• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Искусство Древнего мира

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 114

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением первобытного искусства
  • уметь понимать основные теории генезиса изобразительной деятельности и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты
  • знать основные виды искусства верхнего палеолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства мезолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства неолита, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства бронзового века, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • уметь разбираться с основными методами и проблемами, связанными с изучением древневосточного искусства
  • знать основные этапы в развитии искусства цивилизаций Месопотамии и соседних стран, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать специфику искусства периода "великих империй"
  • знать основные этапы в развитии искусства Древнего Египта, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • знать основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение первобытного искусства. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.
    Эволюция в открытиях первобытного искусства: от введения в научный оборот до интерпретаций. Основная литература. Основные научные центры. Понятие “первобытный синкретизм”, «ритуал», “изобразительная деятельность”, “пещерная живопись”, “наскальная живопись”, “петроглифы”, “геоглифы”. Источники. Методы: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Методы описания памятников. Микротопография памятника, его членение на естественные части, отображение в отчёте. Унификация языка описания. Сочетание словесного и графического описаний. Периодизация первобытного искусства. Функции искусства в первобытном обществе. Основные черты искусства первобытного общества: коллективность, гомогенность, ограниченный репертуар тем и сюжетов. Техники и технологии. Активное использование плоскости камня в творческом процессе. Взаимосвязь (композиционная и смысловая) искусства и окружающей среды. Основные темы и сюжеты. Стиль и стилизация. Стиль и периодизация. Изобразительные инварианты как неделимые элементы, из которых складываются стили. Первобытный синкретизм. Мифо-ритуальная деятельность и ее выражение через искусство. Мифологизм. Анималистический и антропоморфный комплекс как отражение мироустройства. Отражение основных мифов. Основные ритуалы. Проблемы реконструкции первобытной культуры. Основные черты первобытного сознания. Восприятие времени и пространства. Особенности интерпретации памятников. Языковые и изобразительные универсалии и архетипы. Техника сравнительного изучения основных тем и сюжетов: поиск аналогий, составление сравнительных таблиц. Качественное различие изобразительного и словесного языков. Изобразительная и словесная метафора. Невозможность «жёсткой» интерпретации. Критерии непротиворечивости. «Сквозные сюжеты». Стадиальность и влияния в развитии первобытного искусства. Сюжетные «универсалии» и их локальные особенности. Первобытное искусство и современный художественный процесс. Образы и стилистика первобытного искусства в творчестве профессиональных и народных художников.
  • Введение в изучение первобытного искусства. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства.
    Проблема распространения памятников первобытного искусства. Франко-кантабрийский регион и его роль в проблеме определения топографических рамок искусства первобытности. Статья А. Брейля “Франко-кантабрийский регион как родина первобытного искусства”. Палеолитическое искусство - европейский феномен или всеобщее явление? «Белые пятна» - отсутствие памятников или недостаточная изученность? Открытие во второй половине XX века памятников палеолитического искусства. Новейшие находки в Англии, Южной Африке, Австралии и на Ближнем Востоке, существенно расширившее представление о рамках искусства палеолита. Проблемы хронологии в первобытном искусстве. Условность хронологических рамок искусства мезолита и неолита. Хронологические классификации А.Брейля и А.Леруа-Гурана. Поправки А.Д. Столяра. Радиоизотопные методы датирования живописи. Метод AMS и его роль для датирования памятников первобытного искусства. Открытие пещеры Шове и необходимость обновления хронологических классификаций. Обновлённая хронология М.Лорбланше, П.Бана и Ж. Комбье.
  • Проблемы генезиса изобразительной деятельности.
    Основные теории о происхождении современного человека. Неандерталец и его роль в антропо- и культурогенезе. Эволюция человека и происхождение искусства. Генезис изобразительной деятельности как следствие усложнения представлений древнего человека о мире и мироустройстве. Изобразительная деятельность - показатель высокого уровня прогрессирующей интеграции природы и культуры, эмоций и разума. Гипотезы происхождения изобразительной деятельности: игровая, магическая, мифологическая, компенсаторная, демонстрации трофеев, экологическая (демографическая), эстетическая. Основные положения, причины их несостоятельности. Гипотеза информационного взрыва как наиболее перспективная на современном этапе развития знаний о первобытном искусстве. Время и условия появления изобразительной деятельности. Вопрос о мустьерском искусстве. Статуэтки из Берехат-Рам и Тан-Тан – неандерталец или Homo sapiens? Ассиметрия, антропогенез и искусство: симметрия и ассиметрия в природе; межполушарная ассиметрия у человека и этапы её формирования; асимметрия головного мозга и изобразительная деятельность. Взаимосвязь процессов сложения и эволюции языка и искусства. Конкретность описания образов как отличительная черта древних языков. Дефицит абстрактных понятий. Условия появления изобразительной деятельности. Изображение как первая ступень абстрагирования. Функциональная дифференциация полушарий головного мозга – основное условие появления изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность детей как «биогенетическая» модель происхождения искусства. Основные стадии художественного творчества детей (доизобразительная, схематическая, физиопластическая, стадия правдоподобных изображений, стадия правдивых изображений) как этапы формирования и развития изобразительной деятельности. Характерные черты детского рисунка (схематизм, симметрия и ритм, непропорциональность, «рентгенографичность», многоэпизодность) и их взаимосвязь с художественными особенностями первобытного искусства.
  • Искусство верхнего палеолита. Монументальное искусство эпохи палеолита.
    Хронология искусства палеолита: основные этапы изобразительной деятельности и их характеристика. Художественно-образные особенности: специфика сюжета, композиционных построений, основные стилистические приёмы. Основные «центры» и ансамбли монументального искусства. Хронологические границы создания и функционирования. Технико-технологические особенности. Основные цвета, полихромия. Особенности композиционных приёмов в пещерных ансамблях. «Правила» размещения основных сюжетных циклов в пещерах. Анимализм как ведущая сюжетная линия в живописи и петроглифах. Тема человека в живописи в петроглифах: специфика художественно-образной программы. Знаковые и орнаментальные мотивы в ансамблях палеолита и их значение. Тектиформы, клавиформы . Памятники пещерного искусства. Живопись и петроглифы Франко-кантабрийский регион: ансамбли пещер Коске, Шове, Ласко, Руффиньяк, Альтамира, Кастильо и др. Капова пещера – памятник палеолитического искусства на территории России. Индонезия: пещера на о-ве Сулавеси. Памятники пещерного искусства. Рельефы. Лоссель, Труа Фрер и др. Наскальные изображения на открытом воздухе – проблемы обнаружения и датирования. Памятники. Петроглифы долины р. Коа (Португалия), Верхний Форнол (Франция. Департамент Верхние Пиренеи).
  • Искусство верхнего палеолита. Искусство малых форм в период палеолита.
