• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Социальные исследования искусства

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса – дать представление о социальных исследованиях искусства, как традиционного высокого (творчество мастеров Возрождения, академическая живопись и т.д.), так и медиа-продуктов современных культурных индустрий, таких, как кино, популярная музыка и т.д. Курс охватывает четыре широкие темы. (1) Социальная история появления современных художественных институтов, таких, как музеи, академии, галереи, арт-критика и арт-дилеры, артистических ролей и идентичностей, трансформаций рынков художественных объектов (включая описанные Хаузером, Бёрком и Баксандаллом кейс Итальянского Возрождения, представленный ДиМаджио и Зольберг кейс конструирования высокой культуры американской элитой, описанные Эник, Бурдье и Уайтами кейсы импрессионизма и постимпрессионизма). (2) Социальная организация художественного производства и потребления (включая кейсы Будье о литературном и другом полях, работы Бекера о джазовых музыкантах и других культурных аутсайдерах). (3) Культурное потребление и исследования взаимосвязи статусных культур и других стратификационных параметров (Бурдье, Петерсон, Голдторп о статусном измерении неравенства). (4) Социальные сети и художественная продуктивность (включая обсуждение инструмента сетевого анализа (SNA) применительно к кинопроизводству, мюзиклам, инди-, рок- и панк-сцене и др.). В ходе курса в качестве материала для дискуссий на семинарах будут использоваться классические и современные фильмы о художественном производстве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с ключевыми подходами в социальных исследованиях искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание институциональной истории художественного производства
  • Способность анализировать взаимосвязи между политическими процессами и институциональным строительством
  • Способность анализировать взаимосвязи между экономическим развитием и институциональными трансформациями
  • Способность пользоваться методами организационного анализа
  • Способность анализировать взаимосвязи между социально-экономическими характеристиками индивида и ее/его потребительскими предпочтениями
  • Способность анализировать взаимосвязи формальными характеристиками социальной структуры и индивидуальными либо системными результатами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Художественное производство в ранних нововременных обществах: от ремесла к интеллектуальному производству
    Искусство как «хранилище» социальных отношений. Флорентийское городское общество и престижное потребление. Социальное происхождение художников. Мастерская и гильдия: возможности и ограничения. Авторство, признание, доходы и группа в исполнении заказов. Типичные траектории и возможные карьеры. Особенности восприятия объектов искусства в эпоху Кватроченто. Краски, социальный статус и способности к различению. Демонстрация значимых социальных навыков. Начало борьбы за статус художника и ресурсы социальной мобильности.
  • Академии художеств: политический проект в борьбе за статус
    Абсолютистские государства и возникновение Академий по образцу философских (Флоренция, Рим, Париж, Гаага, Петербург). Инкорпорация художественного мира в структуры государственной бюрократии. Обучение как серия испытаний. Новый концепт художника как ученого мужа. Организация Академии и обучения (появление теории, реорганизация практики, устранение доминирования мастерской) на примере Парижской академии. Доктрины Академии. Разделение художественных практик/коммерческих практик/практик комментирования. Появление дилеров и критиков. Ограничения института, трансформация в элитистскую структуру.
  • Институцализация аномии и режим сингулярности: от Мане к Ван Гогу
    Экономический и идеологический кризисы академической системы. Альтернативные модели обучения. Рост среднего класса и трансформация спроса. “Маленькая армия” художников как достижение Академии. Предпринимательские ограничения салонов. Появление литографии и массированная популяризация вкуса к объектам искусства. Французская журналистика и “создание Импрессионистов”. Роль дилеров. Новые виды выставок: индивидуальные выставки и выставки групп. Социальные механизмы художественной революции. Появление авангарда и институционализация аномии художника. Автономия поля художественного производства и реверсивная логика ценообразования на рынке художественной продукции.
  • Музеи и другие институты высокой культуры: культурное предпринимательство и государственная сакрализация
    Крупные государственные художественные музеи. Организационные прототипы музеев. Формирование оснований для коллекций: коллекции монархов и национальные памятники. Институциализация высокого искусства, его сакрализация и присвоение высшими классами. Встроенный конфликт: музей между стремлением к элитизму и стремлением к популизму. Попечители vs. кураторы. Статусные символы и организационные конфликты. Риторика народного просвещения и практики взаимодействия с широкими массами. Образовательные проекты в музеях и тренировка различения.
  • Культурное потребление и стратификация
    Социальная структура и структурирование культурного потребления. Первооткрыватели: Бурдье и Димаджио. Оппозиции «высокое – низкое», тезис о всеядности и тезис об индивидуализации. Измерение культурного капитала и интенсивности культурного потребления. Культурное воспроизводство или культурная мобильность? Веберианская традиция: Класс или статус объясняют предпочтения в культурном потреблении? Гендер, возраст, стадия жизненного цикла, поколение и страновые различия в структурировании культурного потребления.
  • Социальные исследования Голливуда и других культурных индустрий: рынки, сети и карьеры
    Социальные исследования Голливуда и других культурных индустрий: роли, сети и карьеры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Выполняются в рабочей группе, представляются на семинарах в форме презентации на 10-12 минут
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Выполняются в рабочей группе, представляются на семинарах в форме презентации на 10-12 минут
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Выполняются в рабочей группе, представляются на семинарах в форме презентации на 10-12 минут
  • неблокирующий Домашнее задание 4
    Выполняются в рабочей группе, представляются на семинарах в форме презентации на 10-12 минут
  • неблокирующий Домашнее задание 5
  • неблокирующий Домашнее задание 6
    Выполняются в рабочей группе, представляются на семинарах в форме презентации на 10-12 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.167 * Домашнее задание 1 + 0.167 * Домашнее задание 2 + 0.167 * Домашнее задание 3 + 0.167 * Домашнее задание 4 + 0.166 * Домашнее задание 5 + 0.166 * Домашнее задание 6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tanner, J. (2003). Sociology of Art : A Reader. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=111300

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gayo, C. M., Savage, M., & Warde, A. (2006). A cultural map of the United Kingdom, 2003. Cultural Trends, 15(2/3), 213–237. https://doi.org/10.1080/09548960600713122
  • Uzzi, B., & Spiro, J. (2005). Collaboration and Creativity: The Small World Problem. American Journal of Sociology, 111(2), 447–504. https://doi.org/10.1086/432782