• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методология исследований в менеджменте

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

менеджменте: методология и методы Целью освоения дисциплины является получение студентами знаний о принципах и подходах к проведению научных исследований в бизнесе и менеджменте, формирование умений использования различных методов для получения информации, необходимой при решении аналитических и управленческих задач. В рамках курса сравниваются методология и методы проведения научных и диагностических исследований в менеджменте, определяющих выбор одного из двух возможных форматов работы: собственно исследовательский формат (исследование, осуществляемое в целях получения новых знаний о структуре, свойствах и закономерностях функционирования изучаемого объекта (явления) и проектно-исследовательский формат (выявление и разработка прикладной проблемы, направленной на создание проектного решения). Применение разных стратегий и методов демонстрируется на примерах российских и зарубежных исследований в бизнесе и менеджменте в контексте специфики разных магистерских программ. В ходе семинарских занятий моделируются основные этапы научно-исследовательской работы, начиная с постановки исследовательской проблемы, целей и задач исследования, выдвижения гипотез и подбора методов их тестирования. Студенты получают представление о принципах работы с научной литературой, подготовки и презентации исследовательского проекта, изложения результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методология исследований в менеджменте» является формирование у студентов представлений об общих понятиях и основных приемах научного исследования и организационной диагностики. Студенты осваивают терминологию методов и методологии исследования, структуру процесса исследования, требования к публикации статей, представляемых в научные журналы как в России, так и за рубежом. Этот курс посвящен проведению исследований, как в академических кругах, так и на практике, при подготовке управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные виды организационных исследований; уметь определить тип исследовательской методологии.
  • знать структуру диагностических средств, уметь определять особенности разных типов диагностических технологий
  • знать количественные методы проведения исследований, уметь выбрать адекватные методы в зависимости от целей и задач исследования или диагностики
  • знать основные методы проведения качественных исследований; уметь выбрать адекватный метод сбора данных
  • знать основные принципы сочетания различных методов сбора данных, подходы к интерпретации результатов; уметь организовать и провести научное или диагностическое исследование
  • знать различия исследовательских и диагностических подходов; уметь определить необходимость выбора способа решения поставленной управленческой задачи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы исследований в организациях
    Определение понятия исследований в организациях. Виды организационных ис-следований. Организационная диагностика и исследования. Значение исследований в процессе принятия управленческих решений. Концептуальные основы исследований. Типы исследовательской методологии. Позитивистская методология. Феноменологическая методология. Смешанные типы методологии. Проблемы выбора исследовательской методологии. Диагностика и исследования: сходства и различия. Границы применения. Диагностика как выявление симптомов или причин патологии. Диагностические исследования как разновидность прикладных организационных исследований.
  • Концептуальные и методологические аспекты организационных исследований.
    Критический обзор литературы: источники и этапы изучения. Структура академических источников и виды научных публикаций. Система оценки и признания научных публи-каций. Работа с неэлектронными источниками. Основные электронные базы научных публикаций. Основные журналы, синтезирующие научные достижения в области менеджмента и бизнеса. Структура литературного обзора. Особенности разработки программы исследования в организациях. .Дизайн иссле-дования. Понятие программы исследования. Общие требования к программе. Основные разделы программы исследования. Элементы методологического раздела программы: формулировка проблемы, опре-деление объекта и предмета исследования, определение цели и постановка задач исследо-вания, системный анализ объекта исследования, развертывание рабочих гипотез, операционализация основных понятий.
  • Функции и универсальная структура диагностических средств
    Структура диагностических средств. Блок описания реального состояния как базовый блок диагностического средства и его специфика. Основания для типологии блока описания реального состояния. Проблемный и предметный подходы, различие в теоретико-методологических основаниях, методических приемах и решаемых задачах. Блок описания должного состояния как не имеющий аналогов в программе исследования. Постановка вопроса о норме. Представление о должном как необходимый эле-мент подготовки решения. Блок определения рассогласования между реальным и должным состоянием объекта – основание для подготовки решения. Определение границы отклонения. Различия по степени жесткости оценки отклонений. Различия по уровням формализации, стандартизации, технологизации процедур диагностики. Различия в методах проверки на адекватность диагностических задач.
  • Количественные методы сбора данных в организациях
    Особенности «количественных» исследований: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Общие сведения о выборке исследования. Основные виды выборки. Связь показателей выборки, видов выборки с проблемой, задачами и гипотезами исследования и возможностями исследователя. Малые выборки, их значение для исследования организаций: их особенности, возможности применения. Метод опроса. Разновидности опросов, используемых в исследованиях в органи-зациях. Специфика анкетного опроса в организациях.. Стандартизированное интервью, его специфика, преимущества и недостатки. Основные источники вторичных данных, использование статистических данных в исследовании. Использование Интернета в качестве источника данных: сайты организаций, социальные сети и др. Использование «больших данных» (BigData) Подходы к количественному анализу данных.
  • Характеристика качественных исследований в организации
    Особенности «качественных» исследований: феноменология как методологическая основа, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследователь-ская стратегия. Особенности подготовки программы качественного исследования Интервью как метод качественных исследований. Виды интервью. Общие прави-ла подготовки и проведения интервью. Особенности использования метода фокус-групп. Анализ документов. Выбор документальных источников. Проблема достоверности документальной информации. Первичный и вторичный документ. Жесткие и мягкие методы анализа документов. Контент-анализ. Основные принципы контент-анализа. Наблюдение, мягкие и жесткие формы наблюдения. Преимущества и недостатки включенного наблюдения, его особенности в организационных исследованиях, границы его применения. Методы и стратегия кейс-стади. Эксперимент. Возможности его использования в организации, недостатки и ограничения. Подходы к анализу данных в качественном исследовании
  • Организация и проведение исследований и диагностики в организациях
    Комбинирование качественных и количественных методов в организационных исследованиях. Общее и особенное в подготовке инструментария в зависимости от вы-бранной модели (количественной/качественной) и метода исследования. Научная обоснованность инструментария исследования. Проблема достоверности ответов на исследовательские вопросы в зависимости от метода исследования. Логика построения инструментария. Процедура отработки инструментария. Пилотаж. Полевой исследование. Особенности проведения исследований в организации: возможности и ограничения. Интерпретация данных. Программные установки и гипотезы, их роль в интерпре-тации данных. Варианты анализа и интеграции результатов. Особенности представления результатов, визуализация данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Содержание планов семинарских занятий, задания для работы на семинарах могут различаться и зависят от специфики магистерской программы.
  • блокирующий Письменная экзаменационная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Письменная экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Strengths and Limitations of Qualitative and Quantitative Research Methods. (2017). https://doi.org/10.5281/zenodo.887088
  • The Handbook of Social Studies Research, edited by Meghan Manfra, and Cheryl Bolick, John Wiley & Sons, Incorporated, 2017. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4825480.