• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Моделирование бизнес-процессов

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горчаков Ярослав Витальевич, Щепилов Игорь Викторович, Ягант Татьяна Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Моделирование бизнес-процессов» является важной составной частью получения знаний в области управления организациями и занимает существенное место в будущей практической деятельности бакалавра. В современном мире умение видеть любую организацию как сложную систему, понимать особенности ее функционирования, дает возможность быстро принимать адекватные решения, достигать цели наиболее эффективным способом. Особенно важно это умение при реализации разнообразных проектов, связанных с цифровизацией, когда необходимо интегрировать процессы, обеспечивать коммуникации между участниками, распределять ресурсы. Включенный в программу дисциплины комплекс теоретических основ и методов обеспечивает системный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений. В основе этого подхода – развивающаяся концепция Business Process Management (BPM) о ключевом значении управления процессами для эффективного достижения целей организации. Для закрепления знаний по каждой теме предусмотрены практические занятия, которые проводятся на специальных ситуационных примерах – кейсах, решение которых требует применения специфических знаний и умений. Современные методики обучения и тщательно подобранные кейсы из опыта реальных проектов позволяют студентам использовать полученные знания в научно-исследовательской и профессиональной деятельности, в том числе при подготовке курсовых и дипломных работ. Методы обучения предполагают максимальное использование творческого потенциала студентов, что делает занятия не только полезными, но и интересными.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о деятельности организации как системе процессов на основе концепции Business Process Management, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ управления сложными системами в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентифицирует системы различной природы
  • Выделяет в системах положительные и отрицательные обратные связи
  • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации
  • Использует терминологию процессного управления
  • Определяет цели и метрики бизнес-процессов
  • Идентифицирует процессы верхнего уровня, понимает их сходство и различие
  • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов
  • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей
  • Создаёт модели организационных структур
  • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня
  • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
  • Находит и исправляет ошибки в eEPC-диаграммах
  • Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Исикавы
  • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления
  • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты нотации на разных уровнях моделирования процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы структурного анализа
    Организации как сложные социотехнические системы. Свойство эмерджентности. Связи в системах, положительная и отрицательная обратная связь. Система и модель системы. Методология структурного анализа SADT\IDEF0. История создания, базовые элементы нотации и правила моделирования. Принцип декомпозиции. Примеры моделей в нотации IDEF0. Коллективная работа над моделями. Достоинства и недостатки методологии. Моделирование данных, ER-диаграммы (Сущность-Связь), атрибуты, мощность связи, варианты нотаций, примеры. Другие структурные методологии, семейство методологий IDEF. Объектно-ориентированное моделирование, методология UML.
  • Основы процессного управления
    Функциональная, процессная и проектная модели в деятельности организации. Определение понятия «бизнес-процесс». Сравнение существующих определений бизнес-процесса. Введение основных используемых терминов и их определений: владелец, продукты, входы и выходы, ресурсное окружение, границы и интерфейсы, поставщики и потребители, риски. Цели и метрики бизнес-процессов. Идентификация процессов. Свойства процессов. Процессы верхнего уровня, их сходство и различие. Варианты описания бизнес-процессов. Кросс-функциональные диаграммы. Метод SIPOC. Документирование деятельности организации, анкетирование и интервьюирование.
  • Моделирование деятельности организации
    Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Методы анализа бизнес-процессов
    Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ интерфейсов, входов-выходов, ресурсов, целей и других элементов процессов. Анализ качества процессов с учетом приоритетов и специфики организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Практические задания, выполняемые в компьютерных классах и/или на личных компьютерах студентов
    10 баллов. Максимальный балл может быть получен только при наличии развёрнутых ответов на все поставленные вопросы. В ответе допускается использование сносок, стрелок с указанием на объекты из задания, подписей на самой модели из задания. Принимаются только разборчивые ответы, без сокращений слов, с использованием научной лексики и терминологии согласно заданию. Оценка может быть повышена, если в ответе используется методика анализа, классификация ошибок с указанием источников (авторов методологии, разработчиков нотации и т.п.). Балл может быть повышен на половину значения, если при неточной формулировке или термине четко прослеживаются системные и межпредметные связи, либо если вес часть ответа значительно повышает качество выполнения всего задания по смыслу и полноте (определяется проверяющими). • 10 баллов (100 % решения задачи)– ответ полный, при анализе процесса - с выявлением всех ошибок в модели (кейсе), аргументируется положениями используемой методологии, ее названием, основными положениями. В ответе приводятся правила методологии (нотации), корректно именуются используемые объекты с названием их типа согласно методологии, заданию и связи между ними. Ответ логичен и структурирован по разделам, по степени обобщения и детализации (например, от общего к частному, от методологии до конкретизации ее использования). Аргументы содержат ссылки на авторов и/или названия нотации, источники методики, например: «Согласно правилам нотации, модель строится по принципу……». Ответ иллюстрирует понимание организации как системы, имеются указания на окружение и компоненты системы, межпредметные связи, роли в процессе, ресурсы. Задача решена идеально. В модели или описании процесса нет ошибок. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. • 9 баллов – то же, что и 10 баллов, но степень конкретизации и межпредметных связей может быть ниже, при анализе процесса выявлено не менее 90 % ошибок в модели. Задача решена отлично, близко к идеалу. В модели или описании процесса допускается одна незначительная ошибка: дизайн, название модели или объектов, другие мелкие недочеты. Не допускаются ошибки, связанные с методологией, концептуальными положениями, терминологией. Результаты формализованы корректно. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. В ответе, отчете, презентации прослеживаются системные связи, представление об организации как системе в ее развитии. • 8 баллов – то же, что и 9 баллов, но выявлено при анализе процесса меньше ошибок (не менее 80 %). Задача решена в целом отлично. Модель построена корректно. В модели или описании процесса допускаются 2 незначительные ошибки: дизайн, название модели или объектов, другие мелкие недочеты. Не допускаются ошибки, связанные с методологией, концептуальными положениями, терминологией. Результаты формализованы корректно. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. В ответе, отчете, презентации прослеживаются системные связи, представление об организации как системе в ее развитии. • 7 баллов – 70 % ошибок при анализе процесса выявлено, анализ корректный, но неполный: не содержит достаточной аргументации, присутствуют категоричные суждения хотя бы по одному объекту анализа. Слишком общие характеристики модели, без достаточной аргументации и конкретизации. В ответе также может, наоборот, не хватать обобщения по процессу – характеризуется только модель без связи с управлением процессом, целью описания процесса, или эта связь не четко сформулирована. Модель построена корректно. В модели или описании процесса допускаются 3 незначительные ошибки
  • блокирующий Экзамен (итоговая контрольная работа)
    Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam по ссылке, предоставляемой студентам заранее Учебно-методическим центром ВШБ, К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams. Войти на платформу StartExam под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Пользоваться материалами лекций; Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами (по индивидуальному обращению и согласованию с преподавателем). Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Практические задания, выполняемые в компьютерных классах и/или на личных компьютерах студентов + 0.5 * Экзамен (итоговая контрольная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022