• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Микроэкономика

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зухба Елена Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Практическая направленность курса "Микроэкономика" предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности маркетологов, менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Формы контроля включают письменные работы, решение кейсов, групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли и направленную на формирование навыков принятия управленческих решений) и экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать базовые навыки применения методов и инструментов экономического анализа; - выработать умение принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет влияние альтернативных затрат; иллюстрирует динамику кривой производственных возможностей
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; иллюстрирует (алгебраически и графически) их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; знает методику расчета ценовой и перекрестной эластичности спроса и предложения и умеет её применять
  • определяет издержки производства и интерпретирует экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • знает базовую методику расчета оптимального объема выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; интерпретирует ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • интерпретирует экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, определяет цену фактора производства, объясняет выбор работника между трудом и отдыхом
  • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • объясняет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, определяет цену товара на рынке «лимонов»
  • соотносит причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
    Предмет и методы экономической науки. Принципы экономики. Позитивный и нормативный анализ. Рациональное поведение. Микро- и макроэкономика как составные части экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика. Роль ожиданий экономических агентов. Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора. Граница производственных возможностей общества. Альтернативные издержки. Сравнительное преимущество. Разделение труда, специализация и обмен. Основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах.
  • Тема 2. Теория предельной полезности
    Полезность в экономической теории и проблема ее измерения. Понятие потребностей, их виды. Экономические блага, их классификация. Понятие полезности, ее особенности и способ достижения. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности как зависимость между количеством единиц потребляемого блага и уровнем полезности, которая достигается потребителем. Закон убывающей предельной полезности блага. Закон убывающей предельной полезности блага, его графическое представление. Оптимизация потребления в условиях множества потребляемых благ. Влияние на поведение потребителя бюджетных ограничений и цен. Суть рационального выбора потребителя. Равновесие потребителя с кардиналистской позиции. Понятие равновесия потребителя. Модель потребления набора благ. Первый и второй законы Г. Г. Госсена. Понятие спроса на благо. Определение индивидуального спроса на благо.
  • Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
    Сравнение кардиналистской и ординалистской теорий. Выбор потребителя с ординалистской позиции. Система предпочтений потребителя и ее основные элементы. Множественность благ и полная информированность потребителя как внешние условия для осуществления выбора. Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения благ: экономический смысл и методика вычисления. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение и возможности потребителя. Бюджетная линия: уравнение и графическое построение. Определение наклона бюджетной линии и его угла вследствие изменения цен на блага. Влияние изменения дохода потребителя и положения бюджетной линии на процесс потребления. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора. Два подхода к оптимизации потребительского выбора, их предельная интерпретация.
  • Тема 4. Анализ поведения потребителя
    Реакция потребителя на изменение его дохода. Изменение оптимального состояния потребителя в результате изменения его дохода. Графический анализ и построение линии «доход-потребление». Наклон линии как свидетельство отношения потребителя к благам. Понятие «благо с нормальной потребительской ценностью» и «благо с низкой потребительской ценностью». Кривая Энгеля. Закон Энгеля. Распределение потребительских расходов по направлениям их использования. Реакция потребителя на изменение цен товаров. Изменение выбора потребителя в результате изменения цены одного из товаров и обоих товаров. Построение кривой «цена-потребление». Траектория развития потребления как результат снижение цен. Построение кривой индивидуального спроса потребителя. Эффект замещения и эффект дохода. Разложение совокупной изменения объема спроса на две составляющие: эффект дохода и эффект замещения. Одно- и разнонаправленное влияние эффектов. Парадокс Гиффена. Факторы образования «излишка потребителя».
  • Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
    Спрос и закон спроса. Отображение спроса. Закон спроса и его объяснение базовыми положениями теории поведения потребителя. Социальные эффекты, затрудняющие связь между индивидуальным и рыночным спросом: эффекты «толпы», «сноба», «Веблена». Принципиальная оценка воздействия ценовых и неценовых факторов спроса в диагностике реальных ситуаций на товарных рынках. Ценовая эластичность спроса. Методические подходы к исчислению показателя эластичности. Диапазон числовых значений коэффициента прямой ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Методика вычисления коэффициента эластичности спроса по доходу, параметры его значений для «нормальных» и «неполноценных» товаров. Суть «перекрестной» эластичности спроса, методика вычисления соответствующего коэффициента. Количественные параметры эластичности для взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Предложение и закон предложения. Суть понятия «предложение». Закон предложения и его аргументация. Анализ изменений в предложении и в объеме предложения. Ценовые и неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения. Методика вычисления уровня ценовой эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Перекрестная эластичность предложения и ее влияние на стратегию товаропроизводителя. Взаимодействие спроса и предложения на микроуровне.
  • Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
    Предприятие как субъект рынка и производственно-рыночная система. Предприятие как центр принятия решений. Мотивация поведения предприятия. Понятие оптимального и равновесного состояний предприятия. Вариации факторов производства и оптимум товаропроизводителя Понятие и параметры производственной функции. Совокупный, средний и предельный продукт. Частная вариация факторов производства. Производственная функция с одним переменным фактором и ее графическое отображение. Феномен «угасания» производственной функции. Изоквантная вариация факторов производства. Производственная функция с двумя переменными факторами. Кривая одинакового продукта (производственного безразличия) - изокванта. Предельная норма технического замещения. Пропорциональная вариация факторов производства. Увеличение выпуска за счет пропорционального наращивания объемов ресурсов. Постоянная, нисходящая и возрастающая отдача от масштаба. Причины растущего и нисходящего эффекта от масштаба. Эластичность масштаба и ее взаимосвязь с эластичностью производства. Оптимум производителя и изоклинная вариация факторов. Линия одинаковых затрат - изокоста. Общий график изоквант и изокост. Выбор комбинации производственных факторов по критериям минимизации затрат или максимизации прибыли.
  • Тема 7. Затраты и результаты производства
    Издержки производства, экономический и бухгалтерский подходы к их определению. Альтернативные издержки и их состав. Совокупные, средние и предельные издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки (совокупные и средние). Типичный характер изменения издержек в краткосрочном периоде. Закон неизбежного роста предельных издержек (снижения доходности). Издержки на долгосрочных интервалах. Изоквантная, пропорциональная и изоклинная вариация факторов производства и функция издержек. Кривые долгосрочных расходов (совокупных и средних) как такие, которые огибают кривые краткосрочных затрат. Виды кривых долгосрочных средних издержек. Понятие общего (совокупного, валовой), среднего и предельного дохода (выручки). Прибыль как конечный результат деятельности предприятия. Максимизация благосостояния собственников (сумма полученной прибыли и стоимость предприятия /бизнеса/) как долгосрочная цель акционеров. Совокупная, средняя и предельная прибыль.
  • Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
    Модель рынка совершенной конкуренции и ее характеристики. Признаки и условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Понятие рыночного равновесия. Определение равновесной цены и равновесного количества товара. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Равновесие предприятия и отрасли в краткосрочном периоде. Рыночный спрос на продукцию фирм в условиях совершенной конкуренции. Графическое изображение спроса, среднего, предельного и совокупного дохода предприятия. Максимизационно-минимизационные цели предприятия в краткосрочном периоде. Определение оптимальных объемов выпуска: два подхода. Поведение предприятия в условиях изменения рыночной ситуации. Предложение фирмы в краткосрочном периоде, его связь с кривыми издержек; график отраслевого предложения. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде и ее возможные конфигурации (отрасли с постоянными, возрастающими, нисходящими издержками, и с их комбинациями). Долгосрочное равновесие предприятия, отрасли рынка и механизм ее поддержки.
  • Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
    Модель "чистой" монополии и ее характеристики. Понятие «единственного продавца», «рыночной (монопольной) власти» в узком и широком смысле. Признаки «чистой» монополии. Разновидности монополии. Понятие монопсонии. Диагностика монопольной власти. Монопольный рынок в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая спроса монополиста. Одновременный выбор монополистом цены и объема производства. Влияние на поведение монополиста ценовой эластичности спроса. Правило максимизации прибыли. Варианты состояния фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Предложение монополиста и особенности ее формирования. Определение монопольной цены. Ценовая дифференциация и дискриминация. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде.
  • Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
    Признаки и распространение монополистической конкуренции. Общие черты и различия монополистической конкуренции по сравнению с совершенной конкуренцией и чистой монополией. Модель поведения фирмы - монополистического конкурента. Эластичность спроса в условиях монополистической конкуренции. Доходность и убыточность предприятия в краткосрочном периоде. Определение оптимального объема продаж и ценовая политика. Условия достижения и поддержания безубыточности в долгосрочном периоде. Неценовая конкуренция: сущность и предпосылки развития. Влияние рекламной деятельности на объем продаж и расходов. Эффективность монополистической конкуренции.
  • Тема 11 Олигополистический рынок
    Основные признаки олигополии. Теоретические модели олигополии. Стратегии возвращения к равновесию по Нэшу. Анализ взаимоотношений двух товаропроизводителей в статике. Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх). Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенных» - пример некооперативной игры с нулевой суммой. Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно; договорное и конкурентное равновесие. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Интерпретация дуополии. Анализ «ломаной» линии спроса. Особенности организации олигополистического рынка. Поведение олигополистов: некооперированные и кооперированное. Ценовые войны. Неценовая конкуренция. Ценообразование в условиях олигополии. Повторяющиеся взаимодействия в условиях олигополистической конкуренции.
  • Тема 12 Рынок факторов производства
    Взаимосвязь рынков продуктов и рынков факторов производства. Потребление факторов производства: цели и ограничения. Предельный продукт производственного ресурса. Производственная функция, издержки производства и спрос на факторы производства. Влияние разновидности структуры рынка товара на производный спрос. Особенности поведения предприятия-покупателя на монопсоническом и олигополистическом рынках факторов производства. Производный спрос и принцип оплаты факторов. Сравнение предельного дохода (выручки) и предельных издержек товаропроизводителя при потреблении одного фактора производства. Условия долгосрочного равновесия предприятия с учетом производного спроса. Общая характеристика рынка факторов производства. Функции рынков ресурсов в экономике. Предельный физический продукт ресурса, методика его исчисления и графическая интерпретация. Предельная доходность ресурса для различных производителей. Предельные издержки ресурса и максимизация прибыли производителем. Ценовая эластичность спроса на ресурс. Рынок труда. Спрос на труд и его предложение в условиях совершенного конкурентного и неконкурентного рынков. Обоснование решения о найме. Спрос фирмы на труд. Уравнение Слуцкого в теории производства. Кривая рыночного спроса на труд как фактор производства. Спрос фирмы на труд в случае конкурентного рынка труда. Обоснование выбора рабочего по поводу труда и отдыха. Эффекты дохода и замещения при изменении заработной платы. Индивидуальное предложение труда: эффект изменения наклона кривой предложения труда. Кривые предложения труда, «прогибающиеся внутрь». Дифференциация заработной платы. Равновесие рынка труда с несовершенной конкуренцией. Анализ последствий введения минимальной заработной платы. Капитал и процентный доход. Капитал как ресурс длительного пользования, его формы. Инвестиции, сбережения и рынок капитала. Многопериодные производственные решения; спрос и предложение на заемные ресурсы, равновесная ставка процента. Понятие «ссудного процента». Влияние ставки ссудного процента на краткосрочные инвестиционные проекты предпринимателей. Обоснование инвестиционных решений в долгосрочном периоде. Влияние изменения ставки на равновесный объем предпринимательских инвестиций. Понятие «текущая, или дисконтированная стоимость», методика её вычисления. Текущая стоимость и рыночная цена основных фондов. Обоснование инвестиционных решений о приобретении основных фондов. Равновесие на конкурентных рынках факторов производства. Экономическая рента.
  • Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
    Понятие общего равновесия. Эффекта обратной связи (feedback effect), Система уравнений общего равновесия. Модель Вальраса. Эффективность обмена. «Ящик Эджуорта». Кривая контрактов. Эффективность по Парето.
  • Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
    Возможные причины несостоятельности рынка. Экстерналии. Внешние эффекты и их экономическое содержание. Понятие внешних эффектов, их типы. Частные и социальные издержки и выгоды; их графическое представление. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Проблема внешних эффектов и ее решение. Теорема Коуза-Стиглера. Государство и внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии. Подходы к решению проблемы неэффективности: нормативы выбросов, налоги (субсидии) Пигу, передаваемые лицензии на выбросы, интернизация внешнего воздействия; внешние эффекты и права собственности: теорема Коуза. Пример: трагедия общин. Общественные блага. Классификация и свойства общественных благ. Чистые общественные блага. Смешанные блага. Достойные блага и общественные блага. Локальные общественные блага, теория клубов. Эффективный объем предоставления общественных благ Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ. Решение проблемы безбилетника. Модель Линдаля и механизм действия налога Кларка Избиратели, политики и чиновники. Парадоксы коллективного выбора. Теорема Эрроу. Новая политическая экономия Джеймса Бьюкенена. Уравнение Самуэльсона, графическая иллюстрация оптимального количества общественного товара для квазилинейной экономики. Экономическая роль правительства в рыночной экономике Асимметрия информации. Проблема неблагоприятного отбора. Рынок «лимонов». Проблема морального риска. Основные элементы модели найма (principal-agent problem). Задача найма в ситуации асимметричной информации относительно типов работников. Информационные сигналы. Задача найма в ситуации асимметричной информации относительно усилий работника. Моральный риск со скрытой информацией .
  • Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
    Неблагоприятный отбор. Риск недобросовестности. Преодоление информационной асимметрии. Транзакционные издержки. Теория игр и стратегии конкуренции. Выбор в условиях неопределенности. Равновесие потребителя в условиях неопределенности. Обмен рисками (модели обмена в условиях неопределенности). Познавательные ограничения и поведение акторов. Микроэкономика инноваций. Прикладные аспекты использования микроэкономики в маркетинге и менеджменте.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Во 2-м и 3-м модуле 2020-2021 учебного года этот вид работы проводится в on-line формате с использованием платформ MS Teams и Zoom
  • неблокирующий Контрольная работа 1 и Контрольная работа 2
    Каждая контрольная работа (письменная работа продолжительностью 80 минут, в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия – раздачу и сбор билетов, инструктаж и т.п.) проводится по билетам, включает четыре типа заданий: теоретические вопросы/проблемные ситуации, тесты, качественные задачи с графической иллюстрацией ответа и количественные задачи. Для каждого задания в билете указывается максимальное количество баллов за их выполнение. Максимальное количество баллов, которое может получить студент на контрольной работе, равно 100. Во 2-м и 3-м модуле 2020-2021 учебного года этот вид работы проводится в on-line формате
  • неблокирующий Домашняя работа
    представляет собой самостоятельное исследование конкретного рынка товаров (услуг). Выполняется в составе команды по 5 человек. Состав участников команды формируется студентами самостоятельно. Защита работы проводится в on-line формате
  • неблокирующий Итоговый контроль (Контрольная работа 3)
    Проводится в формате on-line по всем темам курса. Представляет собой письменную работу, включающую ответы на вопросы и выполнение упражнений в течение 80 мин., в т. ч. учитывается время на организационные мероприятия. Структура письменной работы и методика расчета оценки аналогичны контрольной работе 1 и 2. Проверка работ осуществляется в течение 10 рабочих дней после проведения контрольного мероприятия до сессии. Перед выставлением итоговых оценок проводится ознакомление студентов с результатами их работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.4 * Итоговый контроль (Контрольная работа 3) + 0.3 * Контрольная работа 1 и Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика : учебник, Никулина, И. Н., 2013
  • Микроэкономика: Учебник / И.Н. Никулина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 553 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005083-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/363509
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
  • Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
  • Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6