    Искусство малых форм: гравировки и резьба на камнях, кости, роге. Дискуссия о своеобразии путей развития искусства малых форм. Основные «центры» местонахождения искусства малых форм. Характерные черты композиции и сюжетного решения. Абстрактные узоры и зарождение орнаментальных мотивов на образцах из Мальты, Мезина. Памятники «мобильной графики».Изображения из гротов Ларте, Тейжа, Шаффо, Ниж.Ложери, Истюриц. Антропоморфный комплекс в скульптуре. Палеолитические “Венеры”: особенности формообразования и содержательной структуры. Основные материалы и технологии. Проблема интерпретации. Анималистические образы в палеолитической пластике: специфика художественно-образной программы. Памятники скульптуры палеолита. Венера из Виллендорфа, Венера из Леспюг, Венера из Савиньяно, Венера из Брассемпуи, Венера из Долни Вестоницы, Венеры из стоянок Костенки, Гагарино, Мальта, Буреть. Изображения животных на копьеметалках, жезлах (копьеметалка из Мас д’Азиль). Статуэтки с изображением животных из Каркассона, Зарайска.
  • Искусство мезолита.
    Особенности мезолитической культуры и их отражение в изобразительном искусстве: изменение климатических условий, переориентация охоты с крупного зверя на мелкую дичь, превращение охоты из коллективной в индивидуальную, вхождение в широкое употребление лука, возрастание роли рыболовства, появление мелкосемейных коллективов. Разница в развитии южных и северных регионов. Свидетельства об усложнении мировоззрения человека: появление древних родовых кладбищ и предметов быта в погребениях. Дискуссия о паузе в художественной деятельности между концом палеолита и мезолитом. Гальки азильской культуры. Проблема датировки мезолитических памятников. Малочисленность памятников, редкость предметов мелкой пластики. Повествовательность, отражающая попытки человека отразить некий сюжет, разворачивающийся во времени; приоритетное изображение человека и действия; схематизация образов; появление более расширенной сюжетной программы и многофигурных композиций; резко ограниченная цветовая гамма и исчезновение полихромии - основные черты искусства мезолита. Мезолитическое искусство – путь от схематизма к знаку. Четыре стиля мезолита. Пещера Аддора (Сицилия) как возможно первый памятник, «формулирующий» специфику художественной программы мезолита. Наскальные комплексы на территории Испанского Леванта – вопрос о датировке и его гипотетическая связь с мезолитическим искусства. Характерные черты «левантийского» искусства: небольшой размер; изображения, выполненные силуэтом, без передачи светотени; ограниченность цветовой гаммы (буро-красная, чёрная, реже белая краски); повествовательные композиции. Петроглифы Гобустана - особенности сюжетов, композиции, технологии изготовления. Комплекс Зараут-Камар и специфика его росписей. Памятники на территории Европы. Аддора (Сицилия), Испанский Левант - ущелья Вальторта, Когул, Кантос-де-ля-Визера (Восточная Испания), Каменная Могила (Украина), Гобустан (Кобыстан, Азербайджан), Чинна-Хитта и Чува-Хвараб-Нохо (Дагестан). Памятники на территории Азии. Зараут-Камар (Узбекистан), Грот Шахты (Таджикистан), Бхимпетка (Индия).
  • Искусство неолита. Искусство племён охотников и рыболовов.
    Появление зональной неравномерности, “неолитическая” революция, переход к производящему хозяйству. Появление новых материалов (керамика, ткань), новых ремёсел (ткачество, гончарство). Неравномерность процессов неолитизации. Изменения в духовной культуре: трансформация взаимоотношений человека и природы, появление новых элементов в мифо-ритуальной системе, формирование трёхчленной модели мира. Появление в языке обобщённых понятий как свидетельство усиления символического аспекта сознания. Переход к знаковому изображению. Преобладание орнаментальных форм. Знаки (кресты, спирали, треугольники, ромбы) как свидетельства о существовании достаточно сложных символических представлений. Усиление локальных особенностей в изобразительных традициях. Локальные особенности как проявление различий в мировоззрении неолитических культур. Основные виды искусства в неолите. Основные цвета, материалы и технологии. “Ренгенографические” рисунки. Особенности композиции и основные темы. Характерные черты хозяйственного комплекса у племён охотников и рыболовов. Ареал их обитания. Петроглифы как специфический вид монументального искусства. Проблемы датирования. Стилистические приёмы, техника исполнения как важные аргументы при датировании памятников. Особенности композиции и основные темы петроглифов постпалеолитического времени как свидетельства нового этапа в развитии изобразительного искусства. Основные техники, применяемые при исполнении петроглифов (выбивка, гравировка, резьба, шлифование). Цвета, используемые в петроглифах. Связь петроглифов с ритуально-культовой практикой. Главные центры локализации петроглифов: 1) Зона севера Восточно-Европейской равнины (Скандинавия, Кольский п-ов, Карелия). Взаимосвязь месторасположения, материала и композиции. Преобладание выбитых в камне силуэтных изображений небольшого размера. Сходства и различия онежских и беломорских петроглифов. 2) Зона Урала. Основные районы расположения петроглифов Урала: восточный склон Среднего Урала и западный склон Южного Урала. Характерные черты региона: черты сходства с петроглифами севера Восточно-Европейской равнины (солярные знаки, изображения людей с трёхпалыми руками) и петроглифами Сибири (лоси в «скелетном» стиле); расположения изображений на вертикальных плоскостях, применение техники росписи. 3) Зона Сибири и Дальнего Востока Основные районы расположения петроглифов: берега рек Лены, Амура, Ангары, Енисея, Томи, Прибайкалье, Якутия, Чукотка. Характерные черты сибирских и дальневосточных петроглифов: особенности композиций, взаимосвязь с ритуальными празднествами, проводимыми в данном регионе, техники исполнения, приоритетные сюжеты. «Ангарский» и «минусинский» стили. 4) Зона Алтая. Основные районы расположения петроглифов: Монгольский Алтай , Горный Алтай. Особенности стилистики, сюжета и техники исполнения. Пластика племён охотников и рыболовов. Основные материалы (глина, дерево, рог, реже камень). Миниатюрные фигурки зверей, птиц.
  • Искусство неолита. Искусство ранних земледельцев.
