• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Медиаменеджмент

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кабанец Анна Дмитриевна, Кожокин Михаил Михайлович, Максимова Мария Игоревна, Максимов Михаил Витальевич, Спиридонова Дарья Михайловна, Таллер Владимир Михайлович
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен:  Знать принципы управления медиаорганизациями и специфику управления такими структурами в сравнении с другими видами бизнеса, особенности управления твор-ческими коллективами и методы мотивации творческого персонала  Уметь создавать стратегии, бизнес-планы, бюджеты и финансовые планы, концепции медиа, маркетинговые стратегии программные сетки и т.п., управлять контентом, до-ходностью, коммерческим отделом, редакционными и творческими структурами, временными творческими коллективами, анализировать деятельность СМИ в ее структурном, смысловом и аудиторном аспектах  Иметь навыки (приобрести опыт) пользования компьютерными программными паке-тами для управления проектами, статистическими пакетами, системами распределе-ния обязанностей в редакции, применения источников данных о рынках, использова-ния методов стратегического, маркетингового, организационного анализа медиаком-паний
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
  • Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
  • Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга
  • Изучение методов и особенностей управления правами на контент в различных средах
  • Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение решениям задач, воспроизводит и распознает клю-чевые стили управления
  • демон-стрирует способность принимать решения в сложных ситуациях
  • владеет разными методами принятия управленческих решений
  • применяет разные подходы к принятию решений в зависимости от компетенций сотрудников
  • Понимает источники креативности и способен их определять
  • Отличает креативные стили управления от директивных
  • Способен применять различные управленческие стили для управления творческими коллективами и умеет подбирать стили под задачи
  • Знает основы планфактного контроля
  • Владеет методиками составления планов и контроля их выполнения
  • Обладает общими представлениями об основных стандартах деятельности в своей профессиональной сфере
  • Воспроизводит основные термины экономики и способен применять их в процессе описания менеджериальных задач
  • Дает и воспроизводит определение стратегии
  • Различает различные организационные структуры
  • Различает стили управления под-чиненными
  • Дает определение основных жанров и форматов программ
  • Дает определения понятию бюджет и финансовый план
  • Владеет основами планирования
  • Владеет основными приемами управления запасами и материальными ресурсами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуальные основы вещательной политики телеканала
    Типология вещательных кана-лов. Понятия формата вещания. Даѐтся представление о том, в какой мере управление контентом, способов его формирова-ния влияют на деятельность всех подразделений телевизионной вещательной компании, в какой мере журналист, продюсеры разного уровня, специалисты финансовой службы, техни-ческий руководитель, руководитель кадровой службы, коммерческий директор, представите-ли внешних партнеров вещателя: производители контента, дистрибьюторы кинопродукции, рекламодатели и рекламные агентства, пиар-агентства, пресс-службы и т.п. зависят от сфор-матированного контента телеорганизации. Понятие формата телевизионного вещания. Опыт классификации вещательных каналов. По принципу организации и способу вещания: - по форме собственности, - по способу финансовых отношений с аудиторией, - по возможности приема сигнала на территории страны, - по способу доставки сигнала, - по организации процесса вещания. Следующий блок классификации касается содержательной стороны вещания телеканалов: - каналы, ориентированные в своей программной политике на самую широкую аудиторию, - «нишевые каналы», которые также можно классифицировать по двум направлениям: - каналы, формирующие программный продукт по тематическому принципу, - каналы возрастных и социальных групп.
  • Вещательная концепция (программинг) и еѐ составляющие
    Контент вещания. Типология программного продукта. Вещательная концепция (программинг) как составная часть бизнес-плана вещательного ка-нала. Вещательная концепция и лицензия на вещание. Роль вещательной концепции в стра-тегии телевещания. Маркетинг рынка телевизионных вещателей и ниша создаваемого канала на нѐм. «Формат» канала и его «контент» Понятие «телевизионная программа». Телевизионная программа как единое целое, проявля-ющее свое содержание через частное. Понятие «контента вещания». Соотношение понятий «контент», «телевизионная программа», «программинг». Классификация программного продукта – вопрос теории и практики.
  • Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией
    Методы программирования. Сетка вещания. Программирование - способ отыскания наиболее прочных, наиболее действенных контактов телеканала и зрителя. Процесс программирования учитывает: - обращѐнность телевидения к предельно массовой аудитории с одной стороны, - и индивидуальное потребление контента (реальный «потребитель» телепрограммы – зри-тель, отъединенный от массы), с другой стороны - существенное множество программных элементов (фильмов, передач, трансляций и пр.); - и единство, логическую целостность всей программы вещательного дня, недели, месяца, сезона. Методы программирования. Основные термины программирования. «Рубрика», «цикл». «Серия», «сериал». «Передача», «программа» (в узком смысле). «Ре-кламный спот», «рекламный сюжет». «Прямой эфир», «программные консервы». «Про-граммная линейка», «канал» (как часть вещательного дня, включающего объединенного чем-то контент). и Понятие «формата» применительно к единице программного продукта. «Межпрограммное пространство» и др. Понятие верстки. Принципы верстки. Пространственно-временной характер организации вещания. Внутренняя драматургия вещательного дня, недели, месяца… Темпо-ритм про-граммы. Методы дополнения, альтернативы и контрапункта внутри вещательного отрезка времени. Акция канала – действенный метод привлечения внимания аудитории. Способы размещения контента в структуре вещательного дня: «гамак», «тент», «блок», «лен-та», «связка», «лед-ин»-подводка». «Безшовная» верстка. Рекламные окна и форматы рекла-мы. Методы промоушен канала. Прямое программирование. Контрпрограммирование. Программирование по принципу аль-тернативы. Сетка вещания как компоновка программ, учитывающая многоуровневые задачи телевиде-ния. Другими словами, сетка вещания - опредмеченная, конкретизированная в телевизион-ных произведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки. Под сеткой вещания часто понимают «расписание передач». Отличие сетки вещания от публикуемой в СМИ Программы (расписания) передач. Построе-ние сетки вещания. Горизонтали и вертикали сетки. Сетка вещания и мониторинг аудитории. Понятие стабильности сетки вещания.
  • Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала
    Крите-рии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом. Перспективное, текущее и оперативное планирование. Планирование по сезонам. Планирование по разделам вещания. Место программной службы в структуре телеорганиза-ции. Основные задачи, решаемые программной службой: -обеспечение соответствия программной политики требованиям государственной вещатель-ной лицензии; -осуществление перспективного, текущего и оперативного планирования вещания; -координация деятельности всех продюсерских групп и иных производящих структур в части производства и выдачи в эфир программного продукта; -оперативное управление вещанием; -анализ вещательной деятельности канала; -с помощью социологических замеров повседневный контроль за качеством вещания и его популярностью; -взаимодействие с печатными и другими СМИ в части информирования аудитории о про-граммах канала; -обеспечение выполнения обязательств в части размещения в эфире рекламной продукции-архивирование материалов эфира. Работа программной службы по оформлению канала, продвижению в эфире его бренда, анонсированию текущих программ и перспективных проектов. Работа программной службы по обеспечению выпуска в эфир телевизионного продукта. Инструментарий оценки качества вещания. Конкретно-социологические исследования – как инструмент формирования и корректирования текущей программной политики канала.
  • Управление контентом на уровне его создания
    Система продюссирования контента. Прин-ципы взаимодействия производителя контента и вещателя. Источники программного продукта. Собственное производство, продюсерские службы и другие производящие подразделения теле-, радиокомпаний. Производящие компании и за-казная продукция. Покупная продукция и работа с дистрибьюторами. Архивные фонды. Структура продюсерских служб на телеканалах. Типология контента по направлениям веща-ния. Структура контента внутри вещательных направлений. Специфика кинопоказа.
  • Современные способы телевещания и особенности управления и формирования контента: сетевое телевещание, телевидение в Интернете
    Понятие сетевого телевещания. Понятие сетевого бренда. Обзор сетевых каналов. Соотно-шение централизованного и регионального контента в сетевом вещании. Методы управления контеном в сетевых вещательных каналах. «Пакетное» программирование. Источники пакет-ного программирования. Особенности программировния региональных и местных телекана-лов. Специфика телевидения в Интернете.
