных решений. Принятие решений о необходимости использования мультимедийных и аудиовизуальных средств на конкретной выставке или экспозиции. Контроль за поставкой и производством монтажных и пуско-наладочных работ. Оценка эффективности и оправданности использования. Дальнейшее использование оборудования и контента, фиксация и оценка результатов деятельности по данному направлению.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- ЭкзаменЭкзамен представляет из себя защиту итогового проекта. Команда презентует проект совместно, должен выступить обязательно каждый участник. Формула итоговой оценки: 0,4 (активность на семинарских занятиях) + 0,4 (оценка проекта команды преподавателем и экспертами) + 0,2 (оценка проекта команды другими учащимися). Оценка результатов защиты проекта производится путем заполнения онлайн-формы каждым участником и преподавателем, и, возможно, приглашенными экспертами, сразу после презентации, за исключением выступающих. Формы имеют четкие критерии оценки, которые будут озвучены в постановке задачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Мардеян Н.А., Гассиева З.П., и др. - Цифровая трансформация российского бизнеса - Русайнс - 2019 - 455с. - ISBN: 978-5-4365-3798-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933886
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сологубова Г. С. - СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 147с. - ISBN: 978-5-534-11335-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sostavlyayuschie-cifrovoy-transformacii-445006