• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегический анализ

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках магистерских программ «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг», «HR-аналитика», «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по направлению 38.04.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе организационного научения и предпринимательства, а также практическая отработка методов стратегического анализа, которые используются в процессе разработки стратегии бизнеса. В качестве одной из основных технологий обучения применяется командное проектирование стратегии развития реальной организации по заданиям преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • практически освоить концепции и техники современного стратегического анализа и дизайн-мышления
  • сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации
  • освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости
  • развить системное представление о деятельности организации в контексте динамичного внешнего окружения
  • сформировать понимание процессов конкурентного позиционирования и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • системно описывать и исследовать любой бизнес в формате бизнес-модели, а также применять техники дизайн-мышления для формирования стратегии развития в формате бизнес-модели
  • системно оценивать влиятельные макрофакторы и выявлять отраслевые тренды, оценивать стратегические активы и динамические компетенции компании
  • исследовать систему конкуренции-сотрудничества компании, уметь выявлять потенциально полезные комплементарные эффекты и выстраивать сетевое сотрудничество
  • исследовать организацию с применением модели организационной среды и планировать организационные изменения
  • анализировать причины неэффективности в схеме выработки ключевых решений и оптимизировать ее с целью уменьшения информационных и мотивационных рисков
  • проводить сценарный анализ развития ситуации и обосновывать варианты развития бизнеса
  • проводить экспертный анализ стратегической ситуации и обосновывать адекватные идеи развития с учетом стратегических рисков
  • обосновывать уникальную стратегическую позицию ценностных предложений компании, а также наглядно отображать ее с помощью стратегической канвы, а также строить инновацию ценности и масштабировать ее, защищая от имитации
  • проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
  • провести аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
  • строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес-модель как базовая схема системного описания деятельности организации. Современный стратегический анализ и дизайн-мышление
    Бизнес-модель системная схема создания ценности и получения прибыли. Шаблон Остервальдера. Стратегический анализ и принципы дизайн-мышления. Принципы и ключевые этапы реализации стратегического дизайн-проекта. Определение бизнеса и дефекты стратегического зрения.
  • Динамика факторов внешнего окружения. Конкуренция-сотрудничество в сетевом мире и переход к формированию цифровых экосистем. Стратегическая лестница
    Система факторов внешнего окружения. Конкуренция-сотрудничество. Корпорация – портфель бизнесов. Цифровая трансформация и переход к формированию цифровых экосистем. Динамические модели развития. Целевой и ресурсный подход. Стратегическая лестница
  • Стратегический процесс в современной компании
    Система стратегического управления. Ключевые организационные метафоры. Модель организационной среды. Школы стратегий. Планирование и механизмы научения. Стратегия как предпринимательский процесс экспериментирования. Динамические компетенции современной организации.
  • Системное описание бизнеса и диагностика стратегической ситуации
    Бизнес-модель как схема выработки ключевых решений. Изменение бизнес-модели для уменьшения информационных и мотивационных рисков.
  • Анализ стейкхолдеров и сценарный анализ ситуации
    Анализ стейкхолдеров. Стратегический ментальный базис. Анализ макрофакторов (PESTEL-анализ) и отраслевых трендов. Сценарный анализ ситуации и исследование вариантов развития. Задача мониторинга и научения на основе сканирования внешней ситуации
  • Сценарное исследование вариантов развития ситуации и обоснование перспективных направлений развития
    Построение системы предупреждения об изменении критичных факторов ситуации. Схема Джилада. Практикум в проведении сценарного анализа ситуации и обоснования вариантов развития бизнеса
  • Стратегическая ориентация, конкурентное позиционирование и формирование инноваций ценности
    SWOT-анализ и синтез решений по развитию бизнеса. Структурный подход Портера к конкурентному позиционированию. Модель 5 сил. Матрица базовых стратегий. Цепочка ценности. Реконструкция бизнес-модели и инновация ценности. Стратегическая канва. Стратегия голубого океана
  • Обоснование бизнес-стратегии в формате бизнес-модели
    Выбор перспективного рынка и сегментирование. Карта потребительской полезности. Проектирование ценностного предложения. Позиционирование ценностного предложения. Проектирование цепочки ценности. GAP-анализ. Обоснование In house/Outsourcing решений по развитию компетенций. Переход к проектному формату реализации стратегии
  • Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса: позиционирование перспективного ценностного предложения, проектирование цепочки (сети) ценности и оценка финансовых показателей развития бизнеса
    Проектирование ценностного предложения с применением техник дизайн-мышления и глубинного исследования потребителей Финальная презентация дизайн-проекта по формированию перспективной бизнес-модели
  • Корпоративная стратегия. Портфельный анализ. Ядро и карта смежных зон
    Пространство стратегического анализа в корпоративной стратегии. Диверсификация и интеграция. Портфельные матрицы. Ядро бизнеса и карта смежных зон (Bain). Карта роста (McKinsey)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие и работа на семинарах
  • неблокирующий Активность работы в командах
    Уже после первой лекции магистранты разбиваются на команды по 5-7 человек для отработки практических заданий в период самостоятельной работы и семинаров. Команды представляют свои результаты в формате pptx- и/или pdf-презентаций до начала следующей лекции или семинара. Заслушивания команд с презентациями и открытыми дискуссиями осуществляются на семинарских занятиях. Текущий контроль осуществляется во время обсуждения результатов работы в аудитории. Практические задания командам посвящены практической отработке следующих тем курса: 1) Системное описание бизнеса в формате бизнес-модели. Описание динамики факторов внешнего окружения. Выявление ключевых проблем и обоснование изменений в бизнес-модели для уменьшения рисков 2) Проведение сценарного анализа ситуации и обоснования вариантов развития бизнеса 3) Формирование бизнес-стратегии в формате перспективной бизнес-модели
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен (4 ак. часа) проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга и имеет целью итоговую проверку результатов изучения студентами материалов учебных занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.45 * Активность работы в командах + 0.3 * Присутствие и работа на семинарах + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Grant, R. M. (2016). Contemporary Strategy Analysis : Text and Cases: Vol. Text and Cases, Ninth edition. Wiley.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Heijden, K. van der, (DE-576)178356158. (2006). Scenarios : the art of strategic conversation / Kees van der Heijden. Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.390328596
  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Лидтка Ж., Огилви Т. - Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 240с. - ISBN: 978-5-00057-314-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62172
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078