Магистратура
2020/2021
Управление цифровым контентом в современном музее
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Трансмедийное производство в цифровых индустриях)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кокорин Дмитрий Владимирович,
Крылова Екатерина Владимировна,
Лобанова Лидия Валерьевна,
Полнарева Анастасия Юрьевна,
Чечик Лия Анатольевна
Прогр. обучения:
Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
116
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями работы музейной сферы, ее ценностями и организационными принципами, с аудиторией музеев и ее ожиданиями, с экономикой музейной работы и правовой спецификой музеев различных типов. С учётом всех особенностей музейной сферы студенты учатся разрабатывать и реализовывать выставочные проекты, использующие возможности медиа для обогащения впечатления от экспозиции и создания дополнительных медиарасширений.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить магистрантов с историей и теорией развития музейного дела, основными современными моделями развития музеев, с актуальными практиками разномасштабных музейных центров мира в контексте современных вызовов – формирования глобального сетевого сообщества, доступности информации и постоянно растущей скорости изменения социально-экономической среды
- Создать у студентов основополагающий фундамент знаний о направлениях деятельности музея и научить студентов работать с разным музейным содержанием
- Ознакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами кураторской поддержки культурных проектов, а также научить применять полученные знания для осмысления современных музейных практик
- Сформировать у студентов профессиональные компетенции и прикладные навыки, необходимые для продюсирования и работы с различными типами цифрового контента в музейной деятельности
Планируемые результаты обучения
- Знает терминологию, используемую в сфере культуры и музейного дела
- Умеет определять ключевые ценности музея
- Умеет использовать традиционные практики в работе музея и новые подходы, отвечающие современным вызовам общества
- Знает схему базовой коммуникации
- Знает разные критерии сегментирования
- Знает о социальной модели понимания инвалидности
- Знает основные принципы доступности и инклюзии
- Знает о роли коллекции в музее
- Знает разные формы наследия
- Понимает, по какому принципу формируется коллекция
- Знает разные способы репрезентации коллекций
- Знает разные формы инклюзивных проектов на базе коллекций
- Знает разные источники и методы исследований
- Владеет навыком постановки исследовательского вопроса, поиска и интерпретации источников
- Способен выбрать тему исследования для разработки контента выставочных проектов
- Понимает значение исследований музейной коллекции
- Умеет планировать и проводить исследовательский проект
- Знает этапы проведения исследования в музее
- Умеет ставить проблему с учетом специфики музея и его проектной деятельности
- Понимает, как устроена образовательная деятельность в музее
- Знает и понимает модель посетительского опыта по Фальку и Диркинг
- Знает основные принципы менеджмента образовательных проектов
- Понимает особенности разных образовательных программ
- Понимает разницу в специфике работы куратора музейной коллекции и современного куратора, ориентированного на производство критического знания
- Способен сравнить понятия «идея» и «концепция» (в отношении кураторского проекта)
- Знает стадии генерации идей и может объяснить их специфику
- Умеет использовать повседневные активности (чтение, наблюдение, беседы) для поиска идей будущих кураторских проектов
- Умеет формулировать исследовательские вопросы
- Анализирует примеры альтернативных способов производства знания в рамках кураторских проектов
- Формулирует план специального исследования, составляет список типов источников (научные эссе, выставки по смежным темам, документальные хроники и др.)
- Умеет использовать технологию проблемно-целевого стейтмента на разных стадиях концептуализации кураторского проекта
- Понимает принцип выбора теоретической рамки для концептуализации исследования (научная/критическая идея, концепция, термин, метафора)
- Интерпретирует примеры кураторских проектов как попыток производства субъективного знания
- Анализирует примеры кураторских проектов с точки зрения соотношения известного и нового контента, а также пропорции аналоговых и цифровых экспонатов
- Рассматривает мультимедийный контент как экспонат с «эффектом живущего организма», перечисляет основные современные тенденции в производстве подобных объектов
- Критически подходит к определению степени интерактивности и иммерсивности музейного контента
- Понимает структуру команды музейно-выставочного проекта, в том числе ее творческой части – специалистов, ответственных перед куратором
- Понимает разницу между брифом и техническим заданием
- Способен поставить задачу перед специалистами разных профилей, не ограничивая свободу их творческого самовыражения
- Разбирается в специфике дизайна для музейно-выставочных проектов (деликатность визуальных решений, внимание к деталям – фактуре материалов, особенностям выставочного пространства, световым решениям и др.
