• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Профориентационный семинар "Профессия менеджера в современном мире"

Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина относится к блоку дисциплин по проектной/исследовательской работе и формирует у студентов базовые знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках бакалаврской программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено: (а) изучение основ управленческой деятельности и новых требований к компетенциям менеджеров в условиях Четвертой промышленной революции; (б) проведение практических занятий / мастер-классов менеджерами ведущих российских и международных компаний; (в) первичное тестирование по методике DISC для выявления типа личности/поведения с последующим определением направлений саморазвития студентов для успеха в профессии менеджера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с будущей профессией
  • Подготовка к выбору траектории карьерного развития
  • Определение направлений саморазвития студента(ки) как будущего менеджеров на основе выявления типа личности/поведения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю возникновения и эволюцию профессии менеджера
  • Знает базовые понятия управленческой деятельности
  • Знает уровни и функциональные области менеджмента в организации
  • Знает общие характеристики и основные различия менеджмента в трех секторах экономики
  • Различает базовые компетенции менеджера и новые требования к управленческим компетенциям в условиях Четвертой промышленной революции
  • Может сравнивать новые тенденции в развитии профессии менеджера с традиционными подходами в управленческой деятельности
  • Может сравнивать различные траектории карьерного развития менеджера, в том числе по профилям бакалаврских программ ВШБ по направлению «Менеджмент»
  • Умеет выделять основные поведенческие типы личностей, актуальные в управлении бизнесом
  • Умеет применять типологию личностей к анализу состоявшихся карьер менеджеров и определению направлений саморазвития как будущего менеджера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в профориентационный семинар «Профессия менеджера в современном мире» и в профессию менеджера.
    Знакомство с логикой дисциплины и планом занятий. Понятия «менеджмент», «организация», «менеджер», «управленческое решение», «бизнес-модель» и другие базовые понятия управленческой деятельности. Менеджмент и лидерство. Менеджеры и предприниматели. Менеджмент как область исследований и как профессия. Историческая эволюция профессии менеджера. Уровни и функциональные области менеджмента в организации. Базовые профессиональные компетенции менеджера. П.Друкер об общем и особенном менеджмента в бизнесе, государственных и некоммерческих организациях. Эффективность и результативность менеджмента. Концепция русской модели управления А.Прохорова. Профессиональное образование в области менеджмента: от бакалавриата до Executive MBA и корпоративного обучения.
  • Современные тенденции в профессиональном менеджменте
    Понятие «Четвертая промышленная революция». Технологии Четвертой промышленной революции и переход к менеджменту на основе (больших) данных. Новые требования к профессиональным, социальным и цифровым компетенциям менеджера в цифровой и сетевой глобальной экономике. Радикальные обновления бизнес-моделей на основе цифровых платформ и экономики совместного потребления. Инновационные экосистемы как ключевой фактор конкурентоспособности. Цифровая трансформация компаний: особенности цифровых аборигенов и компаний традиционных отраслей. Возрастание роли социальной ответственности и принципов устойчивого развития в судьбе компаний. Внутренние и внешние стейкхолдеры (заинтересованные стороны) компании. Формы и методы корпоративной социальной ответственности. Задачи менеджмента в «зеленой экономике».
  • Профессия менеджера и типология личностей
    Жизненный цикл компаний и различные типы личностей менеджеров. Понятие жизненного цикла компании и его основные этапы. Концепция PAEI И.Адизеса – четыре основных типа менеджеров (стилей менеджмента). Принципы построения эффективных, взаимодополняющих управленческих команд. Проведение психологического онлайн-теста DISC для определения типов личностей студентов (как будущих менеджеров) с оценкой их сильных и слабых сторон и последующей обратной связью в группах с элементами коучинга. Осознание своего управленческого стиля и соотнесение его параметров с поведенческими паттернами других людей; начало формирования индивидуальной траектории развития студента как профессионального менеджера.
