• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ахапкина Яна Эмильевна, Буйлова Надежда Николаевна, Кувшинская Юлия Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с теоретическими представлениями о русском литературном языке, систематизирует знания о русской речи, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать теоретические представления о русском литературном языке в его устной и письменной формах в соответствии с современными научными знаниями
  • систематизировать, расширить знания о русской речи как реализации потенциала языковой системы в различных коммуникативных условиях
  • создать навыки идентификации и нормативного использования основных фонетических, лексических и семантических и средств русского языка
  • создать навыки использования профессиональных словарей, справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
  • развить навыки редакторской и корректорской правки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
  • знает основные принципы орфографии и особенности русской орфографии, историю русской графики и орфографических реформ
  • выносит суждения о целесообразности орфографических реформ
  • имеет представление о типах русского произношения, об орфоэпической норме, о требованиях к орфоэпии в радио- и телеречи, об особенностях русского ударения
  • имеет понятие о структуре значения слова, внутренней форме слова, коннотациях, языковой картине мира
  • определяет оценочную лексику и лексику с иными коннотациями
  • находит синонимы и антонимы слов в заданном контексте, определяет различия синонимов
  • различает антонимы и конверсивы, исправляет ошибки, вызванные смешением паронимов, различает омонимию и многозначность
  • стилистически использует синонимы, антонимы, омонимы, многозначность
  • иметь представление о структуре лексического значения, уметь определять метафору, метонимию
  • иметь понятие о когнитивной функции метафоры и о значении метафоры в формировании языковой картины мира, об использовании метафоры в СМИ, о разновидностях публицистических метафор
  • имеет представление о месте русского языка среди языков мира, его истории, причинах и особенностях формирования русского литературного языка, роли старославянского языка для развития русской письменности и культуры, о современных процессах в русском языке
  • имеет представление об исконной лексике, об основных путях заимствования, основных языках-источниках заимствований, о фонетическом и грамматическом освоении заимствованного слова и о не до конца освоенной лексике, о проблеме избытка заимствований в языке и путях ее решения, о причинах заимствований
  • имеет представление об основной стилистической шкале, о стилистической дифференциации русской лексики и синтаксических конструкций, о функционально- и экспрессивно-стилистических разрядах лексики
  • различает стилистическую окраску слов и конструкций
  • знает словообразовательные стилистические признаки
  • находит стилистические синонимы
  • имеет представление об активном и пассивном словарном запасе
  • знает типы устаревших слов, опознает устаревшую лексику и грамматические формы, знает основные источники пополнения словарного запаса
  • различает типы новообразований в языке
  • имеет представление о структуре фразеологического фонда русского языка, различает идиомы и коллокации
  • имеет представление о процессе возникновения фразеологизмов и об их источниках
  • различает стилистическую окраску фразеологизмов, определяет лексическое значение фразеологизмов и находит синонимы
  • знает основные способы переработки фразеологизмов, использующиеся в СМИ
  • имеет представление о способах и моделях словообразования, об основных продуктивных и непродуктивных способах и моделях, о потенциальном и окказиональном словообразовании
  • определяет способ и модель образования слова, определяет типичные потенциальные слова и окказионализмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский литературный язык
    Литературные и нелитературные пласты языка. Вариативность как важное свойство языка. Территориальные и социальные варианты. Региональные варианты русского языка. Понятие о диалектах. Понятие о жаргоне и просторечии. Коммуникативные варианты: вариативность речи в зависимости от ситуации общения. Понятие о норме. Разновидности нормы. Динамика нормы. Нормативные разновидности русского языка. Норма и правильность. Словари русского языка. Электронные ресурсы по русскому языку.
  • Русская орфография
    Принципы русской орфографии. Краткий экскурс в историю русской графики. Реформы графики и орфографии.
  • Русское произношение и ударение
    Краткий экскурс в историю русского литературного произношения. Старшая и младшая норма в произношении. Диалектные различия в произношении. Современная норма произношения и требования к произношению в радио- и телеречи. Основные особенности русского ударения. Акцентные типы.
  • Понятие о лексикологии и о семантике
    Лексическое значение, его структура. Коннотации. Оценка. Внутренняя форма слова. Языковая картина мира.
  • Парадигматические отношения в лексике
    Синонимия и антонимия. Конверсивы. Паронимы. Омонимы. Многозначность и омонимия.
  • Многозначность
    Прямое и переносное значение. Основные типы переноса значения: сужение значения, метонимия, метафора. Метафора как когнитивный механизм, как способ образования нового значения слова и как образное средство.
  • Русский язык и его место среди языков мира
    История русского литературного языка. Языковые семьи и группы. Славянские языки. Русский язык в мире: русский как язык международного общения. Начало славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица. Первые литературные памятники. Разновидности литературного языка в Древней и средневековой Руси. Формирование русского литературного языка. Современные процессы в русском языке.
  • Происхождение русской лексики
    Заимствованная и исконная лексика. Старославянизмы. Освоение заимствованного слова в языке. Проблема нормативно-стилистической оценки заимствований в языке. Общественное и государственное отношение к заимствованиям.
  • Стилистическая дифференциация русской лексики
    Нейтральная лексика. Экспрессивная лексика. Функционально-стилистические разряды лексики. Стилистические синонимы.
  • Старое и новое в лексике
    Пассивный и активный запас. Устаревшие и новые слова. Типы устаревших слов. Типы новых слов, способы их вхождения в язык. Стилистическая оценка и стилистические возможности устаревших и новых слов.
  • Русская фразеология
    Типы фразеологизмов. Источники русской фразеологии. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Использование фразеологии в СМИ.
  • Русское словообразование
    Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы и модели. Потенциальное словообразование. Окказионализмы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий контрольное домашнее задание 1
  • неблокирующий орфографический диктант
  • неблокирующий контрольное домашнее задание 2
  • неблокирующий итоговый доклад
  • неблокирующий тест по теории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * итоговый доклад + 0.2 * контрольное домашнее задание 1 + 0.2 * контрольное домашнее задание 2 + 0.1 * орфографический диктант + 0.1 * работа на семинарах + 0.2 * тест по теории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368