    Ареал обитания племён ранних земледельцев в неолите. Первые центры культуры ранних земледельцев. Основные черты культуры ранних земледельцев: появление осёдлых поселений, сложение земледельческой символики, развитие ремесла. Изменения в мировосприятии и его влияние на особенности художественной культуры. Протоземледельческие культы и ритуалы. Художественная культура ранних земледельцев как важный компонент ближневосточных и античных цивилизаций. «Жизнь» основных типов изображений и сюжетов искусства ранних земледельцев в традиционной культуре. Характерные черты планировки раннеземледельческих посёлков. Сырцовый кирпич как основной строительный материал. «Храмовые постройки» ранних земледельцев. Памятники. Планировки Иерехона, Чатал-Хююка и Хаджилара. Особенности формально-содержательной структуры пластики ранних земледельцев. Трасформация в представлениях о женском образе в искусстве по сравнению с пластикой палеолита. Типы статуэток в художественной культуре ранних земледельцев. Материалы и особенности технологии. Роль раскраски и орнамента. Изображения животных пластике ранних земледельцев. Памятники. Статуэтки из Чатал-Хююка, Лепенского Вира. Керамика как новый вид искусства. Основные типы сосудов. Особенности композиции, главные сюжетные темы росписей сосудов и их взаимосвязь с “картиной мира” ранних земледельцев. Понятие цветовой гармонии. Роль орнамента в системе декора сосуда. Появление локальных черт в орнаментировке сосудов. Памятники. Сосуды из Хаджилара.. Росписи святилищ в Чатал-Хююке: проблемы реконструкции и особенности художественно-образной программы. Памятники. росписи святилища VI и VII слоёв в Чатал-Хююке.
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Европы.
    Изменения в сфере производства – появление технологии плавки и обработки меди. Сложные миграционные процессы. Сложение специфических культурно-хозяйственных типов и особенностей их художественных культур. Более явные и более многочисленные следы сакрализации загробного мира. Разнообразие и изобилие изобразительного материала, дошедшего с периода бронзового века. Характерные черты искусства: сохранение изобразительных традиций неолита (господство знаковых форм и усиление символизма), активное развитие орнаментики, заметное превосходство локальных особенностей. Основные центры искусства бронзового века на европейской территории: 1) Юго-восточная Европа. Кукутени-Триполье и Крагуевац Винча как оседло-земледельческая культуры. Основные черты культурно-хозяйственного типа культур Юго-восточной Европы. Глина как основной материал для сосудов и пластики. Расписная керамика. Сосуды Кукутени – Триполья как единство технологии, дизайна формы и художественной росписи. Основные орнаментальные элементы и мотивы (круги, спирали, ромбы, «меандры»). Стадии развития орнамента. Зоо – и антропоморфные мотивы. Цветовая гамма и специфика композиционных приёмов трипольских сосудов. Дискуссии о значении трипольской орнаментики. Мелкая пластика. Классификация кукутени-трипольских статуэток: основные типы и подтипы. Отражение в классификации эволюции трипольской пластики . Узоры и техники их исполнения. Цветовая гамма и её семантика. Близость художественно-образной структуры кукутени-трипольских статуэток произведениям с территорий Ближнего Востока и Средней Азии (Телль-Халаф, Намазга-тепе): вопрос о тесном взаимодействии двух линий в развитии художественной культуры земледельцев (стадиальной и регионально-хронологической). 2) Южнорусские степи, Поволжье, Приуралье. Смешанный характер культурно-хозяйственных типов: земледельческо-скотоводческий и охотничье-рыболовческий. Высокий уровень мобильности культуры. Сочетание земледелия и скотоводства в древнеямной культуре. Дискуссия о древнеямной культуре как протоиндоевропейской. Формы сосудов, техника лепки, приоритетные формы орнамента (имитация плетёнки, «ёлочный» и гребёнчатый узоры) в древнеямной культуре. Антропоморфные стелы древнеямной культуры. Памятники. сосуды и стелы древнеямной культуры. Волосовская культура как пример охотничье-рыболовческого типа. Основные сюжеты, материалы волосовской пластики. Специфика изобразительной традиции волосовской культуры. 3) Кавказ и Закавказье. Культуры Кавказа как проводники достижений мировых цивилизаций на территорию евразийских степей. Майкопский курган и его изобразительный «репертуар». Связь Майкопского кургана с памятниками ранней бронзы в Передней Азии. Металлопластика кобанской культуры: основные образы и система их декора. Торевтика Триалетской культуры как пример изделий малоазийско-закавказкого культурного ареала с признаками месопотамского влияния. Памятники. серебряные сосуды и золотые фигурки быков из Майкопского кургана. Бронзовые топоры с гравированными лезвиями кобанской культуры. Кубки из Триалети.
  • Искусство бронзового века. Искусство бронзового века на территории Азии.
    Культуры древних скотоводов. Основные мировоззренческие черты скотоводческих племён. Специфика взаимоотношения с автохтоным населением. Основные центры искусства бронзового века на азиатской территории: 1) Урал и Западная Сибирь. Сейминско-Турбинская культура: ареал и основные памятники. Бронзовые и каменные изделия: приоритетные сюжеты и семантика. 2) Южная Сибирь. Окунёвская культура в Южной Сибири. Дискуссии о датировках и этнокультурной принадлежности окуневской культуры. Трёхчастная композиция стел. Основные сюжеты и образы. Стилистическая и иконографическая неоднородность окуневских стел. Афанасьевская культура – культура степных скотоводов в Южной Сибири. Своеобразие пантеона и репертуара мифологических сюжетов афанасьевцев. Основыне темы и сюжеты: повозки ( или колесницы), одомашненные животные. Трёхчастная композиция стел афанасьевской культуры. Основные сюжеты и образы (лоси, осетровые рыбы, охота, ритуальные действа). Вопрос о стилистическом сходстве енисейских и ангарских петроглифов. Стилистическое сходство как показатель миграционных процессов, происходивших по течению рек (вниз по Ангаре, затем вверх по Енисею). Пойма р. Енисей как место соприкосновения охотничье-рыболовческих культур и скотоводческой (афансьевской). Отражение этих миграционных процессов в специфике образов енисейских петроглифов: смена центрального персонажа с лося (Ангара) на быка (Енисей). Петроглифы Томской писаницы как последний памятник «ангарского стиля». 3) Восточная Сибирь. Основные арелы распространения памятников: р. Лена и её притоки (р. Тальма), бассейн р. Амур, Чукотка. Культуры охотников и рыболовов. Живопись и петроглифы Восточной Сибири: основные тем и приоритетные приёмы исполнения. Пластика Восточной Сибири. Архаичность образов, используемых материалов и приёмов исполнения как свидетельство специфики культурного развития этой территории. 4) Средняя Азия и Казахстан. Два типа культур: оседло-земледельческие в оазисах и скотоводческие в степных и горных районах. Специфика мировосприятия. Типологическое сходство в образах и приоритетных темах земледельческих культур Средней Азии с Месопотамией, Ираном, Закавказьем и др. регионами расписной керамики и глиняной пластики. Расписная керамика юга Средней Азии. Два типа основных узоров: абстрактно-геометрический и фигуративный с использованием изображений людей, животных и растений. Специфика формы сосудов. Основополагающие темы и сюжеты в пластике земледельцев Средней Азии. Два основных типа южнотуркменской пластики: некачественно вылепленная и сделанная тщательно, украшенная налепами и росписью. Эволюция типов пластики. Петроглифы предгорных и горных районов Средней Азии и Казахстана: основные темы, специфика сюжета. Мегалитические сооружения. Типы мегалитических сооружений: менгиры, дольмены кромлехи. Проблемы датирования мегалитических сооружений. Споры о назначении и функциях мегалитов. Ареал распространения мегалитических сооружений. Стоунхендж: этапы строительства, композиция, функция и семантика архитектурной формы.
