• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Управление цифровым контентом в современном музее

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кокорин Дмитрий Владимирович, Крылова Екатерина Владимировна, Лобанова Лидия Валерьевна, Полнарева Анастасия Юрьевна, Чечик Лия Анатольевна
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 116

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями работы музейной сферы, ее ценностями и организационными принципами, с аудиторией музеев и ее ожиданиями, с экономикой музейной работы и правовой спецификой музеев различных типов. С учётом всех особенностей музейной сферы студенты учатся разрабатывать и реализовывать выставочные проекты, использующие возможности медиа для обогащения впечатления от экспозиции и создания дополнительных медиарасширений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить магистрантов с историей и теорией развития музейного дела, основными современными моделями развития музеев, с актуальными практиками разномасштабных музейных центров мира в контексте современных вызовов – формирования глобального сетевого сообщества, доступности информации и постоянно растущей скорости изменения социально-экономической среды
  • Создать у студентов основополагающий фундамент знаний о направлениях деятельности музея и научить студентов работать с разным музейным содержанием
  • Ознакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами кураторской поддержки культурных проектов, а также научить применять полученные знания для осмысления современных музейных практик
  • Сформировать у студентов профессиональные компетенции и прикладные навыки, необходимые для продюсирования и работы с различными типами цифрового контента в музейной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает терминологию, используемую в сфере культуры и музейного дела
  • Умеет определять ключевые ценности музея
  • Умеет использовать традиционные практики в работе музея и новые подходы, отвечающие современным вызовам общества
  • Знает схему базовой коммуникации
  • Знает разные критерии сегментирования
  • Знает о социальной модели понимания инвалидности
  • Знает основные принципы доступности и инклюзии
  • Знает о роли коллекции в музее
  • Знает разные формы наследия
  • Понимает, по какому принципу формируется коллекция
  • Знает разные способы репрезентации коллекций
  • Знает разные формы инклюзивных проектов на базе коллекций
  • Знает разные источники и методы исследований
  • Владеет навыком постановки исследовательского вопроса, поиска и интерпретации источников
  • Способен выбрать тему исследования для разработки контента выставочных проектов
  • Понимает значение исследований музейной коллекции
  • Умеет планировать и проводить исследовательский проект
  • Знает этапы проведения исследования в музее
  • Умеет ставить проблему с учетом специфики музея и его проектной деятельности
  • Понимает, как устроена образовательная деятельность в музее
  • Знает и понимает модель посетительского опыта по Фальку и Диркинг
  • Знает основные принципы менеджмента образовательных проектов
  • Понимает особенности разных образовательных программ
  • Понимает разницу в специфике работы куратора музейной коллекции и современного куратора, ориентированного на производство критического знания
  • Способен сравнить понятия «идея» и «концепция» (в отношении кураторского проекта)
  • Знает стадии генерации идей и может объяснить их специфику
  • Умеет использовать повседневные активности (чтение, наблюдение, беседы) для поиска идей будущих кураторских проектов
  • Умеет формулировать исследовательские вопросы
  • Анализирует примеры альтернативных способов производства знания в рамках кураторских проектов
  • Формулирует план специального исследования, составляет список типов источников (научные эссе, выставки по смежным темам, документальные хроники и др.)
  • Умеет использовать технологию проблемно-целевого стейтмента на разных стадиях концептуализации кураторского проекта
  • Понимает принцип выбора теоретической рамки для концептуализации исследования (научная/критическая идея, концепция, термин, метафора)
  • Интерпретирует примеры кураторских проектов как попыток производства субъективного знания
  • Анализирует примеры кураторских проектов с точки зрения соотношения известного и нового контента, а также пропорции аналоговых и цифровых экспонатов
  • Рассматривает мультимедийный контент как экспонат с «эффектом живущего организма», перечисляет основные современные тенденции в производстве подобных объектов
  • Критически подходит к определению степени интерактивности и иммерсивности музейного контента
  • Понимает структуру команды музейно-выставочного проекта, в том числе ее творческой части – специалистов, ответственных перед куратором
  • Понимает разницу между брифом и техническим заданием
  • Способен поставить задачу перед специалистами разных профилей, не ограничивая свободу их творческого самовыражения
  • Разбирается в специфике дизайна для музейно-выставочных проектов (деликатность визуальных решений, внимание к деталям – фактуре материалов, особенностям выставочного пространства, световым решениям и др.
