• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Репрезентация истории и литературы в аудиовизуальных медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Кто читает: Институт медиа
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, Лапин-Кратасюк Евгений Борисович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В научно-исследовательском семинаре рассматриваются такие темы и сюжеты, как исторический фильм, трансмедийный и цифровой исторический/литературный проект, адаптация литературных и/или исторических сюжетов/книг на экране, феномен «мультиплатформенного автора» (писателя-сценариста-режиссера/автора комиксов - автора игр). Теоретически, работы, выполненные в рамках НИСа будут опираться на исследования адаптации, работы по публичной и цифровой истории, изучение трансмедийных проектов и game studies. В рамках НИСа можно проводить как академические исследования, так и проектную деятельность. 2 модуль НИСа будет, в основном, посвящен работе с теоретической литературой и формулированию и уточнению тем курсовых работ слушателей, результатом 2 модуля должно стать написание введения и теоретической главы (раздела) курсовой работы. В 3 модуле начнутся обсуждения конкретных тем слушателей и дизайна их исследований/проектов, результатом 3 модуля должен стать развернутый план курсовой и выполнение части программы исследования. В 4 модуле продолжится работа над исследованием и написанием текста курсовой, результатом 4 модуля станет предзащита курсовых работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоении теоретических основ создания и анализа адаптаций литературных произведений в фильмах и сериалах
  • Освоение теоретических основ создания и анализа адаптаций комиксов и видеоигр
  • Изучение практик трансмедийного сторителлинга в исторических и литературных проектах
  • Знакомство с основными положениями публичной и цифровой истории
  • Формирование навыка анализа трансмедийных проектов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы дискуссии об историческом фильме
  • Знает основные определения: «метаисторический фильм», «эпический фильм», «адаптация», «расширение»
  • Знает основные теоретические подходы и работы, посвященные специфике литературных адаптаций
  • Понимает специфику подходов к созданию современных адаптаций
  • Понимание основных теоретических положений публичной и цифровой истории
  • Знание методов анализа мультиплатформенных проектов
  • Понимание методологий изучения игр и комиксов
  • Знакомства с основными направлениями теоретической литературы
  • Умеет анализировать трансмедийный нарратив по моделям Гамбарато, Праттена и Дженкинса.
  • Умеет анализировать комиксы по модели Гринберга-Сухова.
  • Знаком с подходом к изучения видеоигр Й. Юла и Х. Бакки.
  • Знает основные принципы научного языка.
  • Понимает специфику научной литературы и требования к обзору научной литературы в курсовой работе.
  • Понимает специфику и стуктуру основных компонентов введения к курсовой работе.
  • Называет основные характеристики научной работы.
  • Знает требования и создаёт презентацию и текст для защиты научной работы.
  • Знание методологии нарративного, семиотического, дискурс-анализа и контент-анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Проблемы изучения адаптаций литературных произведений и репрезентации исторических сюжетов в фильмах и сериалах.
    1.1 Традиция изучения и создания адаптаций в ХХ веке. 1.2 От адаптации к расширению 1.3 Подходы к изучению исторического фильма Р. Розенстоун vs. Р. Бергойн 1.4 Метаисторическикй и эпический фильм (сериал)
  • Тема 2. Мультиплатформенные исторические и литературные проекты (Transmedia Storytelling, публичная и цифровая история)
    2.1 Основные определения трансмедийного сторителлинга 2.2 Форматы исторических и литературных трансмедийных и других мультиплатформенных проектов. 2.3 Различные нарративные подходы и инструменты в написании сценариев трансмедийных проектов. 2.4 Методология анализа трансмедийных проектов.
  • Тема 3. Литературные и исторические видеоигры и комиксы
    3.1. Комиксы: специфика жанра и проблема определения 3.2. Особенности построения нарратива и анализа исторических и литературных комиксов и видеоигр.
  • Тема 4. Методы анализа исторического фильма и сериала
    4.1. Подходы публичной и цифровой истории 4.2. Нарративные анализ в изучении адаптаций 4.3. Дискурс-анализ в изучении адаптаций
  • Тема 5. Методы исследования мультиплатформенных проектов
    5.1. Модели анализа трансмедийных нарративов. 5.2 Методы анализа мультиплатформенных проектов. 5.3 Методы анализа цифрового кинематографа.
  • Тема 6. Методы исследования комиксов и видеоигр
    6.1. Анализ комиксов по 6 критериям С. Макклауда 6.2. Подходы Гринберга-Сухова к изучению комиксов 6.4 Подходы Й. Юла и Х. Бакки к анализу видеоигр.
  • Тема 7. Специфика научного текста, правила написания теоретической главы (обзора) и введения к курсовой работе
    7.1. Исследование и научный язык 7.2. Форматы обзора научной литературы для курсовой работы 7.3 Структура введения к курсовой работе
  • Тема 8. Принципы написания и защиты курсовой работы
    8.1 Формат академической курсовой работы 8.2. Формат проектной курсовой работы 8.3. Особенности защиты курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Обзор
  • неблокирующий План исследования
  • неблокирующий Защита
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Защита + 0.2 * Обзор + 0.2 * План исследования + 0.11 * Посещение + 0.29 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • C. Scolari, P. Bertetti, & M. Freeman. (2014). Transmedia Archaeology : Storytelling in the Borderlines of Science Fiction, Comics and Pulp Magazines. Palgrave Pivot.
  • Freeman, M., & Gambarato, R. R. (2019). The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1896475
  • Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ
  • Гринберг, И., & Сухов, А. (2013). Проблема Хронотопа В Комиксе. Человек в Мире Культуры, 3.
  • Денисова, А. (2011). Американский Комикс: Факторы Развития И Феномен Популярности. Аналитика Культурологии, 21.
  • ЛАПИНА-КРАТАСЮК ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА. (2014). Аффекты Истории: Рассказы О Прошлом В Кино И На Телевидении. Артикульт, 4 (16).
  • Цыркун, Н. (2013). Комикс и кинематограф: общий генетический код. Артикульт, 1 (9).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Рублева Милена Валерьевна. (n.d.). Проекты Сохранения Личной Памяти: Цифровые Архивы И Культура Участия.
  • Магера Юлия Александровна. (n.d.). История появления первых японских комиксов на русском языке.