  • Введение в изучение искусства Древнего Востока.
    История открытий памятников искусства Древнего Востока. Выдающиеся ученые-исследователи искусства Древнего Востока: Ж.-П. Шампольон, Г. Масперо, Г. Картер, Г. Роулинсон, П.-Э. Бота, О.Г. Лэйярд, Э. де Сарзек, Л. Вулли, В. Андрэ, Р. Кольдевей, С. Ллойд, О. Генри, А. Парро, Р.М. Гиршман, А. Годар и др. Российские исследователи (В.В. Бартольд, М.И. Ростовцев, В.С. Голенищев. В.Г. Луконин, М.Э. Матье, В.В. Павлов, В.К. Афанасьева) и их вклад в изучении искусства Древнего Востока. Основная профессиональная литература, периодические издания. Основные научные центры по изучению древневосточного искусства. Источники для изучения искусства Древнего Востока. Методы, применяемые в изучении древневосточного искусства: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Сочетание словесного и изобразительного описаний. Периодизация искусства Древнего Востока. Функции искусства в культуре обществ Древнего Востока. Основные темы и сюжеты древневосточного искусства. Стили и стилизации в искусстве цивилизаций Древнего Востока. Основные черты мировоззрения древневосточных обществ. Религиозные системы, культы и мифо-ритуальная практика в цивилизациях Древнего Востока и их отражение в искусстве. Религии Древнего Востока и их основные черты. Компаративный анализ месопотамских и древнеегипетских цивилизаций: особенности устройства религиозных систем, представления о царях и героях культуры, роль письменности, основные тексты культуры и их взаимосвязь с основными темами и сюжетам в искусстве, основные этические нормативы, система трансляции опыта культуры.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Изобразительное искусство государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.
    Специфика политической истории. Основные центры Двуречья в III тыс. до н.э. Мир в восприятии шумеров и аккадцев. Восприятие Вселенной и Творца. Основные религии и культы. Понятие добронравной жизни. Представления о времени и сакральный календарь. Специфика формирования и эволюции представлений о герое-правителе. Появление идеологического канона. Основные этапы развития искусства государств Двуречья в III тыс. до н.э.: 1. Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.). Важность подпериода Убайд. Подпериод Урук (сер. IV – кон.IV тыс. до н.э.). Сложение письменности. Формирование основных культовых практик. Ритуал сакрального брака. Выработка в рельефе характерных выразительных средств. Специфика взаимоотношений визуального и вербального текстов. Женская голова из Урука (Инанна?) как пример культовой пластики. Появление глиптики: выработка приоритетных тем, сложение стилистических и технологических приёмов. Подпериод Джембет-Наср (кон. IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.). Рельефы времени Джембет-Наср: основные сюжеты, композиционные и стилистические приёмы. Сложение художественно-образной программы круглой пластики. Распространение цилиндрических печатей. Превращение глиптики в предмет массового потребления. Появление повествовательных композиций. 2.Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?). Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица, функциональная выразительность образа. Усиления символичности, переход к схематизму. Сложение основных качеств шумерского рельефа. Храмовый рельеф. Изменения в трактовке образа правителя в III Раннединастическом подпериоде: сложение представлений о царе-герое и героического эпоса. Предметы из Урских гробниц: примеры косвенного представления об особенностях сложения живописи. Яркие цветовые пятна. Композиции на мифологические сюжеты с резонатора урской лиры. Основные стили глиптики и школы. Появление новых образов и сюжетов. 3. Аккадский период (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э). Впервые создание централизованного государства. Общегосударственный пантеон. Новое значение личности правителя, богоподобность. Политическая идеологичность. Запись "Эпоса о Гильгамеше". Появление новых черт в скульптуре. Новые черты в аккадском рельефе. Глиптика. 4.Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура). Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э. Нашествие кутиев и II династия Лагаша. III династия Ура - создание консолидированного государства. Эволюция представлений о роли правителя. Культовые поэмы-гимны о деяниях правителей. Скульптура позднешумерского периода. Ограниченность тем и сюжетов для статуй и посвятительных рельефов. Взаимосвязь литературных и изобразительных текстов. Искусство III династии Ура: выработка в придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации формы, ее однообразие, сухая моделировка образа, отсутствие динамики. Специфика композиционных построений и передачи действия во времени и пространстве. Шумерская глиптика.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э.
    Основные строительные материалы и техники. Своеобразие местных строительных материалов (дефицит дерева и высокопрочных каменных пород, использование глины, кирпича-сырца) и их недолговечность. Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плоскости стены, создающее строгий линейный ритм. Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы). Сложение к кон. IV - нач. III тыс. до н.э. типа поселения, характерного для Двуречья, с храмом в центре города-государства. Формирование представлений о храме как доме Бога и их отражение в планировочной структуре. Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов. Сложение и эволюция типа «храм на платформе». Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Применение росписи и «мозаики» из глиняных гвоздей. Появление во вт. половине III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах (зиккурата) и постепенное его превращение в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. Зиккурат Ур-Намму и его художественно-образное решение как основа для храмового зодчества последующего времени на территории Месопотамии и соседних стран: наличие лестниц, ведущих к центральному святилищу; открытый внутренний дворик в храмике; раскраска сырцовых храмовых террас; членение наружных объемов выступами и нишами. "Красное здание" в Уруке как возможный вариант общественной постройки (особенности архитектурной конструкции и декора). Дворец «А» в Кише (пер. пол. III тыс. до н.э.) как один из ранних примеров дворцового строительства: особенности планировки, выделение трёх композиционных центров, использование круглой опоры. Объединение храмов и дворцов в единые комплексы в результате стирания граней между культовой и светской властью (храм-дворец III династии Ура Э-хурсанг). Мавзолеи III династии Ура. Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов.
  • Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Развитие искусства во II тыс. до н.э.