  • Анализирует примеры кураторских брифов на разработку концепций дизайна
  • Ориентируется в процессе нетворкинга (знакомстве и поддержании контактов с создателями контента и экспертами, площадками и платформами для будущего сотрудничества, партнерами и инвесторами)
  • Ориентируется в видах цифровых проектов (независимые, институализированные; born-digital и проекты-приложения к физическим экспозициям)
  • Понимает роль, место и функции выставочного отдела в музее
  • Понимает, как выстраивается нарратив выставки
  • Может перечислить примеры выставочных цифровых проектов
  • Знает основные принципы разработки доступных цифровых проектов
  • Знаком с ГОСТ Р 52872-2019 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме
  • Понимает из чего складывается опыт посетителя музея
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества.
    История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества. Музей как комплексная институция. Миссия и задачи музеев в контексте социальных и образовательных потребностей общества. Каковы истоки музеев, и как они развиваются с течением времени? От частного коллекционирования до создания музеев для посетителей. Как воспринимаются музеи в XXI веке?
  • Развитие аудитории музея
    Развитие аудитории. Исследования. Сегментация. Программы лояльности
  • Доступность и инклюзия
    Организация доступности и инклюзии – неотъемлемая часть работы современного музея
  • Коллекции и постколониализм
    Коллекции и постколониализм. Новые подходы к показу коллекций. Социальный поворот в институциональном развитии музея
  • Сохранение и доступность как одновременные приоритеты музея
    Сохранение и доступность как одновременные приоритеты музея. Работа с коллекциями в инклюзивных образовательных проектах
  • Теоретические ресурсы музейных исследований. Применение различных исследовательских стратегий в музейной практике
    Применение различных исследовательских стратегий в музейной практике.С точки зрения современной социологии знания, формально «научные» структуры не обладают монополией на производство знания. Напротив, эта социальная практика, в которую вовлечены многие институты, в том числе и музеи. Сотрудники музеев не только изучают коллекции в рамках традиционно сложившихся областей собственной экспертизы (атрибуция предметов, описание), но и инициируют различные исследовательские программы и проекты, в том числе с участием академических структур в качестве партнеров.
  • Логика музейного исследования
    Логика музейного исследования. Дизайн исследований в социальных науках. Постановка исследовательского вопроса, выбор методов, сбор и анализ данных.
  • Исследования и выставочная политика музеев
    Исследования и выставочная политика музеев. Выставки, построенные на основе исследований. Разбор примеров из практики ведущих музеев.
  • Исследования и коллекции музеев
    Исследования и коллекции музеев. Комплектование, провенанс, работа с научно-справочным аппаратом. Работа в архивах. Проблема коллекционирования современных артефактов.
  • Связь исследовательской и проектной деятельности
  • Стратегия образовательных/публичных программ. Ключевые векторы. Термины и определения
    Образовательная стратегия: ключевые векторы. Разработка образовательных программ. Стратегические «вилки»: интерпретационная или генерирующая практика; планово-убыточная деятельность или коммерчески выгодный проект; сервис или опыт. Примеры в РФ и за рубежом. Динамика развития: вместе и врозь с институцией.
  • Менеджерские свойства публичных программ. Модель посетительского опыта по Фальку и Диеркинг
    Менеджерские свойства публичных программ. Модель посетительского опыта по Фальку и Диеркинг. Особенности программирования образовательных проектов и проектов живых искусств (live arts): инновационность дискурсивных практик для РФ; обратная связь аудитории как референтная точка; репрезентация процесса; документация как самостоятельный жанр. Плюсы и минусы программирования по возрастам. Плюсы и минусы проектного управления в менеджменте образовательных событий.
