• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов-бакалавров специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» НИУ-ВШЭ . Студенты познакомятся с основными философскими проблемами и способами их решения в различных философских концепциях. Обучение на курсе подразумевает развитие у студентов способностей самостоятельно рассуждать и аргументировать свои мысли. Формат изучения дисциплины: blended с использованием онлайн курса Основы философии: о чем спорят философы сегодня на https://ru.coursera.org/learn/osnovy-filosofii
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Развитие критического мышления и базовых теоретических навыков.
  • • Осознание роли философии в научной и художественной культуре.
  • • Ознакомление с классическими и современными философскими проблемами.
  • • Осмысление философской эстетики в связи с особенностями дизайн-мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты проясняют ключевые историко-философские подходы к определению предмета философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые проблемы генезиса философского знания, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы античной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии религии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения в античной, средневековой, новоевропейской и русской философии.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы философии науки и техники, критически анализируют и оценивают современную проблематику и предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы философской антропологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения ключевой проблемы человеческого существования.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы политической философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые в истории философии решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии истории, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философской эстетике, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы этики, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в онтологии и гносеологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы современной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в критике классической метафизики, анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в русской философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы в философии немецкого идеализма (трансцендентализм и диалектическая концепция познания), критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы, поднятые рационализмом и эмпиризмом в философии Нового Времени, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы и проблемы средневековой философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
  • Студенты определяют ключевые темы в проблематике человеческой свободы и теории предопределения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Что такое философия?
    Предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Философское знание, религия, наука, искусство. Сомнение и критическое мышление. Что такое философская проблема? Формы философского мышления. Понятие истины. Личность и философия.
  • Тема 2. От мифа к логосу: рождение философской рациональности.
    Человек и мир в мысли Востока. Философские школы Древней Индии: от Вед до буддизма и далее. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Особенности европейской цивилизации. Осевое время. Философия и миф. Проблема первоначала. Досократическая философия и новый образ мира. Милетская школа. Парадоксы элеатов.
  • Тема 3. Философская культура Античности.
    Натурфилософия и проблема первоначала. Софисты и Сократ. Проблема понятий. Майевтика и диалектика. Платон и теория идей. «Государство». Аристотель и учение о категориях. Критика теории идей. Учение о четырех причинах. Потенциальное и актуальное.
  • Тема 4. Средневековая философия. Спор об универсалиях и доказательства бытия Бога.
    Сверхразумные истины. Проблема сотворения мира. Всемогущество Бога. Истины веры и истины разума. Патристика. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно». Схоластика. Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм. Ансельм Кентерберийский и онтологическое доказательство бытия Бога. Фома Аквинский и пять доказательств бытия Бога. Теодицея.
  • Тема 5. Проблема человеческой свободы и теории предопределения
    Христианство и проблема свободы. Августин и Пелагий: полемика о свободе. Средневековое августинианство. Мартин Лютер и Жан Кальвин.
  • Тема 6. Рационализм и эмпиризм в философии Нового Времени.
    Агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм. «Новый органон» и учение об идолах Ф. Бэкона. Индукция; наблюдение и эксперимент. «Рассуждения о методе» Р. Декарта и правила метода. Критерии объективности для чувственного опыта: Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Молине, Дж. Беркли. Поиск первых понятий: Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц. Затруднения эмпиризма и рационализма.
  • Тема 7. Трансцендентализм и диалектическая концепция познания.
    Скептицизм против рационализма и эмпиризма. «Критика чистого разума» И. Канта. Априорное и апостериорное знание. Трансцендентальный аргумент и познавательные способности человека. Трансцендентальное единство апперцепции. Антиномии. «Вещь сама по себе» и проблема первого основоположения. Наукоучение Фихте. «Феноменология Духа» Г. В. Ф. Гегеля. Изменение принципов познания.
  • Тема 8. Русская философская традиция.
    Проблема свободы человека в творчестве Достоевского. «Исповедь» Толстого: критика позитивизма, вера и знание, проблема смысла жизни. Русский Религиозны Ренессанс: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков. Проблема философии советского периода. М. Мамардашвили о сущности философии.
  • Тема 9. Критика основ классической метафизики.
    Ранний позитивизм: Огюст Конт и закон трех стадий. Логический позитивизм. Р. Карнап и К. Поппер. «Логико-философский трактар» Л. Витгенштейна. Принципы неклассической рациональности. Школа подозрения (Рикёр): Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Маркс. Феноменология Гуссерля. Мартин Хайдеггер: не Субъект, но Dasein. Критика субъекто-центризма у К. Леви- Стросса и Ж. Делеза. М. Фуко: Смерть субъекта.
  • Тема 10. Современные проблемы философии.
    Логический атомизм Б. Рассела. Венский кружок и Львовско-Варшавская школа. Философия обыденного языка. «Философские исследования» Л. Витгенштейна. У. Куайн как критики позитивизма. Аналитическая философия сознания: Г. Райл, Дж. Серл, Д. Деннет, Д. Чалмерс. Анри Бергсон и его понимание эволюции. Ф. Ницше о человеке. М. Хайдеггер: онтико-онтолгическое различие и забвение бытия. Экзистенциализм как критика идеализма. Особенности человеческой экзистенции, по Ж.-П. Сартру. Структурализм о первичности структур. Постструктурализм. Проблема метаязыка у Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотара.
  • Тема 11. Онтология и гносеология.
    Сущность, бытие и ничто. Мнение и знание. Метафизика как первая философия. Проблема познаваемости мира. Проблема идеального. Душа, сознание и тело в философии. Критика метафизики. Пространство и время в философии. Понятие бесконечности. Субъект, объект, деятельность. Язык и мышление. Критика субъект-объектной оппозиции.