- Анализирует примеры кураторских брифов на разработку концепций дизайна
- Ориентируется в процессе нетворкинга (знакомстве и поддержании контактов с создателями контента и экспертами, площадками и платформами для будущего сотрудничества, партнерами и инвесторами)
- Ориентируется в видах цифровых проектов (независимые, институализированные; born-digital и проекты-приложения к физическим экспозициям)
- Понимает роль, место и функции выставочного отдела в музее
- Понимает, как выстраивается нарратив выставки
- Может перечислить примеры выставочных цифровых проектов
- Знает основные принципы разработки доступных цифровых проектов
- Знаком с ГОСТ Р 52872-2019 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме
- Понимает из чего складывается опыт посетителя музея
Содержание учебной дисциплины
- История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества.История возникновения и развития музеев в России и мире. Роль и миссия музеев в контексте вызовов современного общества. Музей как комплексная институция. Миссия и задачи музеев в контексте социальных и образовательных потребностей общества. Каковы истоки музеев, и как они развиваются с течением времени? От частного коллекционирования до создания музеев для посетителей. Как воспринимаются музеи в XXI веке?
- Развитие аудитории музеяРазвитие аудитории. Исследования. Сегментация. Программы лояльности
- Доступность и инклюзияОрганизация доступности и инклюзии – неотъемлемая часть работы современного музея
- Коллекции и постколониализмКоллекции и постколониализм. Новые подходы к показу коллекций. Социальный поворот в институциональном развитии музея
- Сохранение и доступность как одновременные приоритеты музеяСохранение и доступность как одновременные приоритеты музея. Работа с коллекциями в инклюзивных образовательных проектах
- Теоретические ресурсы музейных исследований. Применение различных исследовательских стратегий в музейной практикеПрименение различных исследовательских стратегий в музейной практике.С точки зрения современной социологии знания, формально «научные» структуры не обладают монополией на производство знания. Напротив, эта социальная практика, в которую вовлечены многие институты, в том числе и музеи. Сотрудники музеев не только изучают коллекции в рамках традиционно сложившихся областей собственной экспертизы (атрибуция предметов, описание), но и инициируют различные исследовательские программы и проекты, в том числе с участием академических структур в качестве партнеров.
- Логика музейного исследованияЛогика музейного исследования. Дизайн исследований в социальных науках. Постановка исследовательского вопроса, выбор методов, сбор и анализ данных.
- Исследования и выставочная политика музеевИсследования и выставочная политика музеев. Выставки, построенные на основе исследований. Разбор примеров из практики ведущих музеев.
- Исследования и коллекции музеевИсследования и коллекции музеев. Комплектование, провенанс, работа с научно-справочным аппаратом. Работа в архивах. Проблема коллекционирования современных артефактов.
- Связь исследовательской и проектной деятельности
- Стратегия образовательных/публичных программ. Ключевые векторы. Термины и определенияОбразовательная стратегия: ключевые векторы. Разработка образовательных программ. Стратегические «вилки»: интерпретационная или генерирующая практика; планово-убыточная деятельность или коммерчески выгодный проект; сервис или опыт. Примеры в РФ и за рубежом. Динамика развития: вместе и врозь с институцией.
