• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегическое мышление и стратегический анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление инвестиционными проектами)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление инвестиционными проектами
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух взаимосвязанных частей. Фокус первой части курса – стратегическое мышление. Эта часть курса ориентирована на создание основ для формирования навыка стратегического мастерства, как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основное содержание – освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, формирования навыков разработки стратегии как на личном, так и на корпоративном уровне. Вторая часть курса сконцентрирована на освоение методов стратегического анализа, которые используются в процессе разработки стратегии бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить основные концепции стратегического мышления;
  • Сформировать понимание стратегического процесса и научиться создавать процесс управления потоком стратегических задач;
  • Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
  • Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
  • Практически овладеть методами современного стратегического анализа и дизайн-мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать особенности стратегического мышления в военной сфере, теории игр и бизнесе
  • уметь формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
  • уметь создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
  • знать основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
  • системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • проводить стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
  • обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
  • детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса, завершая подготовкой инвестиционного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть I. Тема 1. Эволюция стратегической мысли
    Китайские стратагемы. Стратегическая мысль в военной сфере. Теория игр и стратегия. Эволюция стратегического менеджмента.
  • Часть I. Тема 2. Введение в стратегическое мышление
    Стратегическое мастерство как надпрофессиональный навык. Обзор основных понятий. Стратегические и операционные решения. Принятие решений в условиях неопределенности. Качество стратегических решений.
  • Часть I. Тема 3. Стратегический процесс
    Концепция стейкхолдеров и стратегия. Стратегические интересы. Структурирование пространства интересов (Модель Менделоу). Процесс управления потоком стратегических задач.
  • Часть I. Тема 5. Личная стратегия
    Стратегическая матрица.
  • Часть I. Тема 4. Искусство видеть будущее
    Познаваемое будущее. Прогнозируемое будущее. VUCA-мир. Форсайт исследования. Интеграция временной перспективы. Ассоциативная карта будущего. Смена социально- экономической парадигмы и глобальные тренды. Целеполагание и стратегические вызовы. Стратегические альтернативы. Стратегический выбор.
  • Часть II. Тема 1. Бизнес-модель и системное описание бизнеса
    Бизнес-модель как схема создания ценности и получения прибыли. Корпорация и портфель бизнесов. Целевой и ресурсный подходы к развитию бизнеса. Стратегическая лестница.
  • Часть II. Тема 2. Стратегический анализ и ориентирование в ситуации
    Анализ стейкхолдеров. Макросреда и PESTEL-анализ. Анализ отраслевых трендов и конкурентной среды. SWOT-анализ и синтез перспективных направлений развития.
  • Часть II. Тема 3. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана
    Структурный подход Портера к конкурентному позиционированию. Модель 5 сил. Матрица базовых стратегий. Цепочка ценности. Реконструкция бизнес-модели и инновация ценности. Стратегическая канва. Стратегия голубого океана.
  • Часть II. Тема 4. Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса I: выбор рынка, проектирование и позиционирование ценностного предложения
    Выбор перспективного рынка и сегментирование. Карта потребительской полезности. Проектирование ценностного предложения. Позиционирование ценностного предложения.
  • Часть II. Тема 5.  Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса II: проектирование  цепочки (сети) ценности и оценка финансовых показателей развития бизнеса
    Проектирование цепочки ценности. GAP-анализ. Обоснование In house/Outsourcing решений по развитию компетенций. Диаграмма Гантта и переход к проектному формату. Финансовая модель. Инвестиционный проект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита командного проекта по 1 части курса
    На каждой части курса учебные группы разбиваются на команды по 5-7 слушателей. На занятиях команды получают задание, которое выполняют в качестве домашнего задания. На занятиях команды проводят защиту своих результатов в формате презентации. В части I каждая группа должна сформировать ассоциативную карту будущего и сделать презентацию.
  • блокирующий Защита командного проекта по 2 части курса
    На каждой части курса учебные группы разбиваются на команды по 5-7 слушателей. На занятиях команды получают задание, которое выполняют в качестве домашнего задания. На занятиях команды проводят защиту своих результатов в формате презентации. В части II команды получают задание разработать новую стратегию развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели, которую защищают, презентуя результаты.
  • неблокирующий Работа на семинарах (1 модуль)
    Активная работа на семинарах, выполнение групповых работ, практических заданий Комментарий
  • неблокирующий Работа на семинарах (2 модуль)
    Активная работа на семинарах, выполнение групповых работ, практических заданий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Защита командного проекта по 1 части курса + 0.3 * Работа на семинарах (1 модуль)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Защита командного проекта по 2 части курса + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.15 * Работа на семинарах (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный стратегический анализ : учебник, Грант, Р., Фунтова, В. Н., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Все верные решения : руководство по созданию стратегий прорыва, Маркидес, К. К., Панфилова, С., 2005
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2007
  • Мышление стратега : искусство бизнеса по-японски, Омае, К., Евстигнеевой, И., 2007
  • Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., Пинье, И., 2015