    Более тесные связи и взаимовлияния в культуре II тыс. до н.э как следствие выхода культуры из рамок территориальной замкнутости. Выделение трех больших территориально-культурных зон: зона эламо-вавилонской культуры; зона хетто-хурритской культуры; зона сиро-финикийско-палестинских культур. 1. Искусство вавилоно-эламской зоны Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Приход амореев и заимствования ими традиций искусства Месопотамии III тыс. до н.э. Ориентациия официального искусства на канон III дин. Ура. Образ правителя. Идеологизированный характер. Агитационный характер памятников и тиражность их исполнения. Потеря навыков искусной работы. Сухость канонических схем и декоративного оформления. Вотивная терракотовая круглая пластика и рельефы: массовая продукция. Иератические образы с суммарными пластическими чертами. Искусство государство Мари. Градостроительство в старовавилонский период. Средневавилонский период (касситская Вавилония) 16-11 в. до н.э. Проблема сохранности памятников. Элам - соединение черт предыдущего периода и своеобразных эламских. Храм в Чога-Замбиле в Эламе (сер.П тыс. до н.э.). 2. Искусство хетто-хурристкого ареала. Переход политического приоритета к двум политическим союзам хеттов и хурритов. Специфика религиозных представлений. Представления о правителе. Вклад в мировое искусство. Изобразительное искусство. Старохеттский период: бронзовая пластика и «неизобразительная» керамика. Новохеттский период: основные художественные качества рельефа и скульптура хеттов. Сознательная непроработанность материала в рельефе и круглой скульптуре. Черты изобразительного искусства хурритов. «Нузийская керамика» и «атшанская керамика». Киркукская глиптика. Искусство позднехеттских царств Южной Анатолии и Северной Сирии (XII-VIII тыс. до н.э.). Архитектура хетто-хурритского ареала. Влияние на сложение архитектурных форм египетской и шумеро-вавилонской культур. Хеттская архитектура. Фортификационное строительство. "Димту" - многоярусная башня-жилище для большесемейной общины в хурритской архитектуре. Тип «бит-хилани». 3. Искусство цивилизаций на территории Сирии, Финикии и Палестины. Особенности историко-культурного развития. Основные черты мифо-ритуальной культуры. Регион богатых городов. Огромное влияние купеческой культуры. Изобразительное искусство. Роль работы на заказ. Постоянный экспорт и импорт образцов. Финикия: каждый образ как мозаичное построение из заимствованных образцов. Нарушение законов логики внутреннего содержания, декоративность. Работа с различными техническими приемами. Основные материалы и технологии. Архитектура Финикии. Основные строительные материалы и технологии. Появление многоэтажного строительства. Храмы в Библе и Угарите. Архитектура Палестины. Основные строительные материалы: камень и различные породы дерева. Дворец в Мегиддо (вт.половина II тыс. до н.э.) и др. как примеры светской архитектуры. Храм Соломона и южный храм в Бет-Шане как примеры использования художественных особенностей финикийского типа храма. 4. Искусство Древней Ассирии во второй половине II тыс. до н.э. Свободное и правильное расположение фигур на плоскости, замена изображения божества его символом, повествовательность. Изначально эклектичный характер. Очень низкого утонченно–графичного рельефа при авторитете линии и ясности композиции. Роспись дворца в Кар-Тукульти-Нинурты. Застройка столичной резиденции Кар-Тукульти-Нинурта.
  • Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э).
    Особенности историко-культурной ситуации нач. I тыс. до н.э. на территории Ближнего Востока. Формирование империй, выработка единых механизмов управления. Синтез художественных образцов. Ограничение искусства рамками придворной культуры, поверхностное влияние на другие регионы. Основные черты имперского стиля. Роль и место правителя. Специфика устройства пантеона и мифо-ритуальной практики. 1. Искусство Новоассирийской империи (нач. IX - кон. VII вв. до н.э.). Изобразительное искусство. Статуя Ашшур-нацир-апала II. Рельефы. Основные материалы, технологии. Связь с архитектурой. Используемые художественные традиции Древнего Востока. Взаимосвязь программы литературных и изобразительных текстов. Темы военных походов и царской охоты. Сложение прославления героической личности царя. Эволюция изобразительных черт и содержательной программы. Рельефы Ашшурбанапала в Ниневии. Росписи дворца в Тиль-Барсибе. Нимрудская слоновая кость. Новоассирийские печати. Архитектура. Особенности градостроительства Ассирии и проблемы его регламентации. Города-крепости: особенности планировки. Типы храмовой архитектуры. Дворцовый комплекс в Дур-Шаррукине. 2. Искусство Урарту. Государство Урарту как связующее звено между Закавказьем, Северным Двуречьем и Малой Азией. Приоритетное развитие художественной металлургии. Изобразительное искусство. Торевтика: технология изготовления индивидуальных произведений. Повышенная декоративность. Соединение ассирийского канона и орнаментальных качеств урартского искусства. Поверхностное заимствование образцов. Архитектура. Материалы и техники строительства. Особенности градостроительства. Влияние культур Малой Азии и Эгейского мира на архитектуру храмов. 3. Искусство Нововавилонского царства. (сер.-вт. пол. VII в. до н.э.) Основные черты культурно-исторического развития. Подчеркнуто религиозный, ритуально-культовый характер. Роль жречества. Тексты правителей, свидетельства путешественников. Изобразительное искусство. Основные материалы, характерные черты. Глиптика. Архитектура Нового Вавилона. Вавилон: сложение в течение столетий планировочной структуры и архитектурного облика. Вавилон времени Навуходоносора II как ансамбль. Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) по историческим источникам. Искусство Древнего Ирана. Особенности культурно-исторического развития Ирана в нач. I тыс. до н.э. Иран как посредник в передаче культурных ценностей. Специфика ритуально-культовой практики, концепция бытия и мирозздания, тенденции к монотеизму, новые изобразительные мотивы. Важность художественных завоеваний предшествующего населения Иранского нагорья. Изобразительное искусство. "Ахеменидский" стиль: специфически самобытное содержание при разнородности влияний. Прокламация величия царской власти, империи, религии. Унифицированный характер искусства. Основные черты. Эволюция ахеменидского рельефа от Пасаргад к Персеполю. Изразцовые рельефы из дворца Артаксеркса П в Сузах. Скальные гробницы царей в Накш-и-Рустаме. Торевтика и глиптика: основные темы, специфика художественно-образной программы. Архитектура. Особенности образно-содержательной структуры, основные строительные материалы. Первый парадный комплекс дворцов и культовые постройки. Сплав разнородных традиций. Выработка унифицированных форм и художественных канонов. Строительство ахеменидских дворцов по единому стандарту. Архитектура Персеполя. Гробницы в Накш -и-Рустаме.
  • Искусство Древнего Египта. Искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. III тыс. до н.э.).