- Менеджерские свойства публичных программ. Модель посетительского опыта по Фальку и ДиеркингМенеджерские свойства публичных программ. Модель посетительского опыта по Фальку и Диеркинг. Особенности программирования образовательных проектов и проектов живых искусств (live arts): инновационность дискурсивных практик для РФ; обратная связь аудитории как референтная точка; репрезентация процесса; документация как самостоятельный жанр. Плюсы и минусы программирования по возрастам. Плюсы и минусы проектного управления в менеджменте образовательных событий.
- Реализация публичных программ. Факторы успеха
- Кейсы. Образовательная программа к выставке
- Кейсы. Перформансы и интервенции
- Критическое кураторствоКритическое кураторство. Профессия «Куратор». История кураторства. Актуальные компетенции. Кураторство и критическая теория.
- Производство идейПроизводство идей. Как появляются кураторские идеи? Внимание к парадоксам и неоднозначным тенденциям. Формулирование исследовательского вопроса.
- Кураторство как производство подвижного знанияКураторство как производство подвижного знания. Кураторство как форма исследования. Междисциплинарные проекты. Поиск создателей контента. Критическое осмысление результатов исследования.
- КонцептуализацияКонцептуализация. Выбор теоретических рамок для интерпретации результатов исследования. Разработка структуры проекта. Выбор форматов представления контента. Текст концепции.
- Выбор/создание контентаВыбор/создание контента. Типы контента. Выбор подхода к подаче материала с учетом специфики аудитории, площадки/платформы, бюджета проекта. Определение принципов взаимодействия аудитории с контентом.
- Формирование и брифинг творческой команды проектаФормирование и брифинг творческой команды проекта. Определение состава команды в зависимости от формата проекта. Изучение портфолио, сбор и проверка рекомендаций. Брифинг. Формирование финального технического задания.
- Супервайзинг визуального стиля проектаСупервайзинг визуального стиля проекта. Визуальный стиль культурного проекта. Принципы выставочного дизайна.
- Этика, репутация и нетворкинг
- Курируя нематериальноеАлгоритмическое кураторство. Цифровые проекты. Роль куратора в цифровой среде. Нематериальный контент как живое знание. Цифровой контент как способ контекстуализации материальных объектов.
- Выставочный отдел: роль, цели, задачи, программа, функции и команда
- Сторителлинг выставочных проектов
- Цифровые выставки
- Опыт посетителя музея. Точка сборки
- Цифровая доступность
Элементы контроля
- Сформулировать миссию выбранного музея
- Описание разных сегментов аудитории Музея Гараж
- Разбор кейсов
- Описать коллекцию выбранного музея
- Работа на семинаре
- Разбор примеров из практики ведущих музеев
- Проектирование работы с тематической коллекцией
- Разбор конкретных проектных предложений
- Прочесть и послушать эссе, выписать тезисы, презентацияПрочесть и послушать: Эссе Серра, подкаст «Списать не получится» выпуск от 31 декабря «Что ждет образование в будущем», Карстен Шуберт «Удел куратора», глава «Открытие публики». Выписать два тезиса, утверждения из каждого, вызвавшее сомнение / несогласие / удивление / позитивный отклик. Презентация на занятии.
- Прочесть статью Линч или Грехэм и письменно ответить на вопросы. Обсуждение на занятии.
- Модель посетительского опыта. Рисунок или схема в PP. Работа в паре. Презентуется на занятии.
- Анализ архитектуры образовательного пространства ММоМА или Музея «Гараж»Анализ архитектуры образовательного пространства ММоМА или Музея «Гараж», Fragment Gallery. По схеме; письменно и с фото.
- Прочитать статьиПрочитать статьи из сборника «Подросток в музее». По одной статье провести анализ методов рефлексии и обсуждения образовательных проектов. На занятии представить мини-отчет на 3 минуты.
- Разработка собственного определения «критического кураторства»Разработка собственного определения «критического кураторства» по итогам лекции. Ведение словаря ключевых терминов, рассмотренных на лекции и способность объяснить значение каждого из них по просьбе преподавателя.
