• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Максудова-Елисеева Гала Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа предназначена для учебно-методического сопровождения семинарского курса по философии для студентов нефилософской специальности. Она направлена на выработку общекультурных навыков и овладение важнейшими общекультурными компетенциями. Программа совмещает в себе исторический и проблемный подходы к изучению философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными концепциями философского знания и возможностями их применения в обыденной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет особенности возникновения философии, многообразие философии, предмет философии, историческую периодизации философии;
  • определяет периодизацию античной философии;
  • отличает аристотелизм от платонизма;
  • описывает сущность, периодизацию и ключевые принципы средневековой философии;
  • отличает друг от друга сущность эмпиризма и рационализма;
  • выявляет сущность философии Декарта, Локка, Гоббса, Спинозы;
  • объясняет сущность немецкой классической философии, категорический императив и априоризм Канта, особенности диалектики Гегеля и его учение о государстве;
  • описывает специфику и ключевые положения основных школ западной философии ХХ столетия;
  • анализирует содержание и объем понятия «бытие», фундаментальные онтологические различия: бытие и ничто, сущее и бытие, сущность и существование;
  • анализирует сущность понимания сознания в философии и его основные концепции;
  • различает основные типы аксиологических теорий;
  • анализирует сущность антропоцентризма, отличает его от теоцентризма, природоцентизма, логоцентризма, социоцентризма;
  • знает основные теории научного метода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философская пропедевтика
    Возникновение философии. Многообразие философии: западная и восточная философии. Китайские и индийские философские школы. Становление философии. Специфика древнегреческой философии: мудрость и фюсиология. Проблема определения философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия и другие формы культуры. Философия и метафизика. Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем. Философские методы познания. Средства философии: язык, приемы, техники. Дисциплинарное строение философского знания. Философия и общество. Историческая периодизация философии.
  • Античная философия
    Сократ и сократическое школы. Классическая античная философия: идеализм Платона и телеономия Аристотеля. Платоники и неоплатоники. Неклассическая античная философия: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.
  • Средневековая философия и ее кризис
    Специфика и основные проблемы средневековой философии. Периодизация средневековой философии. Исламская философия Средних веков. Основные школы и представители христианской средневековой философии. Мистика. Схоластика. Томизм и августинианство. Кризис средневековой философии. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм, утопизм, скептицизм позднего Возрождения. Философия Реформации и Контрреформации.
  • Философия Нового времени
    Возникновение новоевропейской философии. Метафизические системы рационализма. Британский сенсуализм и его критики. Субъективный идеализм. Просвещенческий деизм. Натурализм, эмпиризм и материализм в философии Просвещения.. Спиритуализм и иррационализм философии 18 века. Кризис схоластического метода в философии. Эмпиризм и рационализм в гносеологии. Эмпирическая система Ф. Бэкона как переход от ренессансного философствования к философии Нового времени. Метафизика Б. Спинозы. Диалектика свободы и необходимости. Мышление и протяженность. Рационалистическая философия Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм. Проблема врожденных идей. Сенсуализм Дж. Локка. Гносеология и политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка. Теория естественного права и общественного договора. Специфика гносеологических систем Дж. Беркли и Д. Юма. Плюралистическая онтология Г.В. Лейбница: учение о монадах. Характерные черты философии Просвещения. Философия немецкого Просвещения: Х. Вольф, А. Баумгартен, С. фон Пуфендорф. Философия французского Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер. Французские материалисты XVIII в. и судьба их идей.
  • Немецкая классическая философия и ее адепты
    Немецкая классическая философия: основные идеи и представители. Истоки философии И. Канта. Гносеология Канта и «коперниканский переворот» в философии. Этическая система Канта. Философия религии, политическая философия и философия истории у Канта. Критика системы Канта и возникновение классического немецкого идеализма: И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель. «Метафизика деятельности» Фихте. Философия творчества Шеллинга. Идеалистическая диалектика Гегеля. Философия Гегеля как завершение классической рационалистической традиции. Философия романтизма. Спекулятивная диалектика и абсолютный идеализм. Критики и последователи классического трансцендентализма.
  • Онтология, учение о бытии.