  • Тема 12. Этика и вопрос об источниках морали.
    Метафизические, натуралистические и рационалистические теории в этике. Формы консеквенционализма: гедонизм, эвдемонизм, разумный эгоизм, утилитаризм. Теория морального чувства. Этика долга И. Канта. Автономная этика. Золотое правило морали и категорический императив. Критика формализма в этике. К. Лоренц о происхождении морали.
  • Тема 13. Эстетика как философская дисциплина.
    Природа прекрасного и философские основания искусства. Понятие «мимесиса». Философские проблемы кинематографа. Фотография, театр, перформанс. Этическая и политическая проблематика в современном искусстве.
  • Тема 14. Смысл истории и направленность исторического процесса.
    Основные модели исторического процесса. Циклический взгляд на историю. Идея прогресса в работах Н. Кондорсе. Критика идеи прогресса у Ж.-Ж. Руссо. И. Кант, И. Гердер и Г. Гегель об историческом развитии. Материалистическое понимание истории в работах К. Маркса. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Культурная морфология О. Шпенглера.
  • Тема 15. Человек как существо политическое. Понятие справедливости.
    Проблема справедливости. Справедливость у досократиков и софистов. Платон: справедливость как гармония. Аристотель справедливость и добродетель. Полис: различные трактовки. Полис и государство. Res-publica — римская концепция народа. Уравнивающая и распределяющая справедливости. Справедливость и естественное право. Человек как существо политическое. Равенство и неравенство. Проблема общественного договора. Революция как предмет философского анализа.
  • Тема 16. Философская антропология и проблема человеческого существования.
    Человек как биологическое, социальное и культурное существо. Образ человека в Античности и Средневековье. Антропология И. Канта. Критика европейской культуры и образ сверхчеловека у Ф. Ницше. Экзистенциализм как тип философствования. Понятие вины и ответственности у Х. Арендт. Смерть и смысл жизни.
  • Тема 17. Философия науки и техники. Критерии научности.
    Проблема научного метода. Науки о природе и науки о духе. Структура научных революций: Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос. Верификация и фальсификация как критерии научности. Техника как нейтральный инструмент и как способ овладения природой. Х. Ортега- и-Гассет, М. Хайдеггер и Э. Юнгер о технике
  • Тема 18. Философия религии.
    Философия и религия. Божественное в античной философии. Доказательства бытия бога в средневековой мысли. Проблема теодицеи. Ф. Достоевский и Л. Толстой о вере и знании. Основные подходы к трактовке божественного (теизм, деизм, пантеизм, агностицизм, атеизм).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий онлайн курс
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Особенности проведения экзамена в дистанционном формате 1. Дата и время проведения экзамена определяется расписанием. Экзамен проходит на платформах Zoom и Google-docs. 2. Во время сдачи экзамена в Zoom-конференции включение видео и аудио связи является обязательным в течение всего времени подготовки и выполнения экзаменационного задания. Во время экзамена по усмотрению преподавателя может производится аудио и видео запись. Перед началом экзамена преподаватель может попросить студента показать на камеру свой паспорт. 3. Все время сдачи экзамена студент обязан соблюдать правила: микрофон и камера все время включены, студент находится в поле видимости камеры, ни с кем не разговаривает, лицо студента хорошо освещено. 4. Форма проведения экзамена письменная. Студенты подключается к Zoom конференции, получают через чат конференции ссылку на гугл-форму с заданием. Задание выполняется непосредственно в открывшейся по ссылке гугл-форме. Пункты задания, помеченные звездочкой, обязательны к заполнению. После получения задания на его выполнение дается 60 минут. После выполнения задания студент отсылает гугл-форму и сообщает об этом в чате конференции Zoom, поднимает «руку» и следит за сообщениями преподавателя в чате. Дополнительные условия: 5. Студент обязан заранее обеспечить и проверить технические средства видео и аудио связи. Если у студента отсутствует техническая возможность для участия в экзамене, он не позднее, чем за три дня до экзамена уведомляет об этом менеджера учебного офиса. Все вопросы по дальнейшим действиям студент решает с менеджером учебного офиса. 6. О невозможности присутствовать на экзамене по причине болезни студент должен предупредить преподавателя до конца экзамена и в течение 3 учебных дней предоставить в учебный офис подтверждающие документы. Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату. 7. Студент имеет право отлучиться на 5 минут от камеры, если заранее предупредит преподавателя в чате конференции. В таком случае преподаватель может дополнительно проверить работу студента на плагиат. Если во время любого этапа экзамена студент без предупреждения отключил видео или аудио связь, вышел из поля видимости камеры, разговаривает или другим способом общается с посторонними или другим способом нарушает правила проведения экзамена, то это является основанием для прекращения проведения экзамена для студента и проставления оценки за экзамен «0». 8. Если во время любого этапа экзамена у студента произошло нарушение связи, студент обязан сообщить об этом преподавателю по корпоративной почте с указанием периода и причин отключения, а в случае восстановления подключения — в чате Zoom-конференции. 9. В случае кратковременного (не более 10 минут) нарушения связи преподаватель может предоставить возможность продолжить выполнение задания. В случае долговременного (более 10 минут) нарушения связи, преподаватель может предоставить возможность сдать экзамен позже в этот же день. Если связь не была восстановлена во время экзамена, студент должен сообщить об этом преподавателю и в учебный офис с указанием периода и причин отключения, а также предоставить в учебный офис подтверждающие документы (ответ от провайдера, скриншот проблемы, объяснительная студента и т.д.). Если причина признана учебным офисом уважительной, студенту может быть предоставлена возможность пересдачи экзамена в другую дату.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * онлайн курс + 0.3 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-02454-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-xx-veka-sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya-433231

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гриненко Г.В. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 706с. - ISBN: 978-5-9916-3453-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-378223