    Специфика историко-культурного развития Древнего Египта. Гомогенный и герметичный характер культуры. Более прочный и менее ограниченный характер власти (по сравнению с Месопотамией). Сложение заупокойного культа и погребального обряда и их влияние на развитие культуры. Понятия «Ка», «Ба», «Маат», «Рен», «Хеб-сед». Роль религиозных воззрений в формировании художественного образа. Каноничность как главное художественное качество. Основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Освоение эстетических качеств твёрдого камня. 1. Эпоха додинастики. Рубеж V - нач. IV тыс. до н.э. - заселение Северного Египта и Нильской долины. Бадарийская культура - использование камня для создания сосудов как начало освоения эстетики этого материала. Сложение живописных основ в керамике амратского и герзейского периодов (сер. -вторая пол. IV тыс. до н.э.). Использование росписи белой краской по красному фону в амратской керамике. Герзейская керамика – роспись фиолетово-красной краской по желтоватому фону. Основные темы росписи. Роспись из гробницы вождя в Иеракомполе: сочетание традиций неолитических изображений и новых художественных черт. Антропоморфная и зооморфная скульптура додинастики: особенности художественного решения и функции. Позднедодинастические церемониальные палетки как выработка новых технических и эстетических принципов построения образа в камне. Особенности построения композиции и ритмической организации сюжета. Художественные черты "Палетки Нармера" как свидетельство сложения системы древнеегипетского канона. Специфика показа исторического события и особенности композиционного решения. 2. Эпоха Раннего царства (3000 - 2800 гг. до н.э., время I и II династий). Завершение сложения единого египетского государства. Культура Раннего царства как основа для формирования специфики художественно-образной программы древнеегипетского искусства. Роль культа умершего царя. Мемфис – ведущий художественный центр. Возникновение статуй, связанных с погребальным культом и хеб-седным ритуалом, и особенности их содержательной программы. Появление новых изобразительных черт. Сложение изобразительного принципа лаконичности художественной формы при многозначности смысла. Пластика Раннего царства: основные темы и стилистические приёмы. Архитектура Раннего царства. Основные черты египетской архитектуры: устойчивость иконографических схем, символические концепции форм зодчества, их связь со сложившейся мифологической традицией. Роль религиозных воззрений в формировании художественного облика древнеегипетских сооружений. Основные строительные материалы в Древнем Египте (твердые породы камня, кирпич-сырец), местные приемы их обработки и использования. Строечно-балочная система как ведущий тип конструкции каменных монументальных сооружений Египта. Масштабные и пропорциональные закономерности в древнеегипетской архитектуре. Особенности градостроительства Древнего Египта: круглая форма плана древнейших городов и варианты ее интерпретации. Погребальные сооружения Раннего царства. Мастаба и особенности композиции ее подземных и надземных помещений. Некрополи в Саккаре и Абидосе. Мастаба царицы Хер-нейт – основные элементы, строительная техника, система декорирования. Абидосские кенотафы – особенности художественно-образной программы.
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства (нач. ХХУIII - сер. ХХIII вв. до. н.э.. время III - VI династии).
    Особенности историко-культурного развития Древнего царства. Сложение единого комплекса архитектуры, пластики и расписанного рельефа (при главенстве архитектуры). Представления о богах и их функциях в эпоху Древнего царства. Культ умершего фараона: основные черты и значение. Осирический царский ритуал. Появление «Текстов пирамид». Общие черты скульптуры Древнего царства: статичность, стремление к подчинению образа геометрическим формам каменного блока (, идея колоссальности, простота изобразительных и многозначность содержательных категорий. Основные материалы и технология их обработки, применяемые в скульптуре Древнего царства. Применение раскраски и инкрустации статуй как средства усиления условности и магической выразительности. Формирование и развитие разнообразных типов статуй: стоящие с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне, читающие или записывающие писцы и т.д. Особенности выражения сходства в древнеегипетском искусстве (. Скульптурное изображение как создание в камне неразрушимой оболочки для души. Достижение в эпоху Древнего царства идеальной меры в изображении и конкретных черт, и символического обобщения. "Портретные" решения в эпоху IV династии. Время VI династии - приостановление развития творческих процессов, появление провинциальных (и географически, и технически) школ как следствие начала распада страны. Мелкая пластика Древнего царства: основные темы и особенности стилистических приёмов. Сложение в гробничных комплексах рельефных композиций как последовательных циклов символически освещающих загробный культ (соединение реального и магического, временного и вечного в тематике. Основные сюжеты, используемые в рельефах. Применение двух техник в рельефе: низкий барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Особенности изобразительного построения египетского рельефа (плоскостная манера исполнения, отделение фигур друг от друга ритмическими цезурами, использование вертикальной проекции, выделение размером социально значимых персонажей). Символическая роль локального цвета. V - VI династии - время расцвета рельефного искусства. Появление контррельефа и новые изобразительные качества, связанные с ним. Взаимосвязь вербального и визуального текстов. Росписи Древнего царства: основные материалы и технологические приёмы, специфика цветовой гаммы. Архитектура Древнего царства. Сложение нового типа погребальных сооружений – пирамиды. Заупокойный комплекс Джосера: основные элементы ансамбля, планировка, декоративное оформление. Эволюция египетских пирамид. Основные строительные материалы и технологические приёмы, используемые при строительстве пирамид и их эволюция. Составные части пирамидных погребальных комплексов (пристань, нижний храм, дорога восхождения, поминальный храм, пирамиды-спутницы, дворы) и их архитектурное решение. Специфика декоративного оформления. Возникновение колонн с декоративными (лотосовидными и папирусовидными) капителями. Поминальные храмы фараона Хефрена: основные принципы планировки, специфика использования свето-теневых эффектов, роль скульптуры в оформлении. Заупокойные ансамбли фараонов V-VI династий: примение планировочной схемы, сложившейся в IV династию, особенности в использовании материалов и в декоративном оформлении. Мастабы Древнего царства – изменения в системе планировки, появление новых элементов и строительных материалов. Появление в V дин. храмов Солнца: основные элементы, особенности планировки, семантика архитектурных форм.
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI-XII династий).