  • Карьерное развитие менеджеров и рынок управленческих кадров
    Проектирование и управление развитием карьеры менеджера. Основные этапы и вызовы карьеры менеджера. Карьерные лестницы менеджеров в компании. Регулярная оценка, обучение и развитие как важные инструменты управления карьерой. Постоянное саморазвитие как условие успеха профессионального менеджера. Управление внутренней энергией: современные концепции и методы. Концепция 7 навыков высокоэффективных людей С.Кови. Индивидуальная программа развития менеджера. Современный рынок управленческих кадров: масштабы, сегменты, новые тренды. Рекрутинговые фирмы и корпоративные системы подбора и отбора управленческих кадров. Особенности мирового и российского рынков управленческих кадров. Презентация Центра карьеры Высшей школы бизнеса ВШЭ: его задачи и основные ежегодные мероприятия. Основные платформенные и оффлайн сервисы Центра карьеры в развитии навыков успешного найма и построения карьеры выпускников ВШБ.
  • Введение в профили программы «Управление бизнесом»
    Финансовый менеджмент: базовые понятия и цифровые технологии. Финансовый и управленческий учет. Основы управления финансами компании и новые задачи в цифровой экономике. Оценка бизнеса. Профессиональные компетенции финансового менеджера. Управление человеческими ресурсами: цифровая трансформация традиционной модели. Понятия HR-цикла и «управления опытом сотрудника в компании». Переход к управлению талантами на основе HR-аналитики. Профессиональные компетенции HR-менеджера. Предпринимательство: самостоятельное и внутрифирменное. Предпринимательство как «созидательное разрушение». Венчурное и социальное предпринимательство. Управленческие навыки и способности успешных предпринимателей. Международный бизнес: вызовы «новой глобализации». Современные особенности управления международной компанией. Понятие глобализации. Кросскультурный менеджмент. Профессиональные компетенции менеджера в международном бизнесе.
  • Введение в профессии менеджера по маркетингу, по логистике и управлению цепями поставок и по управлению проектами
    Маркетинг: базовые понятия и цифровые технологии. От концепции 4Р к современному пониманию маркетинга. Цифровой маркетинг. Концепции управления клиентским опытом и цифровыми продуктами. Профессиональные компетенции менеджера по маркетингу. Логистика и УЦП: новые задачи в цифровой экономике. Особенности управления логистикой и цепями поставок. Особенности менеджмента в различных функциональных областях логистики. Цифровые технологии в логистике и УЦП. Профессиональные компетенции менеджера в области логистики и УЦП.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (только открытые вопросы) и имеет целью итоговую проверку результатов изучения студентами литературы по дисциплине, материалов учебных занятий с приглашенными экспертами и уточнения результатов анализа, проведенного в эссе студента.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе выполняется в письменной форме объемом не более 0,5 п.л., направляется преподавателю и принимается им до окончания изучения дисциплины и имеет целью самостоятельный и структурированный анализ студентами результатов их тестов DISC и не менее 3 биографий известных менеджеров на основании изучения профессиональной книжной литературы. Данный анализ должен быть выполнен в следующей структуре: • Основные результаты карьеры выбранных студентом известных менеджеров, основные трудности, которые им пришлось преодолеть при реализации своих целей и наиболее важные управленческие решения, принятые ими при этом • Сравнительный анализ ключевых личностных характеристик известных менеджеров • Сопоставление выявленного поведенческого типа личности студента с ключевыми личностными характеристиками известных менеджеров, выбранных им для анализа, и выводы для саморазвития как будущего профессионального менеджера.
  • неблокирующий Активность на занятиях
    4 теста за весь курс обучения, в вопросы тест будут включены вопросы в том числе и по дополнительным источникам рекомендуемой литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Прохоров, А. П. Русская модель управления / А. П. Прохоров. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. -492 с. - ISBN: 978-5-98062-062-2. - Текст электронный // ЭБС Айбукс. -URL: https://ibooks.ru/bookshelf/372229/reading
  • Стили менеджмента - эффективные и неэффективные: Учебное пособие / Адизес И.К., Гутман Т., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5339-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924619
  • Шваб, К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. / К. Шваб. – М.: Эксмо, 2016. – 139 с. - ISBN: 987-5-699-90556-0. - Текст электронный // ЭБС Айбукс. -URL: https://ibooks.ru/bookshelf/372213/reading

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 378 с.: ISBN 978-5-9614-4585-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923768