  • Реализация публичных программ. Факторы успеха
  • Кейсы. Образовательная программа к выставке
  • Кейсы. Перформансы и интервенции
  • Критическое кураторство
    Критическое кураторство. Профессия «Куратор». История кураторства. Актуальные компетенции. Кураторство и критическая теория.
  • Производство идей
    Производство идей. Как появляются кураторские идеи? Внимание к парадоксам и неоднозначным тенденциям. Формулирование исследовательского вопроса.
  • Кураторство как производство подвижного знания
    Кураторство как производство подвижного знания. Кураторство как форма исследования. Междисциплинарные проекты. Поиск создателей контента. Критическое осмысление результатов исследования.
  • Концептуализация
    Концептуализация. Выбор теоретических рамок для интерпретации результатов исследования. Разработка структуры проекта. Выбор форматов представления контента. Текст концепции.
  • Выбор/создание контента
    Выбор/создание контента. Типы контента. Выбор подхода к подаче материала с учетом специфики аудитории, площадки/платформы, бюджета проекта. Определение принципов взаимодействия аудитории с контентом.
  • Формирование и брифинг творческой команды проекта
    Формирование и брифинг творческой команды проекта. Определение состава команды в зависимости от формата проекта. Изучение портфолио, сбор и проверка рекомендаций. Брифинг. Формирование финального технического задания.
  • Супервайзинг визуального стиля проекта
    Супервайзинг визуального стиля проекта. Визуальный стиль культурного проекта. Принципы выставочного дизайна.
  • Этика, репутация и нетворкинг
  • Курируя нематериальное
    Алгоритмическое кураторство. Цифровые проекты. Роль куратора в цифровой среде. Нематериальный контент как живое знание. Цифровой контент как способ контекстуализации материальных объектов.
  • Выставочный отдел: роль, цели, задачи, программа, функции и команда
  • Сторителлинг выставочных проектов
  • Цифровые выставки
  • Опыт посетителя музея. Точка сборки
  • Цифровая доступность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Сформулировать миссию выбранного музея
  • неблокирующий Описание разных сегментов аудитории Музея Гараж
  • неблокирующий Разбор кейсов
  • неблокирующий Описать коллекцию выбранного музея
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Разбор примеров из практики ведущих музеев
  • неблокирующий Проектирование работы с тематической коллекцией
  • неблокирующий Разбор конкретных проектных предложений
  • неблокирующий Прочесть и послушать эссе, выписать тезисы, презентация
    Прочесть и послушать: Эссе Серра, подкаст «Списать не получится» выпуск от 31 декабря «Что ждет образование в будущем», Карстен Шуберт «Удел куратора», глава «Открытие публики». Выписать два тезиса, утверждения из каждого, вызвавшее сомнение / несогласие / удивление / позитивный отклик. Презентация на занятии.
  • неблокирующий Прочесть статью Линч или Грехэм и письменно ответить на вопросы. Обсуждение на занятии.
  • неблокирующий Модель посетительского опыта. Рисунок или схема в PP. Работа в паре. Презентуется на занятии.
  • неблокирующий Анализ архитектуры образовательного пространства ММоМА или Музея «Гараж»
    Анализ архитектуры образовательного пространства ММоМА или Музея «Гараж», Fragment Gallery. По схеме; письменно и с фото.
  • неблокирующий Прочитать статьи
    Прочитать статьи из сборника «Подросток в музее». По одной статье провести анализ методов рефлексии и обсуждения образовательных проектов. На занятии представить мини-отчет на 3 минуты.
  • неблокирующий Разработка собственного определения «критического кураторства»
    Разработка собственного определения «критического кураторства» по итогам лекции. Ведение словаря ключевых терминов, рассмотренных на лекции и способность объяснить значение каждого из них по просьбе преподавателя.
  • неблокирующий Выполнение одного из упражнений по поиску идей
    Выполнение одного из упражнений по поиску идей (чтение, наблюдение, беседа); выборочная презентация идей в ходе семинарского занятия, 30 минут). Формулирование исследовательских вопросов к темам, составляющим круг интересов коллег (работа на семинарском занятии вместе с преподавателем).