    Объединение страны после I Переходного периода, идеология возрождения абсолютной царской власти. Распространение культа Осириса на культ мертвых вообще и влияние этих процессов на выработку новых изобразительных мотивов. Усиление нравственных моментов в религиозных представлениях. Возвышение Фив. 1. XI династия. Сложение основных стилистических особенностей основных художественных центров – фиванского (столичного) и мастерских номархов Среднего Египта. Ориентация на художественные решения Древнего царства в скульптуре: предельная геометризация форм, обобщённая трактовка тела и черт лица, жёсткость зональной раскраски, использование локальных цветов. Рельефы – основные стилистические приёмы и тематика. Росписи гробниц номархов: невысокое качество исполнения, введение новых сюжетов, яркость красочной гаммы, сочетающаяся с росписью архитектурных деталей. 2. XII династия. Культурный подъём, рост городов, усиление значения Египта среди окружавших его стран, новые эстетические задачи. Расширение назначений ритуальных статуй фараона в XII династию (помимо заупокойных и хеб-седных, появляются статуи в храмах, наряду с изображениями богов). Новшества в скульптуре XII династии: усиление пластических моментов за счет использования контраста светотени и фактурных возможностей материала, придание образу большей индивидуальности за счёт сложной моделировки мускулатуры и деталей лица (рта, подбородка и глаз). Портретные решения Среднего царства как более сложное сочетание конкретных, индивидуальных черт и духовного содержания. Изменение иконографии портретов фараонов во второй половине XII династии: иные очертания и складки головного платка, короны, новая форма урея. Мелкая культовая пластика в эпоху Среднего царства. Появление деревянных многофигурных моделей-макетов. Популярность контррельефа, выразительность и изящность контура как особенность формальных черт рельефов XII династии. Росписи местных центров Среднего царства. Приобретение живописью самостоятельного значения и появление чисто живописных приемов (связь фона с цветовой гаммой композиции, использование оттенков, колористическое обогащение изображения за счет наложения цвета на цвет). Более сложная система изобразительных и содержательных программ росписей и рельефов Среднего царства (включение многообразных соотношений конкретного и сакрального мира). Появление новых сюжетов. Росписи гробницы Хнумхотепа II: тонко найденные цветовые сочетания, определённость жизненность в передаче животных, сложные позы, отсутствие контурных линий. Архитектура Среднего царства Заупокойный храм Ментухотепа I в Дейр-эль –Бахри: основные элементы, особенности планировки и декоративного оформления. Архитектура гробниц номархов XI дин.: характерные черты планировочного и декоративного решений. Культовое строительство в период XII династии: «Белая капелла» Сенусерта I. Появление «хаторической» капители. Возобновление строительства пирамид при фараонах XII династии. Особенности пирамидного строительства Среднего царства: уменьшение размера царской гробницы, применение кирпича-сырца и изменение способа кладки, особенности системы облицовки. Заупокойный комплекс Аменемхета II в Хаваре: особенности планировки и художественного решения ( небывалая масштабность, монументальность). Архитектура гробниц номархов в период XII дин.: основные элементы, особенности планировки и декора.
  • Искусство Древнего Египта. Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУIII-ХХ династий).
    Особенности культурно-исторического развития Египта в эпоху Нового царства. Новое укрепление централизованного государства, расцвет культуры. Время небывалых походов и изменение образа мышления египтян. Окончательное формирование идеи загробного суда. Проблемы эволюции художественной формы, обращения к формальным решениям прошлых эпох. 1. Эпоха Тутмесидов. Новое возвышение Фив. Усиление роли служилой знати и жречества. Расцвет исторической литературы, развитие гимнов. Религия: возвышение фиванского Амона и его слияние с Ра. Тесная связь с культурами Сирии, Месопотамии и Крита. Пышность и декоративность искусства. Скульптура: традиции Древнего и Среднего царств и новые художественные черты. Материалы, технологические и стилистические приёмы. Расширение назначения. Эволюция официальной пластики: от возвращения к образцам XII династии до сложения собственной программы. Мелкая пластика, украшавшая туалетные принадлежности. Усложнение художественной программы рельефов и росписей. Использование рельефных и живописных композиций в гробницах. Расширение репертуара тем и сюжетов. Основные стилистические черты. Применение в росписях лепных деталей из штука. 2. Эпоха Эхнатона. Время религиозной реформы. Появление в культуре новой, "светской" струи. Разрыв с прежними культами и художественными принципами. Необходимость выработки нового художественного языка и новой иконографии образов. Острая утонченность формы в период ранней Амарны. Исчезновение заостренности в зрелый амарнский период.. Мастерская Тутмоса и творческий метод египетских скульпторов. Поздний амарнский период: попытка соединения ранней Амарны и зрелого амарнского периода. Живопись периода Амарны: новое в композиции и сюжетах. Искусство времени преемников Эхнатона. Перенос столицы в Мемфис, а затем в Фивы. Период правления Тутанхамона - соединение наследия амарнского периода с традиционными чертами древнеегипетского искусства. От внутренней прихотливости образа к внешней. Реставрация прежних культов и искусство при фараоне Хоремхебе. Искусство Мемфиса конца XVIII династии и его стилистические черты. 3. Эпоха Рамессидов. Характерные черты историко-культурного развития Египта. Два направления в идеологии и борьба между ними. Перемены в иконографии фараона со времени Рамзеса II. Консервативные тенденции: ориентация на искусство Древнего царства. Стиль Рамессидов в скульптуре и рельефах. Темы военных сражений и охоты. Рельефы: развёрнутые повествовательные композиции, массовые сцены. Росписи: потеря живописной специфики, тематика как строгое соблюдение канонов заупокойного культа. Архитектура Нового царства. Расцвет храмового строительства. Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри: основные элементы, планировочные и стилистические особенности. Составные части посвятительных храмовых ансамблей: их символика и образная интерпретация. Сложение т.н. "египетского ордера", его особенности и типы. История застройки святилищ в Карнаке и Луксоре. Планировочные решения подземных захоронений. Формирование ансамбля заупокойных царских храмов близ г. Фивы. Планировка и архитектура Ахетатона. Архитектура Рамессидов и ее отличительные черты. Рамессеум, комплекс храмов в Абу-Симбеле.
  • Искусство Эгейского мира. Искусство Крита.
