• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Операционализация стратегии

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена рассмотрению операционно-стратегической системы организации и роли операционного менеджмента в реализации целей и стратегии предприятия. Дисциплина основывается на теории системного, операционного и процессного подходов к управлению организациями при широком использовании кейсов для развития умений и навыков слушателей реализовать на практике полученные знания. Основной целью дисциплины является приобретение студентами навыков использования системного подхода при разработке операционной системы, ориентированной на реализацию заявленной стратегии организации при развитии умения эмпирического исследования содержания деятельности компании для выявления ее операционной среды, моделирования сети бизнес-процессов и соответствующей операционной стратегии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение системного подхода как философии и базовой методологии бизнеса;
  • изучение методов операционализации стратегии на межфункциональном, функциональном и операционном уровнях деятельности организации;
  • формирование понимания места, роли и значения операционной среды компании как инструмента реализации стратегии;
  • развитие умения проектирования операционной системы реализации стратегии и управления ею;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет важнейшие элементы системы и внешней среды, а также их взаимодействие
  • Применяет новые знания в обсуждениях
  • Использует принципы системного подхода как при анализе деятельности конкретных объектов управления, так и на различных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений по реализации стратегии компании
  • Рецензирует и разрабатывает собственные предложения при разборе конкретных бизнес-ситуаций
  • Инициирует презентации по связанным темам
  • Выделяет границы системы, элементы внешней среды, виды внутреннего и внешнего взаимодействия
  • Свободно воспроизводит свои знания и интерпретирует материалы учебных ситуаций
  • Разрабатывает план сбора, верификации и анализа информации
  • Обосновывает состав операционной системы и сети бизнес-процессов
  • Примеряет полученные знания при выполнении аудиторных и домашних заданий к реальным ситуациям
  • Распознает связь основных операционных функций и состава операционной среды, основных бизнес-процессов с миссией, видением, стратегическими целями и стратегией организации
  • Проводит качественные презентации разработанных материалов
  • Системно анализирует и строит операционную среду бизнеса, ориентированную на заданную стратегию развития компании.
  • Формулирует вопросы и предложения по выступлениям своих коллег
  • Обосновывает разработанные управленческие решения
  • Определяет источники положительной и отрицательной синергии
  • Владение технологией процессного управления
  • Разрабатывает краткую рецензию на чужие выступления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деятельность как инструмент реализации стратегии.
    Трансформация системы ценностей владельца в систему целей и задач организации, их отражение в стратегии организации, в функциональном составе менеджмента, связи топ-менеджмента, среднего звена управления и исполнителей на операционном, функциональном и межорганизационных уровнях деятельности. Понятие деятельности. Ее основные составляющие: орудия, предмет, человеческий ресурс. Технологии: процессы, операции. Управление деятельностью: субъект и объект управления обратная связь. Разбор кейса с целью моделирования системы бизнеса в функциональном и процессном разрезах.
  • Системное содержание менеджмента организации при реализации стратегии бизнеса
    Терминосистема менеджмента. Универсалистский, ситуационный и контингентный подходы в менеджменте. Интеграция менеджмента. Использование системного подхода в менеджменте. Методологическая связь системного, универсалистского, ситуационного, контингентного и интегрального подходов в менеджменте. Дифференциация и интеграция современного менеджмента. Структура видов менеджмента. Направления дифференциации менеджмента. Направления интеграции менеджмента. Разбор кейсов с целью выделения отдельных составляющих менеджмента, необходимых для реализации стратегии.
  • Функциональный подход к управлению предприятием
    Организационная система управления предприятием. Информационная система предприятия. Логистическая система предприятия. Функциональная интеграция управления. Функциональный подход к управлению: его содержание, преимущества и недостатки. Сетевое планирование и управление. Функционально-стоимостной анализ (АВС). Его содержание и цели применения. Преимущества и недостатки функционального подхода к управлению. Разбор кейса с целью выявления межфункциональных взаимосвязей при реализации стратегии.
