• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в политологию

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Розенберг Дина Яновна
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс по «Сравнительной политологии» охватывает наиболее важные темы дисциплины и прослеживает развитие методологии от сравнительных кейс-стади до крупномасштабных межвременных исследований и экспериментов на местах. Почему, вmсреднем, самые богатые страны – демократии? Или, заимствуя вопрос Л. Даймонда (2010), почему мир не знает ни одной арабской демократии? Почему авторитаризм не помешал (помог?) «азиатским тиграм»? Насколько устойчивы гибриды? В чем «секрет эффективности» парламентской формы правления? Почему страны с пропорциональной системой выборов больше тратят на социальные расходы, чем страны с мажоритарной формулой? Производят ли федерации больше технологических инноваций, чем унитарные государства? Каково оптимальное соотношение между властью президента и конгресса, скажем, в странах Латинской Америки? Что такое политические партии, и каковы их функции? Иными словами, как институты влияют на результаты политики? Однако, сами институты – продукт выбора (общество? элиты? группы интересов? лобби?), а потому мы затронем вопросы институционального дизайна и институционального изменения (например, кто выступит «архитектором» политической системы Украины, и спасет ли страну федерализация?). Полученные теоретические знания будут подкреплены изучением кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать: - контент основных политических моделей, используемых в международной и российской - научно-исследовательской и аналитической деятельности - основные методы в Политической Науке - основные политические закономерности - основные термины в Политической Науке - главные теории в Политической Науке - главные концепции в Политической Науке - основные эконометрические модели в Политической Науке
  • уметь: - подвергать критике существующие и создавать собственные модели, максимально отражающие реальность; - выводить гипотезы и подбирать зависимые и независимые переменные; - тестировать гипотезы с помощью адекватного эконометрического инструментария; - читать и понимать научно-политологические статьи на английском языке; - применять изученные теории для грамотного объяснения реальных событий.
  • владеть: - навыками анализа и конструктивной критики существующих теоретических и эмпирических моделей - контентом самых современных политических теорий - навыками построения собственных теоретических моделей с использованием формального инструментария (теория игр) и статистических методов - навыками грамотного прочтения и в будущем эффективного использования эконометрических методов - навыками междисциплинарного анализа информации - навыками написания статей уровня мировых научных политических журналов - навыками академического письма международных стандартов: терминологии, логике и структуре текста, описанию статистических данных.
  • обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК): ОК-4, ПК-8, ПК-9
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные концепции репрезентативного и ответственного правления
  • Владеет навыками анализа и конструктивной критики существующих теоретических и эмпирических моделей относительно политики перераспределения и государства всеобщего благоденствия
  • Знает основные концепции и теории о бюррократии, групппах интересов и лоббировании
  • Знает основы судебной системы
  • Владеет контентом современных теорий о достойном правлении, коррупции, клиентализме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономические и культурные причины демократизации.
  • Политические режимы. Демократия.
  • Политические режимы. Автократия.
  • Выборы. Электоральные системы.
  • Партии и партийные системы. Популизм и правые партии.
  • Группы интересов и социальные движения.
  • Протесты и роль СМИ.
  • Политика и СМИ.
  • Форма правления: президентская и парламентская.
  • Как устроен Американский Конгресс?
  • Федерализм и децентрализация.
  • Делегирование невыборным институтам: центральные банки и суды.
  • Бюрократия.
  • Политика и здравоохранение.
  • Политические режимы и технологические инновации.
  • TBA
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Интерактивные лекции
  • неблокирующий Проверочные работы
  • неблокирующий Рецензии
    Студенты могут выбрать любые научно-исследовательские статьи (не публицистические) для рецензии как из обязательной, так и из дополнительной литературы. Рецензии на политологические научные тексты не должны превышать 3 страницы, 12 шрифт, двойной интервал. От рецензий я жду содержательного, детального разбора статьи (сильные и слабые стороны, здоровая критика, предложения об улучшении), а также собственного мнения на данную тему. Рецензия- краткий пересказ cтатьи - засчитана не будет. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем.
  • неблокирующий Статья
    В случае получения студентом неудовлетворительной оценки за курс, студент должен в течение установленного времени прислать все работы, которые не были сданы ранее или по которым была получена неудовлетворительная оценка. После первой пересдачи нельзя получить оценку за курс выше 6 баллов из 10 При получении неудовлетворительной оценки за первую пересдачу, студент имеет право на вторую попытку. В этом случае все материалы будут оцениваться комиссией из трех человек. После второй пересдачи нельзя получить оценку за курс выше 5 баллов из 10
  • неблокирующий Интерактивные лекции
  • неблокирующий Проверочные работы
  • неблокирующий Рецензии
    Студенты могут выбрать любые научно-исследовательские статьи (не публицистические) для рецензии как из обязательной, так и из дополнительной литературы. Рецензии на политологические научные тексты не должны превышать 3 страницы, 12 шрифт, двойной интервал. От рецензий я жду содержательного, детального разбора статьи (сильные и слабые стороны, здоровая критика, предложения об улучшении), а также собственного мнения на данную тему. Рецензия- краткий пересказ cтатьи - засчитана не будет. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем.
  • неблокирующий Статья
    В случае получения студентом неудовлетворительной оценки за курс, студент должен в течение установленного времени прислать все работы, которые не были сданы ранее или по которым была получена неудовлетворительная оценка. После первой пересдачи нельзя получить оценку за курс выше 6 баллов из 10 При получении неудовлетворительной оценки за первую пересдачу, студент имеет право на вторую попытку. В этом случае все материалы будут оцениваться комиссией из трех человек. После второй пересдачи нельзя получить оценку за курс выше 5 баллов из 10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Интерактивные лекции + 0.2 * Проверочные работы + 0.3 * Рецензии + 0.3 * Статья
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clark, W. R. (DE-588)13711754X, (DE-576)302153160. (2013). Principles of comparative politics / William Roberts Clark; Matt Golder; Sona Nadenichek Golder. Los Angeles [u.a.]: CQ Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.359208835
  • Политология : учебник, Мельвиль А. Ю., Алексеева Т. А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daron Acemoglu, Simon Johnson, & James A. Robinson. (2002). Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution. The Quarterly Journal of Economics, (4), 1231. https://doi.org/10.1162/003355302320935025