2020/2021
Методы исследования медиаконтента: Второй сезон (Advanced)
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Вербилович Ольга Евгеньевна,
Дмитриева Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
НИС предлагает новые форматы работы с методами исследования медиаконтента в рамках студенческих работ. Вслед за базовым знанием, полученным на 2 курсе, этот НИС даёт возможность освоить методы исследования медиаконтента на углубленном уровне. Акцент делается в большей степени на анализ данных и качество аналитических интерпретаций, и в меньшей степени на процедуру (она уже усвоена на предыдущих курсах). Студенты рассматривают применение репертуара ключевых методов (фрейм- и нарративный анализ, контент- и дискурс-анализ) на всех этапах исследования — от проектирования дизайна исследования для курсовой работы до написания аналитического текста. На финальном этапе работы с исследованием обсуждаются и реализуются релевантные форматы презентации результатов исследования для разных целевых аудиторий.
Цель освоения дисциплины
- Цель исследовательского семинара — освоить актуальные форматы работы с методами исследования медиаконтента, которые можно применять в студенческих исследованиях.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует специфику основных методов исследования медиаконтента.
- Называет и сравнивает между собой возможности и ограничения количественных и качественных методов исследования медиаконтента.
- Выбирает методы, соответствующие конкретной теме, обосновывает свой выбор.
- Формулирует принципы разработки исследовательского дизайна
- Иллюстрирует элементы дизайна исследовательского проекта (тема, проблема, исследовательский вопрос и т.д.) на собственных примерах.
- Обоснованно выбирает метод для собственного исследовательского проекта.
- Разрабатывает дизайн исследовательского проекта в соответствии с критериями.
- Называет основные этапы работы над исследованием медиатекстов
- По заданным критериям описывает процедуру сбора данных для исследования (источники, количество, временной период)
- Обосновывает этические принципы сбора данных в социальных сетях на собственных примерах.
- Использует технологии сбора и обработки медиаконтента в количественном исследовании.
- Проводит кодирование массива данных по заданным критериям.
- Использует методики для кодирования материалов в качественном исследовании медиаконтента.
- Использует программы и сервисы для анализа количественных данных.
- Использует программы и сервисы для анализа качественных данных.
- Даёт эмпирически обоснованное объяснение для поставленной исследовательской проблемы.
- Объясняет результаты собственного исследования с использованием теорий.
- Формулирует правила написания академического текста, называет элементы его структуры.
- Оформляет исследовательский проект в соответствии с требованиями к академическому стилю.
- Эффективно представляет результаты работы в устной и письменной форме.
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Обзор продвинутых методов исследования медиаконтентаИсследования медиаконтента и продвинутые возможности количественных и качественных методов. Комплексные методы контент-анализа, мультиплатформенный дискурс-анализ. Комбинирование методов анализа медиатекстов и интервью с участниками их производства. Углубленное исследование разных этапов подготовки и публикации медиаконтента.
- 1.2. Потенциал качественных и количественных методов исследования медиаконтента.Оценка потенциала классических методов исследования медиаконтента. Преимущества и ограничения новых методологических решений, совершенствующих процедуры классических методов. Преимущества и ограничения смешанной методологии исследований медиатекстов: типичные ошибки комбинирования методов и примеры удачного дизайна.
- 1.3. Критерии выбора метода для собственного исследования.Основные принципы выбора метода в соответствии с темой исследования. Ревизия накопленного методологического опыта в выбранном направлении исследования. Рефлексия возможностей и ограничений выбранной методологии и методов. Оценка эвристических и временных ресурсов, возможностей доступа к полю.
- 2.1. Общие принципы дизайна исследования медиаконтентаСпецифика проектирования дизайна в медиаисследованиях. Типы исследовательского дизайна. Этапы проектирования дизайна, логика связи основных элементов. Концептуализация основных понятий исследования и описание возможностей метода. Примеры удачного выбора методологии и стратегии исследования в проектах исследования медиаконтента.
- 2.2. Проблематизация, постановка темы исследованияПодходы к проблематизации выбранной темы и обоснованию её актуальности. Привлечение статистических показателей, данных опросов, результатов исследования трендов и прогнозных проектов. Работа с кейсами в обосновании актуальности темы и проблемы. Формулирование методологического вклада в исследование проблемы, обоснование вклада исследовательского проекта в развитие академического знания и профессиональной индустрии.
- 2.3. Выбор и обоснование методов исследованияКритерии выбора метода исследования. Выбор аргументов в пользу обоснования метода. Оценка ресурсов и доступных инструментов, понимание процедуры исследования. Базовое представление о выборке и массиве необходимых данных.
- 2.4. Описание дизайна исследования в студенческой научной работеКритерии и примеры оформления дизайна исследования в тексте КР и ВКР. Принципы и правила написания введения как ключевого элемента студенческого исследовательского текста. Типичные ошибки в тексте введения, примеры удачных студенческих работ с корректной работой над введением.