    Учение о бытии. Возникновение и генезис понятия "бытие" в западной философии. Старая и новая онтологии. Онтологическое и онтическое. Фундаментальные онтологические различия: бытие и ничто, сущее и бытие, сущность и существование. Реальное и идеальное сущее. Возможность и действительность. Случайность и необходимость. Субстанция, ее атрибуты и модусы. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Проблема единства мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Понятия материального и идеального: идеализм и материализм. Мир и вещи. Пространство, время. Атрибуты сущего: время, пространство, строение, развитие. Субъективистские и объективистские концепции времени. Реляционная и субстанциальная концепции пространства. Движение и развитие, диалектика. Теории развития: диалектическая эмерджентная, эволюционная. Уровни и иерархия сущего. Живое и неживое. Душа и Дух. Система, элемент, структура и функции. Проблемы самоорганизующихся систем. Антиномии целостности. Сущность, закон, порядок. Тождество и различие. Общее и всеобщее. Общее, единичное, особенное. Явление, феномен, сущность. Виды законов. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.
  • Западная философия ХХ столетия
    Аналитическая философия. Реализм. Логический неопозитивизм. Лингвистическая философия. Критический рационализм. Экзистенциализм, философская антропология, фундаментальная онтология. Герменевтика. Постструктурализм и философия эпохи Постмодерна. Аналитическая философия и наследие классического рационализма. Б. Рассел и Дж. Мур. Структура аналитической философии. Западноевропейская философия жизни. Философия пессимизма А. Шопенгауэра. Истоки философии экзистенциализма в творчестве С. Кьеркегора. Ф. Ницше: философия «сверхчеловека».. Интуитивизм А. Бергсона и учение о сознании. Философия культуры О. Шпенглера. Пути концептуализации бессознательного в психоаналитической философии.. Основные направления современной западной философии. Экзистенциальная философия. М. Хайдеггер. Экзистенция как истина бытия. Французский экзистенциализм. Экзистенция и свобода. Философская герменевтика: становление и развитие. Герменевтика Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера.
  • Сознание
    Проблема происхождения сознания. Формирование сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание и психика. Сознание и познание. Сознание, рефлексия и самосознание. Структура сознания. Психофизическая проблема: монизмы и дуализмы в философии сознания. Основные философские концепции сознания: идеалистические, физикалистские, бихевиористские, функционалистские. Проблема идеального. Общественное и индивидуальное сознание. Идеология и массовое сознание. Сознание и бессознательное. Бессознательное и подсознание. Пути концептуализации бессознательного. Виды бессознательного: сексуально-биологическое, индивидуальное, коллективное, реальное, символическое, воображаемое. Бессознательное и проблема единства Я. Сознание, самосознание и личность. Проблема Я в истории философии.
  • Аксиология, эстетика и этика.
    Предмет аксиологии. Основные типы аксиологических теорий. Понятие ценности. Проблема объективности ценностей. Ценность, норма, идеал. Ценность и оценка. Иерархия ценностей. Нравственные ценности. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
  • Антропология
    Представления о совершенном человеке в различных культурах. Религиозные ценности и свобода совести. Человек как предмет познания. Антропоцентризм в соотношении с теоцентризмом, природоцентизмрм, логоцентризмом, социоцентризмом. Проблемы происхождения жизни и происхождения человека. Основные этапы антропогенеза. Проблема определения сущности человека. Единство духовного и телесного, биологического и социального в человеке. Индивидуальное и социальное бытие человека. Атрибутивные свойства человека: свобода, творчество, моральность и др. Проблемы человеческой личности. Типы личности в философии. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
  • Проблема научного метода
    Движение к науке (философия - теология - опытная наука). Проблема научного метода (Галилей, Бэкон, Гоббс, Декарт). Наука как проект. Формирование языка науки. Понятие закона природы и естественное право.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Объём эссе 11-17 т.з. Эссе должно состоять из трёх частей (введение, основная часть, заключение). Введение и заключение суммарно не должны превышать 20% от итогового текста. Во введении должна быть поставлена проблема исследования, в заключении должны быть представлены выводы относительно поставленной в введении проблемы. В конце эссе должен быть приведён список использованной литературы.
  • неблокирующий Экзамен
    20 билетов, состоящих из двух вопросов, один из которых посвящён темам, пройденным в рамках онлайн курса, один - темам, охваченным в рамках семинарских занятий. Студент тянет билет и может готовиться к ответу в течение 25 минут. Пользоваться какими-либо источниками запрещено.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел, Б., 1999
  • История философии : от философии Древнего Востока до философии XXI века, Васильев, В. В., 2014
  • Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новый Органон, Бэкон, Ф., 1935