  • Планирование
    Основные принципы и направления, финансовое планирование и оценка эффективности, ключевые показатели эффективности, выбор среди альтернативных проектов на основе пока-зателей эффективности, налоговое планирование, производственное планирование
  • Бюджетирование
    Цели и принципы бюджетирования, виды бюджетирования. Бюджет доходов и расходов. Классификация доходов и расходов. Разработка, исполнение и контроль исполнения бюдже-та
  • Управленческий учет
    Управленческое планирование. Категории затрат, расчет себестоимости и учет затрат. Ана-литические признаки управленческого учета. Бюджет движения денежных средств. Взаимо-связь между бухгалтерским учетом, управленческим учетом и бюджетированием
  • Медиарынок.
    Ключевые понятия медиаэкономики. Типы рыночных структур в медиаинду-стрии. Современные рыночные стратегии медиабизнеса. Медиарынок, его двойственность и географическая зависимость. Типы потребления продук-тов СМИ. Анализ различия медийных структур по признаку конкурентности: (Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия в СМИ). Ключевые тенденции в медиабизнесе (Глобализация и отчуждение собственности от управления). Со-временные рыночные стратегии медиабизнеса. Основные тенденции развития современной индустрии СМИ.
  • Бизнес-модели в медиаиндустрии
    Многообразие трактовок термина бизнес-модель в разных индустриях. Исторически сло-жившиеся бизнес-модели в медиаиндустрии Внерыночные бизнес-модели. Модели нацио-нального «общественного» вещания. Бизнес-модели в прессе. Бизнес-модели в телевизион-ной индустрии. Бизнес-модели в радиовещании. Историческая трансформация бизнес-моделей. Бизнес-моделирование, как инструмент создания и управления компанией. Три эта-па бизнес-моделирования (организационная модель компании, процессно-ролевая модель компании, бюджетная модель компании). Уровни моделирования (на уровне компании, на уровне подразделения, на уровне исполнителей). Типичные ошибки бизнес-моделирования.
  • Рекламный бизнес.
    Модели рекламного бизнеса. Организация рекламной индустрии. Основные понятия: признаки рекламы, субъекты рекламной деятельности, традиционные и особые виды рекламы. Бизнес-модели рекламных предприятий. Трансформация рекламных технологий. Конкуренция СМИ на рынке рекламы Влияние новых технологий на трансфор-мацию рекламных бизнес-моделей
  • Экономические модели онлайновых СМИ
    Развитие информационно-коммуникационных технологий. Экономические преимущества он-лайн медиа перед традиционными СМИ. Бизнес-модели онлайновых СМИ. Методы изме-рения аудитории он-лайн СМИ. Источники доходов онлайновых СМИ
  • История организационных структур в средствах массовой информации и коммуникации.
    Первые модели коммерческих издательских предприятий. Венчурная модель издательского бизнеса. Развитие информационных рыночных инфраструктур. Исторические предпосылки возникновения медийных корпораций. Системные трансформации СМИ в конце XX века.
  • Модели медиахолдингов
    Стратегия, цели, функциональная и организационная структуры. Модели корпоративного центра. Выбор модели организационной структуры. Факторы, влияющие на выбор структуры. Ли-нейно-функциональная структура. Матричная структура. Дивизиональная структура. Тен-денции развития организационных структур и переход к модели внутреннего рынка. Роль и модели корпоративного центра.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Albarran, A. B., Mierzejewska, B., & Jung, J. (2018). Handbook of Media Management and Economics (Vol. Second edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1769903
  • Doyle, G. (2013). Understanding Media Economics: Vol. Second Edition. SAGE Publications Ltd.
  • Вахрушина М.А. - Бухгалтерский управленческий учет (для бакалавров) + еПриложение:Тесты - КноРус - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-406-06205-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931509
  • Вахрушина М.А. - Управленческий учет для менеджеров (для бакалавров) + еПриложение: Тесты - КноРус - 2018 - 320с. - ISBN: 978-5-406-06340-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927777
  • Кириллова Н.Б. - Медиакультура и основы медиаменеджмента - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-2639-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102610
  • под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
  • Зельдович Б. З. - МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-11729-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mediamenedzhment-446025
  • Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-005655-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424025