- Выполнение одного из упражнений по поиску идейВыполнение одного из упражнений по поиску идей (чтение, наблюдение, беседа); выборочная презентация идей в ходе семинарского занятия, 30 минут). Формулирование исследовательских вопросов к темам, составляющим круг интересов коллег (работа на семинарском занятии вместе с преподавателем).
- Групповое посещение выставки
- Выбор темы и подготовка проблемно-целевого стейтмента кураторского проектаВыбор темы и подготовка проблемно-целевого стейтмента кураторского проекта по результатам чтения текста, предложенного преподавателем, презентация результатов (работа в парах; 60 минут).
- Рецензия на музейный проектРецензия на музейный проект, реализованный в 2020-21 годах, 1500-2000 слов. В тексте должен быть представлен краткий анализ концепций похожих культурных инициатив, предшествующих реализации рассматриваемого проекта, а также подробный критический анализ последнего, демонстрирующий применение знаний, полученных в ходе занятий, и опирающийся на вторичные источники – рецензии и интервью, научные статьи, монографии (не менее 5 источников). Важной частью рецензии является анализ достоинств и недостатков концепции и предложение рекомендаций по ее улучшению и/или развитию (оценивается по 10-балльной шкале)
- Анализ портфолио творческого профессионала
- Анализ визуального стиля двух проектовАнализ визуального стиля двух проектов с вниманием к внешним материалам (реклама, PR) и дизайну внутри экспозиции (работа в парах, 60 минут).
- Формирование рейтинга этических проблем
- РецензияНаписать рецензию на статью, главу из книги, или пример исследования (исторического, социологического, из области cultural studies), которое вы считаете релевантным в контексте музейной практики. Подойдет выставочный проект, если для создания выставки проводилось оригинальное исследование и есть доступ к каталогу по итогам выставки, на который можно сослаться. Рецензия может содержать: а. краткий обзор дизайна исследования; б. анализ использованных методов (насколько предложенные авторами методы позволили решить исходные проблемы); в. оценку качества собранных данных и их интерпретации; г. рассуждение о том, в какой степени это конкретное исследование и использованные в нём методики могут быть полезны в музейной практике в российском контексте; д. любые рассуждения о теории и/или музейной практике, которые автор считает уместными и важными в контексте анализируемого материала; е. список использованной литературы.
- Бюджет перформанса или программы к выставкеСоставить бюджет перформанса или программы к выставке, письменно. Задание оценивается по 10-балльной шкале. Оценка за семинары ставится с учетом выполнения всех заданий, активности участия в дискуссиях, обоснованности ответов и использования при аргументации пройденного материала и освоенной специальной лексики.
- Создание и презентация кураторской концепции музейного проектаСоздание и презентация кураторской концепции музейного проекта, подготовленной индивидуально по итогам самостоятельного исследования. Оценивается дважды: в форме черновика и финальной версии. Предполагает разработку и описание идеи собственного трансмедийного проекта, подготовленного по результатам исследования выбранной студентом темы. Форма представления включает 20-минутную презентацию проекта, которая содержит концепцию объемом 1000 слов, описание аудитории, визуализацию (мудборд), структуру разделов/направлений, перечень медиаплатформ/каналов коммуникации (оценивается по 10-балльной шкале). Оценка за семинары ставится с учетом выполнения всех заданий, активности участия в дискуссиях, обоснованности ответов и использования при аргументации пройденного материала и освоенной специальной лексики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Бюджет перформанса или программы к выставке + 0.3 * Рецензия + 0.3 * Рецензия на музейный проект + 0.3 * Создание и презентация кураторской концепции музейного проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- England, D., Schiphorst, T., & Bryan-Kinns, N. (2016). Curating the Digital : Space for Art and Interaction. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1181882
- Martin, L., Lord, G. D., & Lord, B. (2012). Manual of Museum Planning : Sustainable Space, Facilities, and Operations (Vol. 3rd ed). Lanham, Md: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Falk, J. H. (2016). Identity and the Museum Visitor Experience. [Place of publication not identified]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1253185
- Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2018). Learning From Museums (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1884013