  • неблокирующий Групповое посещение выставки
  • неблокирующий Выбор темы и подготовка проблемно-целевого стейтмента кураторского проекта
    Выбор темы и подготовка проблемно-целевого стейтмента кураторского проекта по результатам чтения текста, предложенного преподавателем, презентация результатов (работа в парах; 60 минут).
  • неблокирующий Рецензия на музейный проект
    Рецензия на музейный проект, реализованный в 2020-21 годах, 1500-2000 слов. В тексте должен быть представлен краткий анализ концепций похожих культурных инициатив, предшествующих реализации рассматриваемого проекта, а также подробный критический анализ последнего, демонстрирующий применение знаний, полученных в ходе занятий, и опирающийся на вторичные источники – рецензии и интервью, научные статьи, монографии (не менее 5 источников). Важной частью рецензии является анализ достоинств и недостатков концепции и предложение рекомендаций по ее улучшению и/или развитию (оценивается по 10-балльной шкале)
  • неблокирующий Анализ портфолио творческого профессионала
  • неблокирующий Анализ визуального стиля двух проектов
    Анализ визуального стиля двух проектов с вниманием к внешним материалам (реклама, PR) и дизайну внутри экспозиции (работа в парах, 60 минут).
  • неблокирующий Формирование рейтинга этических проблем
  • неблокирующий Рецензия
    Написать рецензию на статью, главу из книги, или пример исследования (исторического, социологического, из области cultural studies), которое вы считаете релевантным в контексте музейной практики. Подойдет выставочный проект, если для создания выставки проводилось оригинальное исследование и есть доступ к каталогу по итогам выставки, на который можно сослаться. Рецензия может содержать: а. краткий обзор дизайна исследования; б. анализ использованных методов (насколько предложенные авторами методы позволили решить исходные проблемы); в. оценку качества собранных данных и их интерпретации; г. рассуждение о том, в какой степени это конкретное исследование и использованные в нём методики могут быть полезны в музейной практике в российском контексте; д. любые рассуждения о теории и/или музейной практике, которые автор считает уместными и важными в контексте анализируемого материала; е. список использованной литературы.
  • неблокирующий Бюджет перформанса или программы к выставке
    Составить бюджет перформанса или программы к выставке, письменно. Задание оценивается по 10-балльной шкале. Оценка за семинары ставится с учетом выполнения всех заданий, активности участия в дискуссиях, обоснованности ответов и использования при аргументации пройденного материала и освоенной специальной лексики.
  • неблокирующий Создание и презентация кураторской концепции музейного проекта
    Создание и презентация кураторской концепции музейного проекта, подготовленной индивидуально по итогам самостоятельного исследования. Оценивается дважды: в форме черновика и финальной версии. Предполагает разработку и описание идеи собственного трансмедийного проекта, подготовленного по результатам исследования выбранной студентом темы. Форма представления включает 20-минутную презентацию проекта, которая содержит концепцию объемом 1000 слов, описание аудитории, визуализацию (мудборд), структуру разделов/направлений, перечень медиаплатформ/каналов коммуникации (оценивается по 10-балльной шкале). Оценка за семинары ставится с учетом выполнения всех заданий, активности участия в дискуссиях, обоснованности ответов и использования при аргументации пройденного материала и освоенной специальной лексики.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Бюджет перформанса или программы к выставке + 0.3 * Рецензия + 0.3 * Рецензия на музейный проект + 0.3 * Создание и презентация кураторской концепции музейного проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • England, D., Schiphorst, T., & Bryan-Kinns, N. (2016). Curating the Digital : Space for Art and Interaction. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1181882
  • Martin, L., Lord, G. D., & Lord, B. (2012). Manual of Museum Planning : Sustainable Space, Facilities, and Operations (Vol. 3rd ed). Lanham, Md: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Falk, J. H. (2016). Identity and the Museum Visitor Experience. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1253185
  • Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2018). Learning From Museums (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1884013