- 3.1. Разработка процедуры исследованияПонятие процедуры исследование. Критерии прозрачности и воспроизводимости. Ключевые принципы обоснования и описания процедуры исследования: описание специфики изучаемого объекта, этапы и временные рамки проделанной исследовательской работы.
- 3.2. Формирование выборки в исследованиях медиаконтентаТипы выборки в количественных и качественных исследованиях медиаконтента. Основные принципы формирования выборки в количественных и качественных исследованиях медиаконтента. Преимущества и ограничения разных стратегий формирования выборки. Описание выборки и критериев отбора данных для анализа. Краткое описание массива изученных данных - количество и основные характеристики изучаемого массива данных. Типичные ошибки. Примеры удачных стратегий формирования выборки.
- 3.3. Этика работы с данными в социальных медиаПозиция и роль исследователя в изучении массива медиатекстов. Работа в исследовательской команде. Этический кодекс исследователя. Сенситивные темы и принципы работы с медиаконтентом. Правила и этика работы с открытыми данными в социальных медиа. Обязательства и права исследователя в работе с медиаконтентом. Дискуссии о необходимости информированного согласия в работе с контентом пользователей социальных медиа, обсуждение с участниками поля запросов на публикацию данных и опубличивание информации.
- 3.4. Принципы сбора, организации и анализа данных для количественного исследования медиатекстовПлан исследования, оценка организационных и временных ресурсов, возможного бюджета, распределение обязанностей в случае работы в команде. Поиск релевантных и эффективных инструментов для сбора и анализа данных количественного исследования медиатекстов. Рефлексия о возможностях и ограничениях количественных методов исследования медиатекстов. Способы организации аналитических заметок и выводов в ходе работы с данными. Информация и данные, которые не удалось получить. Решение о доборе данных. Возможные искажения полученных данных и факторы, которые на это повлияли.
- 3.5. Принципы сбора, организации и анализа данных для качественного исследования медиатекстовПлан исследования, оценка организационных и временных ресурсов, возможного бюджета, распределение обязанностей в случае работы в команде. Поиск релевантных и эффективных инструментов для сбора и анализа данных качественного исследования медиатекстов. Рефлексия о возможностях и ограничениях качественных методов исследования медиатекстов. Способы организации аналитических заметок и выводов в ходе работы с данными. Информация и данные, которые не удалось получить. Решение о доборе данных. Возможные искажения полученных данных и факторы, которые на это повлияли.
- 4.1. Подходы к анализу данных, полученных с использованием количественных методов: технические процедуры и статистические показателиОрганизация и подготовка массива данных к анализу. Готовые программные решения и авторские инструменты для анализа данных. Самостоятельные решения по организации анализа данных без использования дополнительных инструментов. Выбор аналитической модели работы с данными, анализ возможностей и ограничений выбранной модели. Установление причинно-следственных связей.
- 4.2. Подходы к анализу данных, полученных с использованием качественных методов: технические процедуры и описанияОрганизация и подготовка массива данных к анализу. Принятие решения о способах работы с теорией в процессе анализа данных. Индуктивная или дедуктивная логика анализа данных. Стратегии теоретизации результатов эмпирических наблюдений и интервью. Аналитическое описание или попытка объяснения изучаемой проблемы.
- 4.3. От данных к их интерпретациям, аналитические типологииКодирование данных: типы кодирования и процедура. Методы триангуляции в работе над анализом данных. Построение “естественных” и аналитических типологий. От описания к объяснению: использование теории для построения и интерпретации типологий и причинно-следственных связей.
- 5.1. Правила написания академического текста: язык, структура и оформлениеСтруктура и основные разделы академического текста. Логика интеграции дизайна и результатов исследования в текст студенческой работы. Связь обзора литературы с результатами эмпирического исследования. Стили написания академического текста, язык и терминология. Позиция автора и плагиат. Оформление академического текста в соответствии с ГОСТом и зарубежными стандартами цитирования (APA, Harvard и т.д.). Типичные ошибки оформления и некорректное цитирование.
- 5.2. Популярные форматы презентации результатов исследованияРазличия форматов КР и ВКР, научной статьи и аналитического отчета. Творческие форматы представления данных исследования: мультимедийные проекты, подкасты, комиксы, комплексная инфографика. Инструменты дата-журналистики и презентация данных исследовательского проекта.
Элементы контроля
- Участие в семинарах
- Дизайн проекта исследования
- Описание массива данных и процедуры исследования
- Комментарий по итогам перекрёстного анализа данных
- Аналитическая записка по результатам исследования
- Презентация исследовательского проекта
- Анализ и презентация статьи
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Анализ и презентация статьи + 0.25 * Аналитическая записка по результатам исследования + 0.2 * Дизайн проекта исследования + 0.1 * Комментарий по итогам перекрёстного анализа данных + 0.1 * Описание массива данных и процедуры исследования + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.15 * Участие в семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
- Drisko, J. W., & Maschi, T. (2016). Content Analysis. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107420
- Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
Рекомендуемая дополнительная литература
- Angharad N. Valdivia. (2007). A Companion to Media Studies. Wiley-Blackwell.
- Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
- Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583