    Периодизация цивилизаций Эгейского мира (начало III тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры, основные центры развития на островах и материке. Гипотезы о происхождении. Вопрос о типологической принадлежности эгейских цивилизаций. Основные черты социально-экономической структуры крито-микенской Греции. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов эгейской культуры с государствами Древнего Востока. Специфика культуры эгейских цивилизаций. Линейное письмо А и Б. Источники для реконструкции мифо-ритуальной культуры. Особенности религиозно-культовой практики критского и микенского обществ, их влияние на развитие искусства. Понятие о «динамическом» искусстве. Микенское искусство как стремление к гармоничной и рациональной организации художественного образа. Место крито-микенской цивилизации в истории культуры и искусства античности. 1. Раннеминойский период (3000/2800 – 2000 гг. до н.э.) Архитектура. Раннеэлладская архитектура: различие монументальных архитектурных комплексов. Раннеминойская архитектура. Жилые комплексы в Миртосе и в Василики. Погребальная архитектура. Скульптура. Периоды кикладской пластики. Основные материалы и технологии. Роспись и её роль в скульптуре. Основные типы кикладской пластики. «Неканоническая» линия в скульптуре культуры Керос-Сирос - т.н. жанровые скульптуры. Рельефы - т.н. «сковороды», их ритуальный характер. Вазопись. Крит - основной центр. Группа раннеминойских расписных сосудов с темным туловом и с процарапанным орнаментом. Группа ваз со светлым ангобом и росписью с простейшим орнаментом. Изготовление сосудов из цветного камня. «Пятнистая керамика» или стиль «Василики». Появление ок. 2300-2100 гг. до н.э. на востоке Крита керамики, использующей линейно-ленточный орнамент. Ювелирное искусство. «Клад Приама». 2. Период «старых дворцов» (2000/1900 – 1700 гг. до н.э.; 1, 2-ые среднеминойские подпериоды). Архитектура. Появление в начале II тыс. до н.э. на Крите т.н. дворцов. Основные центры Крита, их роль в культуре. Малочисленность сведений о начальных периодах развития критской архитектуры, её причины. Планировка Маллии. Части «старого дворца» в Фесте. Вазопись. Стиль Камарес: техническое совершенство и особенности системы росписи. Связь символики сосудов стиля Камарес с культом Великой богини-матери. Параллельное развитие этих сосудов и сосудов, выполненных в технике «барботино». 3. Период «новых дворцов» (1700-1450 гг. до н.э.; 3-ий среднеминойский и 1-ый и 2-ой позднеминойские подпериоды). Время наивысшего расцвета культуры. Кносс как религиозный центр. Архитектура. Условное деление построек на на т.н. дворцы и виллы. Окончательное формирование схемы дворцового ансамбля. Единообразие планировочных решений четырёх «новых дворцов». Особенности архитектурной программы, своеобразие художественного облика. Основные строительные материалы и технологии. Живопись. Взаимосвязь живописных ансамблей с программами дворцов. Сцены процессий, ритуальные игры, природные мотивы. Проблемы сохранности, реконструкции и интерпретации. Техника и основные цвета. Иррациональный подход в эстетическом освоении действительности. Особенности в построении композиции и использовании красочной гаммы. Система росписи Кносского дворца. Росписи городских домов на о-ве Фера. Влияние традиций фресковой живописи Крита на формирование росписей в Микенах, Пилосе и Тиринфе. Росписи ларнаков. Роспись саркофага из Айя Триада. Вазопись. “Натуралистический” стиль. “Дворцовый” стиль. Мелкая пластика. Основные материалы. Проблема выделения иконографических типов. Вотивные статуэтки адорантов. Тип миниатюрных женских статуэток. Рельефные сосуды: восприятие их как сакральных текстов. Рельефы в оформлении критских дворцов. Фаянсовые пластинки с изображением животных. Глиптика.
  • Искусство Эгейского мира. Искусство Микенской Греции.
    Постепенное сложение на территории п-ова Пелопоннес и материковой Греции с XVII в. до н.э. ахейской цивилизации. Вопрос о формировании ахейской (микенской) культуры. Микенская цивилизация как результат чрезвычайно сложного культурного синтеза, где воедино были спаяны разнородные этнические и культурные элементы как индоевропейского происхождения (ахейского или эллинского), так и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского). Вторая половина XVI в. до н.э. - выход ахейцев из изоляции от внешнего мира и начало контактов с Критом, Анатолией, Сирией, Египтом, со странами Центральной и Северной Европы. Вт. половина XV — пер. половина XIVвв. до н.э. - кульминация минойского влияния на материке. XIV - XIII вв. до н.э. - процветание микенских центров. В кон. XIII—XII вв. до Р.Х. разрушение главных центров микенской Греции в результате серии катастроф. Основные центры на территории материковой Греции ахейского периода - Микены, Тиринф, Пилос, Аргос, Афины, Фив, Орхомен, Гла (Беотия), Иолк (Фессалия). Связь культуры ахейской цивилизации с критской культурой и ее особенности. Основные качества микенского мировосприятия: самоутверждение перед лицом враждебного внешнего мира, героическая готовность к борьбе и упоение этой борьбой. Контрастность мировосприятия микенцев и минойцев. Ведущая роль военной аристократии в процессах культурогенеза. Основные качества микенского искусства: структурная ясность, соразмерность части и целого, устойчивость, графическая чёткость и замкнутость контура или пластического объёма. Архитектура. Основные типы микенской архитектуры: дворцы-мегароны, укреплённые цитадели, толосные гробницы. Появление типа укрепленного поселения на вершине холма (дворец-цитадель или городок-акрополь) и основные черты крепостного строительства. Дискуссии о генезисе дворца-мегарона. Особенности планировки микенских дворцов. Основные черты мегарона и его функции. Типы гробничных сооружений: шахтовые (ящичные) и купольные. Живопись. Критские фрески как прототип фресковой живописи микенской Греции. Статичность и жесткость композиционных приёмов. Популярность, в отличие от Крита, изображений охотничьих и особенно военных сцен. Своеобразный характер фресок Пилоса, отличный от микенских и тиринфских. Вазопись. Основные этапы эволюции микенской керамики. Минийская керамика (ок. 2200 - 1500 гг. до н.э.) как основной источник элладских традиций в микенской керамике. Вторая половина XV в. до н.э. – появление в материковой керамике художественных черт, типичных для дворцового стиля Крита. Роспись сосудов микенского керамического койне (XIV-XIII вв. до н.э.). Вазы т. наз. картинного стиля как художественный эксперимент, связанный с поиском своей (микенской) модели росписи ваз. Основные черты ваз т.н. картинного стиля. Дискуссии о содержательной программе ваз т.наз. картинного стиля. Вазы т.н. тесного стиля и их три основных варианта. Основные черты вазописи т.н. тесного стиля. Пластика. Формирование микенской скульптуры под определённым влиянием критского искусства. Надгробные стелы из Микен как ранние примеры микенской скульптуры. Золотые погребальные маски, происходящие из шахтовых гробниц круга А и Б в Микенах. Уникальность монументальной скульптуры для микенской художественной культуры. Рельефное оформление «Львиных ворот» в Микенах как пример монументальной скульптуры. Мелкая пластика микенской Греции. Основные черты позднемикенских идолов и интерпретация их содержательной программы. Пластины из резной кости. Инкрустированные кинжалы из шахтовых гробниц в Микенах: разнообразие сюжетов, высокое качество исполнения, специфика технологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе (письменная работа объёмом до 10000-12000 знаков) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа также формирование навыков профессионального восприятия эстетического своеобразия произведений первобытного искусства. В итоговой письменной работе студент демонстрирует навыки, полученные во время лекционных и семинарских занятий. Студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Доклад
    студенты могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Тест
    студенты НЕ могут пользоваться учебными программами, справочниками и прочими источниками информации.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за текущий контроль (Отекущий) является результатом оценок за контрольные работы (тесты), эссе, доклад и работу в семинаре (за 3 и 4 модуль) и формируется по формуле: Отекущая = Отест1 + Отест2+ Оэссе1 + О доклад + О работа в семинаре)/ b. (b — общее количество видов текущего контроля). В 3 модуле – 1 эссе; в 4 модуле – 2 теста). Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме экзамена, в конце каждого оцениваемого периода выставляется по следующей формуле, Орезультирующая = 0,6*Отекущая + 0,4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Древний Египет; Скифский мир : хрестоматия, , 2004
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009