• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Управление медиаактивами

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Бергер Михаил Львович
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс «Управление медиаактивами» - специальная дисциплина, подготовленная для Факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Курс знакомит студентов с элементами этих теорий, а также дает представление о специфике активов медиакомпаний в сравнении активами компаний других отраслей. Одним из принципов построения курса является изучение данного круга явлений в динамике. В частности, рассматриваются особенности возникновения и тенденции развития этого типа активов в России в 2000-е – 2010-е годы. Кроме того, курс рассматривает влияние цифровых носителей, цифрового контента и цифровых способов его доставки на возникновение или деградацию тех или иных бизнес-моделей в медиапроизводстве. Предметом курса являются также принципиально новые бизнес-модели в медиа, возникшие в индустрии в последние 5-7 лет. Такой подход позволяет дать более глубокое обоснование ключевым принципам управления медиаактивами холдинга, распространенным в современной российской практике, а также сформировать у студентов представления о стандартных и специфических рисках медиабизнеса. Еще один принцип построения курса – сочетание теоретических знаний и рассмотрения конкретных примеров и кейсов из современной практики российских медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов понимать принципы функционирования медиасистемы, которая, в свою очередь, рассматривается как специфический экономический организм, встроенный в экономическую и общественно-политическую структуру России
  • Научить студентов определять рыночную и нерыночную природу возникновения и функционирования медиаактивов
  • Дать представление о способах управления стоимостью медиакомпании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет классифицировать компании по типу собственности, способу интеграции
  • Умеет различать рыночную и нерыночную природу компании
  • Различает юридическое лицо и единицу бизнес-проекта
  • Понимает источники финансов в медиакомпании
  • Оценивает качество финансовых потоков
  • Знает роль и особенности нематериальных активов в медиабизнесе
  • Определяет и оценивает бизнес-модели компании
  • Понимает источник происхождения дохода компании
  • Различает рыночные и нерыночные модели в медиабизнесе
  • Имеет представление об эволюции производства контента в медиа
  • Знает источники происхождения контента в СМИ
  • Понимает основные способы и принципы монетизации контента
  • Ориентируется в современных способах интеграции коммерческого контента
  • Понимает «вес» нематериальных активов в медиабизнесе
  • Умеет определять спефические нематериальные активы в медиакомпаниях
  • Знает специфику монетизации и амортизации нематериальных активов в медиаиндустрии
  • Анализирует и оценивает риски ведения бизнеса
  • Знает базовые способы управления рисками
  • Понимает природу денежных потоков компании
  • Идентифицирует и оценивает денежные поступления, в том числе и от немедийной активности медиакомпании
  • Понимает особенности мотивации и принципы стимулирования сотрудников креативных струткур
  • Ориентируется на рынке труда медиаиндустрии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие медиакомпании. Типология медиакомпаний. Понятие «медаиактивы». Рыночные и нерыночные причины основы существования медиапроектов.
    Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли. Понятие организации (фирмы, компании). Понятие медиаорганизации (медиафирмы, медиакомпании). Корпоративный контур компании и юридический контур. Типология медиа-организаций. Типы организаций по юридическому статусу, форме собственности, типу производимой продукции и услуг и др. Коммерческие и некоммерческие медиаорганизации. Рыночные и нерыночные медиаорганизации. Медиаорганизации в форме акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, некоммерческого партнерства и др. Специфика их деятельности в российской практике. Специфические ограничения для каждого типа медиаорганизации. Критерии успеха и задачи менеджмента в деятельности медиаорганизаций в зависимости от их типа.
  • Тема 2. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиаменеджменте. Типология медиаактивов. Материальные и нематериальные активы медиаорганизаций.
    Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиаменеджменте. Понятие финансового менеджмента компании. Инструменты финансового менеджмента, их типология. Понятия «активы» и «пассивы» компании. Их типология. Материальные и нематериальные активы. Гудвилл. Специфика финансового менеджмента медийных организаций. Инструменты финансового медиаменеджмента. Понятие «медиаактивы» и «медиапассивы». Их типология. Материальные и нематериальные медиаактивы. Медиаактивы как объект управления. Управление компанией и управление активами: что общего и в чем разница между этими двумя функциями. Природа происхождения активов компании.