  • Операционная система организации и ее значение в реализации стратегии организации
    Операционная система организации. Связь операционной системы с организационной структурой управления, с системой маркетинга, логистической системой, информационной системой бизнеса. Стратегическое и операционное управление предприятием. Роль и значение операционной системы в реализации миссии, целей и стратегии предприятия. Перерабатывающая, управляющая и обеспечивающая подсистемы операционной системы. Выделение операционных функций организации. Операционная стратегия предприятия. Ее связь с корпоративной, деловыми и функциональными стратегиями организации. Операционная среда организации Связь операционных систем различного уровня интеграции деятельности. Разбор кейсов с целью углубления понимания роли и значения операционной системы при реализации стратегии компании.
  • Управление операционными системами организации
    Традиционные системы управления предприятием: система пополнения запасов, расшивка узких мест. Современные стандарты управления предприятием: МРП – стандарт, ТВС-стандарт. Развитие МРП-стандарта управления предприятием: МРП-1, CRP, МРП-П, DRP, ERP. Развитие JIT (ТВС)-стандарта управления предприятием. Отличительные цели применения, характеристики и результаты их использования. Классификация операционных систем по Вудварт. Влияние ограничений производстенных мощностей на возможности операционных систем. Типы операционных систем. Непрерывные и дискретные системы. Единичные, серийный и массовые операционные системы. Их взаимосвязь и особенности использования в операционной среде организации (как совокупности операционных систем предприятия). Преимущества и недостатки единичных, серийных и массовых процессов. Разбор кейса с целью развития понимания значимости верного выбора типа операционной системы для реализации заданной стратегии.
  • Основные характеристики операционных систем
    Производственная мощность. Расчет объема. Принятие решения размещению. Оценка производственных мощностей. Формы специализации. Формы организации. Их взаимосвязь с типами операционных систем. Организация процессов во времени. Виды движения предметов труда при выполнении процессов: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный. Преимущества и недостатки каждого вида движения предметов труда. Возможности использования видов движения предметов труда в различных типах операционных систем. Организация процессов в пространстве. Пространственная планировка операционных систем. Виды планировки. Их достоинства и недостатки, связь с видами движения предметов труда и типами операционных систем. Разбор кейсов и решение задач с целью приобретения навыка системного анализа и планирования операционной среды бизнеса, ориентированной на заданную стратегию развития компании.
  • Процессный подход к управлению предприятием
    Содержание процессного подхода к управлению. Преимущества процессного подхода. Принципы процессного подхода. Процессно-ориентированная организация. Сравнение процессного и функционального подходов к управлению, процессного и процедурного подхода. Понятие бизнес-процесса. Вход, выход и ресурс бизнес-процесса. Владелец процесса. Клиенты (потребители) процессов. Внутренние и внешние клиенты. Основные, вспомогательные (обеспечивающие) и управляющие процессы. Декомпозиция процессов. Сеть процессов. Управление организацией как процесс. Регламентация бизнес-процессов. Внедрения системы управления бизнес-процессами. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Разбор кейсов по процессно-ориентированным предприятиям с целью констатации принципиального различия функциональной и процессной реализации стратегии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен в модуле 1
    Продолжительность экзамена 50 минут. Экзамен включает два блока заданий
  • блокирующий Экзамен в модуле 2
    Экзамен проводится в системе StartExam с прокторингом. Продолжительность экзамена – 50 минут. В течение экзамена не разрешается покидать Ваше рабочее место перед компьютером или прерывать работу системы. В начале экзамена на камеру показывается паспорт, затем все предметы, которые находятся на Вашем рабочем столе: листы чистые для черновых рукописных записей (показать ОБЯЗАТЕЛЬНО каждый лист с двух сторон), ручки, карандаши, точилка, ластик. Предметы рабочего стола показывать последовательно, размещать на рабочем столе фиксировано. Экзамен включает три блока заданий, общая продолжительность - 50 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    При расчете 10-балльной оценки студентов за отдельные виды контроля применяются методика T и Z-оценок и процентная шкала
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    При расчете 10-балльной оценки студентов за отдельные виды контроля применяются методика T и Z-оценок и процентная шкала
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Операционный (производственный) менеджмент : учеб. пособие / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 187 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/994458
  • Управление операционной средой организации: Учебник / Н.К.Моисеева, А.Н.Стерлигова; Нац. исслед. универ. 'Высш. шк. эконом.' - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014-336с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Магистр.). (п) ISBN 978-5-16-006879-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/419066

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Д.Вумек,Д.Джонс - Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961424997 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/756