  • Тема 3. Введение в понятие «Бизнес-модель». Базовые бизнес-модели в медиаидустрии
    Введение в понятие «бизнес-модель». Рыночные и нерыночные бизнес-модели в медиаиндустрии. Типология бизнес-моделей и способов монетизации в медиабизнесе. Принципы и методы построения бизнес-моделей. Базовые и специфические бизнес-модели медиаотрасли.
  • Тема 4. Рынок контента в медиаиндустрии. Трансформация подходов к контенту в медиа. Ценообразование и дистрибуция на рынке мадиаконтента. Источники контента в медиакомпаниях. Коммерческое управление контентом. Способы и модели монетизации контента на различных платформах.
    Источники контента в медиакомпании. Контент как главный рыночный инструмент в медиабизнесе. Основные способы производства, агрегации и дистрибуции контента. Субъекты рынка медиаконтента, особенности ценообразования в производстве и дистрибуции. Производство, агрегация и дистрибуция контента. В чем специфика каждого из этих направлений. Как устроены бизнес-модели компаний, специализирующих в одном или в одновременно в нескольких указанных направлениях. В каких случаях возникает потребность в аутсорсинге и как она удовлетворяется. Какие возможности дает медаикомпании так называемый «пользовательский контент» или user generated content (UGC). Преимущества и недостатки UGC.
  • Тема 5. Нематериальные активы медиаорганизаций, их роль и значение в создании стоимости. Особенности управления нематериальными активами медиаорганизаций
    Нематериальные активы медиа-организаций. Типология нематериальных активов медиаорганизаций. Стандартные и специфические нематериальные активы медиаорганизаций. Проблема авторских и смежных прав в медиа-бизнесе. Управление правами как активом. Российское законодательство по вопросам авторских и смежных прав и его влияние на управление правами в медиаорганизации. Логотип и бренд как важнейшие нематериальные активы медиаорганизации. Звезды и топ-менеджеры как нематериальные активы медиаорганизации. Рынок звезд и менеджеров в медиабизнесе.
  • Тема 6. Управление рисками в медиакомпании. Специфика рисков в медиабизнесе. Рыночные и нерыночные риски в медиаиндустрии
    Понятие риска в управлении медиакомпанией. Риски в финансовом менеджменте. Риски в управлении активами организации. Типология рисков. Внешние и внутренние риски. Рыночные и нерыночные риски. Специфика рисков в медиа-бизнесе. Стандартные и специфические медийные риски. Внутренние и внешние юридические риски медиаорганизации. Нерыночные риски в медиабизнесе. Их типология. Управление рисками. Защита медиаактивов от рыночных и нерыночных рисков.
  • Тема 7. Финансовые и иные ресурсы медиакомпании. Немедийные (не связанные с производством и распространением контента) доходы медиакомпаний
    Источники финансовых ресурсов в медиакомпании. Управление доходами и расходами. Способы привлечения капитала в медиапроекты: кредитные ресурсы, долговой рынок, IPO, SPO, и другие инструменты.
  • Тема 8. Особенности управления персоналом в креативных индустриях
    Принципы управления персоналом в креативных компаниях. Влияние бизнес-процедур и регламентов на творческий процесс. Отличия в подходах к управлению творческим и линейно-технических персоналом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    Возможно также представление в виде презентации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Посещение занятий + 0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берзон Н.И. под ред., Теплова Т.В. под ред. и др. - Финансовый менеджмент (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 649с. - ISBN: 978-5-406-04846-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919527
  • Зельдович Б. З. - МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-11729-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mediamenedzhment-446025
  • Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности : учебник / под ред. М.А. Федотовой, О.В. Лосевой. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 352 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a0ecf20acf2c3.99331088. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923929
  • Щербак Н. В. - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-10604-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-intellektualnoy-sobstvennosti-obschee-uchenie-avtorskoe-pravo-i-smezhnye-prava-430902

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеева М.И., Болотова Л.Д., Вартанова Е.Л. - Средства массовой информации России - Издательство "Аспект Пресс" - 2011 - 391с. - ISBN: 978-5-7567-0594-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/69086
  • Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография / Курбанов А.Х., Плотников В.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-005159-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854535
  • Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию: Учебное пособие / Грэм Б., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 568 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5044-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923463
  • Стелзнер М. - Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-620-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62236
  • Стрелец И.А. и др - Теория отраслевых рынков (для бакалавров)ю Учебное пособие - КноРус - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-406-06489-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929778